Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект «Школьный киноклуб» как средство приобщения детей к чтению и раскрытию их творческих способностей. Иванова Екатерина Владимировна, ГБОУ школа № 327 Санкт-Петербург, учитель начальных классов Писная Лариса Сергеевна, ГБОУ школа № 327 Санкт-Петербург, учитель начальных классов Пригода Наталия Анатольевна, ГБОУ школа № 327 Санкт-Петербург, учитель начальных классов Раньше книга была наставником, учителем, источником знаний. Она соединяла поколения людей в семье, создавала обстановку дружеских отношений, воспитывала лучшие человеческие качества, вселяла добро и свет в душу, начиная с младенчества. На сегодняшний день картина изменилась. Виной тому огромное количество технических средств, которые являются более простым источником получения информации (аудиокниги, усеченные произведения и т.д.) и просто нежелание дружить с книгой.  Перед учителями начальных классов стоит важнейшая задача — формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения в школе  дети должны овладеть техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать.Но, есть ряд причин, препятствующих развитию читательской компетенции, препятствующий  любви  к чтению. Озвучим некоторые из них. Причины, вызывающие у детей нелюбовь к чтению. Технические трудности в овладении словом. Плохо сформирован  навык чтения. Что плохо даётся, то и не любится. Общее волевое недоразвитие. Чтобы читать, нужно прикладывать усилия, нужно иметь воображение и затрачивать умственные усилия, чтобы представить себе героев, переживать вместе с ними. Часто это бывает у детей, которые не доиграли в детстве, у кого палочка не превращалась в ложку, им сложно вообразить себя в роли какого-то героя. Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, непросто связанные друг с другом, а взаимовлияющие друг на друга. Часто дети просто не знают, что читать- это интересно. Возможно, в детстве им не читали сказки на ночь, то что задают на уроках- неинтересно. Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и может превратиться в ненавистное занятие, когда его исполнения требуют. Ребёнок даже не знает, что это такое- читать книгу, просто так, для  себя. Его «не заразили» в детстве интересом к книге. Общее снижение интереса к чтению. Нет культа книги, общей заразительности, когда одна потрёпанная книжка переходила из рук в руки. Нет дефицита книг, а что доступно, то неинтересно. Смена приоритетов. Чтение становится непрестижным занятием «для ботанов», куда «круче» пройти уровень в игре или запостить новенькое селфи на страничке. Значимость книг и писателей падает. Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей. Они не понимают значения слов в обычном тексте. Кроме того, наш век- информационный. Учёба- это процесс получения информацию. Проще найти информацию,  нажав пару клавиш  на клавиатуре, чем пролистать пару- тройку книг. Усталость. Ребенок настолько плотно загружен учебой и дополнительными занятиями, что на вдумчивое чтение у него просто не остается сил и времени. Мы выделили несколько причин, но на самом деле их может быть гораздо больше. И в общем плане, и в плане отдельного ребёнка. В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение - это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес. Предлагаем несколько способов, путей решения данных проблем, которые может применять сам учитель или использовать, как советы для родителей. Способы решения проблем, способы приобщения к чтению. 1.Стать примером для ребёнка. Приобщение детей к чтению нужно начинать ещё в младенческом возрасте, читать ребёнку книги, листать, рассматривать, обсуждать книги. Здесь, безусловно, большую роль играют родители. Если родители читающие, ребёнок это видит, то и у него возникнет интерес к чтению книг. «Дети- это то, что они видят, а не то, что слышат».  Мало кто признается, что не читал детям. И мы не можем насильно заставить родителей читать детям. Можно задавать домашнее задание, чтобы именно родители прочитали детям то или иное произведение. Учитель, тоже авторитет для ребёнка. Если мы будем читать вместе с ними, обсуждать прочитанное, делиться своими впечатлениями о прочитанном, то и у ученика проснётся интерес. Можно принести в класс несколько книг из домашней библиотеки, сказать, что читали их в детстве. Рассказать о любимой книге, заинтересовать. Может непедагогично, но эффективно действует конкуренция – активное общение с читающими детьми на глазах у «нечитайки», говорите о книгах – прочитанных и тех, которые планируете прочитать, хвалите. Это тоже может подстегнуть к чтению, чтобы пообщаться с учителем. 2. Переносите книги в реальную жизнь. Анализировать произведения, показывая их связь с реальной жизнью. На начальном этапе это могут быть книги про школьную жизнь, про их ровесников. Произведения В.Драгунского, Н.Носова, В.Голявкина. 3. Как говорится, «Умная книга пробуждает умную мысль» Часто ребёнку непонятно, что с этой мыслью делать дальше. Здесь помогут организация совместного обсуждения, диспуты, реклама книг, ведение читательского дневника, викторины, литературные  вечера, театрализация- сопровождение чтения игровыми действиями, игровыми приемами.  Чтобы прочитанное было как-то оформлено, скажем так- запротоколировано. 4. Развивать воображение. