Развитие навыка чтения у учащихся начальных классов с ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями)
Гусейнова Елена Вячеславовна
Обучение чтению ведёт к формированию навыка чтения, что является главной задачей уроков чтения в начальной школе. Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано большой практической значимостью.
Чтение – это и то чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, один из главных источников информации и даже способ общения. Недостатки в сформированности навыка чтения обязательно скажутся на общей успеваемости. Ребенок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий, ему будет не интересно на уроках, он будет неусидчив, пассивен. Он не будет посещать библиотеку, потому что читать при низкой технике чтения – это не столько удовольствие, сколько мука.
С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребёнка, так же трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, восприятия, речи).
Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в работе с детьми с недостатками интеллекта, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с нарушением интеллекта), особенно остро стоит проблема формирования навыков чтения. Эти дети нуждаются в специальном коррекционно - развивающем обучении. Контингент обучающихся разнороден по особенностям восприятия, памяти, мыслительной деятельности, нарушениям психофизических функций, речевого развития. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации, установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и рече-двигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. Учителю необходимо обеспечить квалифицированную помощь и поддержку учащимся на том этапе обучения чтению, где возникает проблема. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
Выделяется четыре качества чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Работа над выработкой этих качеств ведётся одновременно на каждом уроке.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла, как отдельных выражений, так и всего произведения в целом. Чтение учащихся младших классов с ОВЗ часто бывает недостаточно сознательным. Они не понимают некоторых слов, недостаточно правильно
устанавливают взаимоотношения частей текста, временные, пространственные и причинные связи описываемых явлений, событий и предметов, следовательно, нечётко представляют себе основное содержание читаемого, не улавливают главной мысли.
Недостатки в сознательности чтения объясняются некоторыми особенностями детей с нарушениями интеллекта, которые часто воспринимают формальную оболочку слова, а не образ, стоящий за ним. Они склонны к механическому восприятию художественного произведения. При выборе методов работы над художественным произведением в
первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы учащиеся восприняли его содержание как ряд конкретных фактов. Поэтому картинка, серия картинок, видеоизображение,- совершенно необходимый компонент в усвоении художественного произведения.
Во втором, третьем классах можно использовать монтирование картин, драматизацию. Очень полезен приём словесного рисования, когда на доске прикрепляется лист белой бумаги, а перед учащимся ставится задача – представить себе и рассказать, как
содержание читаемого они бы изобразили на рисунке. Приём словесного устного рисования – важнейшее средство развития воображения, способствующее полноценному восприятию и воспроизведению образов. Однако не следует думать, что трудности понимания читаемого исчерпаны. Если учащиеся представили образно все конкретные факты. Очень часто происходит то, что учащиеся не видят связи между отдельными образами, в осознании не создаётся смысловой общности. Следовательно, нужно позаботиться о приёмах организации мыслительных процессов, помогать учащимся в осознании смысловой структуры произведения. Большие возможности для развития сознательности чтения заложены в следующих видах работ:
-предварительная беседа;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего произведения в целом;
-работа над планом и пересказом прочитанного;
-словарная работа.
Правильное чтение – это чтение безошибочное. Для выработки правильного чтения необходимо соблюдение следующих условий:
организация каждодневных упражнений в чтении под контролем учителя,
предупреждение ошибок в чтении и своевременное их исправление.
На уроках целесообразно применять следующие приёмы, способствующие
выработке правильного чтения.
1. Звуко-буквенный анализ слов. Работа с разрезной азбукой. Трудное слово произносится по слогам, анализируется, составляется из букв разрезной азбуки и затем плавно прочитывается. Иногда трудное слово можно записать на доске по слогам и прочитать его.
2. Чтение таблиц со стечением согласных, с трудными словами и предложениями. Их учащиеся сначала читают по слогам, затем слитно.
3. Чтение небольших текстов, написанных на доске.
В текст включаются слова, в которых учащиеся чаще всего делают ошибки (слова со стечением согласных, твёрдым и мягким знаками, слова с буквой ё)
4.Самостоятельное выделение учащимися из текста слов, прочтение которых
требует помощи учителя.
5. Своевременное объяснение значения слова.
6. Хоровое чтение трудной части рассказа. Вслед за этим данную часть читают слабые учащиеся.
7. Распределение частей текста для чтения с учётом возможностей каждого.
8. Коллективное обсуждение правильности чтения отдельных учеников.
Однако даже правильная организация уроков чтения не устраняет полностью ошибок. Типичные ошибки: искажение смысла слов, замена одного слова другим, не соблюдение ударений, нарушение границ предложений, не соблюдение пауз, интонаций, повтор слогов, слов.
