Теоретические основы начального литературного образования
Иванова Елена Александровна
Для начала надо выяснить – что такое педагогическая технология. Слово технология образовано из двух слов древнегреческих слов: τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение.
Существует множество определений педагогических технологий. Рассмотрим основные из них.
Педагогическая технология — это специальный набор методов, форм, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, которые используются и часто системно в образовательном процессе, что часто приводит к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
Педагогические технологии часто различаются по следующим основаниям:
- по целям и задачам
- по источнику возникновения (на основе научной концепции или педагогического опыта),
- по возможностям педагогических средств
- по функциям учителя, осуществляем с помощью технологии
Педагогическая технология — это совокупность действий, процедур и операций, которые с помощью особых инструментов обеспечивают достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).
В.В. Юдин формулирует определение технологиии так «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений» [54Тут же другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» [55].
По мнению Т.В. Машаровой: педагогическая технология – это некое построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития школьника, при котором необходима высокая вариативность использования средств, приемов, методов и форм организации обучения.
В международном ежегоднике по технологии образования и обучения написано: «Педагогическая технология – это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [27].
В чем состоит суть данного определения? Она заключается в идее оптимизации работы образовательного учреждения и повышении эффективности самого учебного процесса.
Именно поэтому и требуются для развития педагогических технологий научные основания для описания учебно-воспитательного процесса для того, чтобы управлять им и достигать нужных образовательных результатов.
Этими основаниями являются законы и закономерности образовательного процесса, на которых зиждется педагогическая технология.
Основная функция технологии заключается в переносе опыта и использовании его другими людьми. Для того, чтобы использовать педагогические технологии необходимо по-особому выстраивать учебный процесс. Для этого так же нужно оставить основные этапы любого построения учебного процесса – выработку цели и определение содержания обучения. Но именно, используя эту технологию нужно достигать оперативной обратной связи, не забывая корректировать учебный процесс и достигать заранее поставленной цели.
Какие бывают признаки педагогической технологии?
По Г.Е. Муравьевой выделяются основные признаки или характеристики технологии обучения как процедуры деятельности: гарантированность результата, проектируемость, целенаправленность, комфортность для учителя и учащихся, целостность, законосообразность, научная обоснованность, направленность на результат, надежность, планируемость, высокая эффективность, системность.
В.В. Юдин назвал определенные признаки педагогической технологии: определенность и четкость в фиксации результата, наличие критериев его достижения, пошаговая и формализованная структура деятельности субъектов обучения, определяющая переносимость и повторяемость опыта.
Е. О. Иванова пишет, что наиболее важным признакам педагогических технологий относятся: педагогическая идея, то есть определенная философская позиция, методологическая, (технология процесса передачи знаний и технология развития личности); определенная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности, конкретным ожидаемым результатом; процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения; воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками; диагностические процедуры, содержащие критерии.
В. А. Сластенин называет критерии технологичности деятельности учителя: опреденная заданная цель - операции, освоенные учащимися, деятельность, как некий результат обучения и способы его диагностики. Проектируя урок, учитель должен сформулировать и продумать его цель, а так же операциии, действия, деятельность, которыми должны овладеть, учащиеся в конце урока и какие тестов или задания помогут это выявить. Второй критерии технологичности представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач со способами их решения и ориентирами.Чтобы его использовать нужно изменить содержание изучаемого материала, переконструировав его в виде определенных блоков и частей, каждый из которых включает в себя познавательную задачу, а так же разные типы ориентировки, способы ее решения и само решение.
Третий критерий это жесткая логика этапов усвоения материала. Мы помним о том, что любая технология должна быть четко и правильно выстроена, состоять из определенных, верных шагов, быть основанной на логике и вести к наилучшему результату.
Кроме того система способов взаимодействия на каждом этапе участников учебного процесса друг с другом и с информационной техникой. На каждом этапе урока необходимо определять систему приемов и методов деятельности учителя и учащихся.
К критерию личностно-мотивированного обеспечения деятельности учителя и ученика относятся креативность, свободный выбор, состязательность, профессиональный и жизненный смысл. То есть именно учитель помогает ученику попасть в ситуацию выбора, получить возможность для развития творческих способностей, а также удовлетворить запросы учащихся и их родителей. Нельзя забывать и о применении в учебном процессе новейших средств и способов представления информации. И указывать границы допустимого отступления от алгоритмической ( технология, как последовательность действий) и от творческой деятельности учителя( разнообразные вариации).
Какой должна быть цель педагогической технологии?
- Логически увязанной с общими целями обучения, содержанием обучения, логикой предмета;
- имеющая определенные рамки времени,
измеряемой (в объеме приобретенных учащимися знаний, навыков, умений и т.д.);
И как можно поставить, определить эту цель?
М. В. Кларин, анализируя литературу, перечисляет основные способы постановки учебных целей:
- Определение целей через изучаемое содержание.
- Определение целей через деятельность учителя.
- Создание целей через внутренние процессы интеллектуального, личностного, эмоционального и т.п. развития ученика.
- Постановка целей через учебную деятельность учащихся.
Следует прояснить саму структуру педагогической технологии. В нее входят:
· концептуальная основа;
· содержательная часть (содержание учебного материала и цели обучения);
· процессуальная часть или описание технологического процесса:
· организация учебного процесса;
· деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
· формы и методы работы учителя;
· диагностика учебного процесса.
Таким образом, современные педагогические технологии должны базироваться на научном знании, на концепциях усвоения опыта и обладать всеми признаками системы: особой логикой процесса, взаимосвязью всех его частей и целостностью.