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение – один из способов приобщения ребенка к книге. Предложить нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению, понравившегося героя, обложку к книге. Придумать другую концовку произведения. Поменять героев местами. 5. Если ученик читает совсем плохо, используйте аудиозаписи. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным.  6. Чтобы школьная литература не вызывала скуку, предваряйте программу. Вы всегда можете заранее рассказать что-то интересное и необычное про авторов, чьи произведения еще только будут изучаться, познакомить с веселыми и увлекательными страницами их непрограммных книг, сходить на спектакли по этим произведениям. Тогда восприятие обязательных произведений будет позитивным. 7. Помочь найти ребёнку ту самую- интересную книгу. Здесь конечно не обойтись без помощи родителей, чтобы найти ту самую книгу возможно придётся прочитать их тысячи. Подбирать книги соответствующие возрасту и интересам ребёнка. В 1 классе - это может быть с небольшим текстом, с одной иллюстрацией.  Книги про жизнь таких же детей, как они. Книги с динамичным сюжетом. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивится событию, явления, человеку для ребенка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда в познании. Так же, приобщению детей к чтению способствует тесное сотрудничество с библиотекой школы. Можно организовать совместные библиотечные уроки со школьным библиотекарем. Посещение выставок в школьной библиотеке. Экскурсии в городские библиотеки. Другие приёмы - Прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребенку самому дочитать рассказ или всю книгу. - «Прочитай, посмотри и сравни». После чтения литературных произведений ,по-возможности,  просматриваем одноимённые мультфильмы или фильмы и проводим сравнительный анализ литературного текста и фильма. - Предлагать ребёнку выбор. По собственному выбору ученик читает охотнее. Не следует бояться того, что ребенок на первых порах чтения не выбирает классические книги, а останавливается на книжке – игрушке, короткой немудреной сказке, пусть читает о своих драгоценных автомобилях, космических кораблях, собаках или моделях, листает журналы, копается в справочниках. Это его действительный уровень чтения. Вдруг однажды количество перейдет в качество? Они сделают свое доброе дело: проложат мостик интереса и доверия между книгой и читателями. Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой школы. От заложенных навыков чтения зависит успехи обучения по всем предметам в дальнейшем. Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело: защищаем его душу; питаем ум и сердце; побуждаем к самосознанию; содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась. Я считаю, что в начальной школе необходимо сформировать ребенка — грамотного читателя, у которого есть привычка к чтению, он знает книги, умеет их самостоятельно выбирать. Именно поэтому наша школа работает над этой проблемой. Педагогический коллектив школы № 327 Невского района Санкт-Петербурга совместно с родительским комитетом создал проект «Школьный киноклуб» как одно из направлений в приобщении детей к чтению. Задачи проекта: 1.Создать благоприятную обстановку для привития учащимся любви к чтению через повышение престижности чтения, поощрение этого занятия в семье и среди одноклассников. 2.Ознакомить учащихся с «золотым фондом» детских художественных фильмов. 3.Сплотить классные коллективы и параллели посредством клубной проектной деятельности. 4.Раскрыть творческие возможности каждого ребёнка и способствовать развитию ситуации успешности. 5.Способствовать формированию благоприятного отношения членов семей учащихся к школе. Мы хотим поделиться работой над проектом по книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч» в рамках школьного киноклуба. Этапы нашего проекта I. Проблема Детям было предложено поработать над созданием коллективного диафильма по выше указанной книге. II. Планирование деятельности. На этом этапе дети читали произведение, работали с текстом. В каждом классе прошла викторина по данному произведению. Победители получили возможность показать свои знания в супер-игре среди четвертых классов. Затем в «Школьном киноклубе» состоялся просмотр фильма на большом экране вместе с родителями.Ребятам было интересно сопоставить содержание текста книги с экранизацией фильма, а также увидеть героев, которых они мысленно представляли при чтении книги. III. Поиск информации Следующая ступень на данном этапе была наиболее сложной, так как детям предстояло продумать содержание каждого кадра – подобрать титры. А далее родители и ребята должны были художественно оформить выбранный ими кадр диафильма. IV. Продукт В каждом классе был создан свой диафильм по произведению Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Из лучших работ (кадров) каждого класса произошло рождение школьного диафильма. V. Презентация диафильма На презентацию диафильма были приглашены ученики первых классов, родители и учителя. Наши четвероклассники с вдохновением и интересом озвучивали свои кадры, гордо представляя свои работы. Наш проект сумел, пусть и на короткое время, вернуть многими забытое семейное чтение. Посмотрев этот диафильм, родители высказывали нам слова благодарности за проделанную работу и возвращение их самих к книге. Мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать проекты, которые будут способствовать приобщению детей к чтению.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»