Все ошибки ученика необходимо фиксировать, но чтение ученика надо прерывать только в том случае, когда ошибка ведёт к искажению мысли. Ошибки, не ведущие к искажению мысли, исправляются после прочтения текста. Тем, кто допускает много ошибок, можно показать образец чтения, это может сделать как учитель, так и хорошо читающий ученик.
Под беглостью понимается нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию содержания текста. Нормальным считается темп, приближенный к разговорной речи. Он может меняться в зависимости от содержания текста. Со второго класса начинается переход к чтению целыми словами. Для этого в связном тексте выделяются отдельные, сначала двусложные, затем многосложные по структуре слова. Эти слова предварительно отрабатываются. Постепенно количество слов в тексте, выделенных для слитного чтения, увеличивается. Начиная с третьего класса, основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами.
Развитию беглости чтения способствует следующие упражнения.
1. Учащиеся должны больше читать. На уроке этому отводится 25-30 минут. При этом следует помнить, чтобы в чтении принимали участие все дети.
2. Один и тот же текст нужно перечитывать неоднократно во время урока, но проводить эту работу надо творчески, чтобы такое чтение не ослабило интереса к изучению материала. Чтобы перечитывание достигло положительных результатов, можно использовать следующие приёмы:
- ответы на вопросы строчками из текста;
- повторное чтение после указания учителем ошибок, допущенных при первом чтении;
- нахождение и перечитывание отдельных мест текста при разборе содержания.
3.Очень важна для развития беглости чтения предварительная ориентация учащихся в тексте. Например, учитель говорит: «Сейчас мы прочитаем о том, как звери готовятся к зиме».
4. Трудные для чтения слова предварительно пишутся на доске и прочитываются вслух.
5. Для упражнений в нарастании темпа чтения используются таблицы слов, написание которых отличается одной буквой. Постепенно темп чтения слов убыстряется, следует начать работу над новыми словами. На уроке необходимо умело сочетать различные способы работы над развитием беглого чтения.
Выразительность чтения это важнейшее средство обучения и воспитания детей. Она способствует пониманию произведения, воздействует на чувства, на эмоции детей, помогает раскрыть главную мысль произведения, воспитывает любовь к родному языку.
Выразительно читать – это выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логические ударения, нужную интонацию. Учащихся обязательно нужно учить технике выразительного чтения. В первую очередь научить соблюдать знаки препинания. Для выразительности чтения много значит соблюдение логического ударения. Выработке этого умения помогают упражнения в перемещении логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным наблюдением её смысла.
Пришла весёлая зима. Пришла весёлая зима. Пришла весёлая зима.
После того, как дети узнают, что логическое ударение выделяется голосом, они начинают выкрикивать в этом слове ударный слог. Им следует пояснить, что слово под ударением должно прозвучать сильнее других, но оно может быть произнесено даже шепотом.
Необходимо также учить детей изменять силу голоса, высоту тона, темп и
ритм речи, тембр голоса.
С этой целью в урок включаются следующие задания:
прочитай слово и назови в нём ударный звук;
прочитай предложение так, чтобы слышал только учитель (или громко, чтобы слышал весь класс);
прочитай быстро, медленно;
прочитай так, чтобы выразить чувство радости, грусти, удивления, досады.
Для выработки навыка выразительного чтения большое значение имеет способность учащихся подражать интонации учителя.
Выразительное чтение – это умение, основанное в известной степени на подражании образцу.
Совершенствованию навыков выразительного чтения помогает инсценирование некоторых рассказов, сказок, басен. Эта работа представляет для детей с отклонениями в умственном развитии определённые трудности, так как они с трудом ориентируется в тексте. На первых этапах можно облегчить эту работу тем, что выделить цветным карандашом высказывания
героев. Благодаря инсценировке учащиеся яснее могут представить себе ситуацию, а, следовательно, читать будут с более точной и выразительной интонацией.
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому- либо виду работы, особенно на уроках чтения. Чтобы избежать этой ситуации необходимо, по возможности, представить различные упражнения и задания в игровой форме. Для этого можно создать специальный «банк» игровых заданий к урокам чтения, в котором задания условно разделены на группы:
для развития техники чтения,
для формирования выразительного чтения и для понимания смысла.
При подготовке к уроку, из «банка», выбираются несколько игр (в зависимости от целей урока, индивидуальных особенностей класса, текста) и отмечается в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, над какими предстоит поработать. Для работы над техникой чтения одну игру можно использовать несколько уроков подряд, после того, как дети к ней привыкли и начали терять интерес, выбирается новая игра. Работа по формированию выразительности идёт очень медленно – здесь одну игру можно использовать на протяжении 1-2 месяцев. Такая работа позволяет достичь эффективных
результатов, а «банк» игр постоянно пополнять новыми занимательными заданиями.