Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Специфика работы над научно-популярным текстом
в начальной школе, как одно из направлений
формирования речевых умений и развитие
информационной культуры учащихся

Котельникова Марина Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 230

 
Чтение – это “окошко”, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

        Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
      Чтение познавательной литературы позволяет детям познакомиться с жизнью животных, птиц, растений и красотой окружающего мира. Учебники по окружающему миру и литературному чтению содержат большое количество познавательных текстов, которые требуют внимательного прочтения и анализа. Для этого с первого класса необходимо формировать читательскую компетентность и информационную культуру у детей младшего школьного возраста.
     В ходе анализа научной литературы, журналов, я выяснила, что полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации из познавательной литературы. Чтение – это “окошко”, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
  Известные психолингвисты А.А.Леонтьев, И.А. Зимняя, психолог А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин рассматривают чтение как один как один из видов речевой деятельности.
   Психологические особенности детей младшего школьного возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создает благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности.
   В результате исследования психологов, установлено, что формирование учебно-познавательных мотивов у учащихся и умения осознанно и вдумчиво читать научно-популярную литературу требует развитого мышления (речевое мышление), внимание и памяти.
   Стоит отметить, что всю детскую литературу разделяют на 2 основных вида: художественную и познавательную. Следовательно, и тексты помещенные, в учебник и учебные пособия делятся на эти типы: научно-популярный и научно-художественный.
  Не существует чисто научно-популярных и научно-художественных текстов, так как чаще всего в последних произведениях описываются некоторые научные сведения, а в научно-популярных текстах есть элементы художественного описания.
  Научно-популярный текст – это особый вид текста, несущий в себе сведения об удивительном окружающем мире. Чтобы каждый младший школьник вник в содержание научно-популярного произведения, воспользовался в жизни полученными знаниями, необходимо правильно построить работу над познавательным текстом.
В последние годы разработаны методические положения, определяющие подход к анализу научно-популярного текста. Они сводятся к следующему:
А) Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания, направленные на понимание содержания текста, одновременно способствуют совершенствованию навыка чтения);
Б) Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служат общему развитию учащихся как личностей, а также обеспечивают развитие речи учащихся;
В) Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;
Г) Чтение рассматривается как средство активизации познавательной деятельности учащихся и расширение их знаний об окружающей действительности;
Д) Анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор. Средствами восприятия являются тематика чтения, его идейное содержание.
В настоящее время наиболее проработанным методическим направлением в обучении чтению является формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
Тип правильной читательской деятельности - <<…это трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)>>, - по словам Н.Н. Светловской.
      Познавательные тексты встречаются в учебниках окружающего мира, русского языка и литературного чтения. Если в первом и втором классе мы встречаем небольшие по объему и не сложные тексты, то в третьем классе они встречаются чаще и требуют серьезной работы.
      При анализе учебников серии “Школа России”, было отмечено наличие проектов для самостоятельного выполнения учащимися после каждого раздела. Большинство проектов предполагают сбор и выбор необходимой информации на определенную тематику. В первом классе детям помогают родители и учитель, но в дальнейшем ребята должны самостоятельно научиться использовать различные источники информации (словари, детские познавательные журналы, энциклопедии, книги и сеть Интернет).   Необходимо учить ребят грамотно отбирать информацию и с помощью нее готовить небольшие сообщения и доклады.  В научно-популярной литературе встречаются множество новых слов, терминов, научных понятий. С самого начала необходимо детям разобраться со всеми новыми и сложными словами, чтобы текст был полностью понятен ребенку. Затем можно переходить к анализу каждой части, выделению основной и важной информации. Ниже прилагаются памятки – помощники детям для написания сообщений и докладов на определенную тему (Приложение №1).
   Нами был предложен алгоритм работы с познавательным текстом, состоящий из шести этапов. Каждые два этапа нашего алгоритма соотносятся с основными тремя этапами работы над текстом.
Первый этап – Путешествие в мир знаний! Это введение в текст. На первом этапе предполагается пробуждение у школьников максимального познавательного интереса. Речь идет о том, что до подачи определенных научно-популярных текстов желательно увидеть собственными глазами некоторых представителей растительного и животного мира. Младшим школьникам легче воспринимать научные сведения о том, что они видели собственными глазами в зоопарке, ботаническом саду и т.п.
Второй этап – Узнай больше! На данном этапе происходит подготовка к чтению нового произведения, знакомство с биографическими данными автора. Учитель должен обратить внимание на заголовок, создание определенного эмоционального настроения и попытки предвосхищения содержания. При наличии фамилии автора, необходимо познакомить учащихся с интересными факторами его жизни. Можно поручить такое задание детям.
Третий этап – Приятное знакомство! Этот этап предполагает первичное знакомство с произведением и проверку первичного восприятия. Чтение познавательного текста можно организовать несколькими способами: читает учитель, читает ученик и читают ученики и учитель по очереди. Необходимо на данном этапе поинтересоваться: что заинтересовало учащихся, какие сведения им были знакомы, какая информация совсем не знакома.
Четвертый этап – Ученье и труд рядом живут! Предполагает повторное чтение текста, анализ, составление плана. При повторном чтении текста ребята полностью осознают содержание и анализируют эго. При работе над научно-популярным текстом необходимо стремиться выработать у учащихся ряд умений, которыми могут являться: а) выборочное чтение; б) составление плана; в) озаглавливание частей; г) полные ответы на вопросы и пересказ; д) соотношение текста с иллюстрацией; е) выполнение словарных упражнений и др.
Пятый этап – Каждый может быть творцом! Предполагает выполнение ряда творческих упражнений. Ребята обобщают полученные представления о прочитанном. Исследовательская работа, создание познавательных книжек, заметки в газете и рассказы о любимом авторе – натуралисте, составляют ряд творческих заданий, где каждый ребенок может раскрыть свои индивидуальные творческие способности.
Шестой этап – Хочу все знать! Этап рефлексии предусматривает то, что у учащихся после работы над научно-популярным текстом возникло желание самостоятельно добывать знания из различных источников, также прочитать еще несколько произведений полюбившегося автора.
   Нами были подобраны задания к каждому этапу работы над научно-популярным текстом. Они сведены ниже в таблице.
  1. Работа с текстом до чтения.
  1. Путешествие в мир знаний!
 
 
 
  • /п
Название задания Цель задания Содержание задания Предполагаемые образцы и примеры заданий
  1.  
Ты сможешь знать стать ученым! Самостоятельно составить небольшое сообщение о каком-либо животном, использовав при этом различные методы исследования. Учащиеся разбиваются на группы, получив при этом картонные карточки с символическими изображениями методов исследования: “Подумать”, “Спросить у другого человека”, “Получит информацию из книг”, “Понаблюдать”, “Посмотреть по телевизору”, “Получить информацию из сети Интернет”. А также детям предлагаются темы исследования, из которых дети выбирают наиболее интересную. - Ребята, выберете из предложенных тем одну, наиболее интересную для вас и, опираясь на методы исследования, подготовьте небольшое сообщение на данную тему. К примеру:
        Попугай
Попугай живет в жарких странах и джунглях. Существует большое разнообразие попугаев: они бывают маленького размера, и большого с ярким оперением.
  1.  
Мир вокруг нас! Увидеть красоту родного края во время похода в ботанический сад, парк, посетить краеведческий музей. В течение года, учащиеся посещают памятники культуры и истории, наблюдают за красотой и особенностями животного и растительного мира родного края во время похода в ботанический сад, городские парки.
Дети делают пометки в своих дневниках о том, что их заинтересовало и поразило больше всего.
- Мы сегодня познакомимся с текстом Снегирева Г. “Корабль пустыни”. Так называют верблюдов – удивительных животных. Если вы видели верблюда, скажите, что вы заметили особенного? Как он себя вел? Чем питается?
 
  1. Узнай больше!
  • /п
Название задания Цель задания Содержание задания  Предполагаемые образцы и примеры заданий
  1.  
Догадайся сам! 1.Определить фамилию, имя автора нового произведения или его название через работу с буквами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Определить название текста на основе работы с символами, шифрами, схемами.
А) На доске записывается фамилия известных поэтов и писателей с пропуском букв, входящих в состав фамилии автора произведения, предназначенного для изучения.
 
Б) Буквы, составляющие имя автора, записываются среди других букв и буквосочетаний. Дети читают имя автора текста, конкретезируя внимание на подчеркнутых буквах.
 
 
 
Чтение названия произведения по схеме: Ученикам предлагаются две таблицы: одна с буквами, входящими в состав названия произведения, другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв.
А) – Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях писателей и поэтов буквы и соедините их между собой. К примеру:
Ба_ов, Уш_нский, Паус_овский, Биан_и, _сеева, _ ысоцкая. (Житков)
Б) – Прочитайте имя автора, состоящее из подчеркнутых букв.
  •  
 
- Пользуясь схемой, соедините буквы и узнайте название текста, с которым мы сейчас познакомимся:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
 
       
       
       
       
 
 
 
  1. Работа с текстом во время чтения.
  1. Приятное знакомство!
 
  • /п
Название задания Цель задания Содержание задания Предполагаемые образцы и примеры заданий
  1.  
Придумай название! Придумать собственное название к тексту. Познакомившись с произведением, дети предлагают свои варианты названия текста. - К тексту Н. Сладкого “Как охотятся мудрецы” подберите свое название. К примеру – “Летучий дракончик”.
  1.  
Наш друг – толковый словарь! Практически совершенствовать умение работать с толковым словарем, обогащать свой словарный запас. Дети выписывают незнакомые слова, термины в столбик, затем, используя толковые словари, записывают толкование данных слов в тетради, а один из учащихся записывает все на доске. Для закрепления ребята могут составить несколько предложений с новыми словами. - Найдите значение следующих слов, используя толковый словарь:
Тля –
Фламинго –
Гюрза -
 
  1. Учение и труд рядом живут!
  • /п
Название задания Цель задания Содержание задания Предполагаемые образцы и примеры заданий
  1.  
Морские жители. Осознать прочитанное. Дети, слушая части знакомого текста, угадывают, о ком идет речь, опираясь, на описание объекта. -Внимательно послушайте эпизоды текста и назовите описываемую рыбку.
…В пасти зубы бывают в шесть рядов. Они острые, как пила…(акула)
…Крупная хищная морская рыба. В теле спрятано что-то вроде живых батареек. Каждая в отдельности слабая, а все вместе дают довольно сильный электрический ток…(скат)
  1.  
Задай вопрос автору! Совершенствовать способности вдумчиво читать, формулировать вопросы по ходу чтения. Учащиеся, перечитывая текст, формулируют устно вопросы к содержанию текста, опираясь на подчеркнутые слова. Приложение № 2
 
  1. Работа с текстом после чтения.
  1. Каждый может быть творцом!
 
  • /п
Название задания Цель задания Содержание задания Предполагаемые образцы и примеры заданий
  1.  
Мы писатели! Создавать текст – описание, используя опорные слова. Учащиеся создают текст – описание, используя опорные слова. - Составьте текст, используя следующие слова:
Коала, молодые побеги эвкалиптов, сумчатый медведь.
…Коалы – это сумчатые медведи. Питаются молодыми побегами эвкалиптов. Коалы легко приручаются.
  1.  
Создай сам! Создать стенд о лесных животных. Класс делится на 2 большие группы: одна часть учащихся (способны писать небольшие стихи) сочиняют от имени обитателей леса про себя загадки и оформляют их на стенде под названием “Мы – жители леса”. Вторая часть находит краткое описание внешнего вида, питания и особенностей образа жизни заявленных жителей леса. - Создайте стенд на тему “Мы – жители леса”. К примеру:
1группа –
Скоро выпадут снега,
Сброшу на зиму рога,
Чтоб не получить простуду
Мухоморов раздобуду! (Лось)
2 группа –
Лось может достигать трех метров в длину. В России и в Канаде они достигают до 900 кг. Живут лоси в лесной зоне Северного Полушария.
 
  1. Хочу все знать!
  • /п
Название задания Цель задания Содержание задания Предполагаемые образцы и примеры заданий
  1.  
Добро в твоем сердце! Подготовить интересный познавательный материал. Ребятам необходимо на “Уроке - концерте” представить различную познавательную информацию.
Готовясь, ученики перечитывают научно-популярные тексты, статьи из энциклопедий, заучивают стихи.
- Вам необходимо, пользуясь различными источниками, представить интересные сведения об окружающем нас мире:
…Я хочу рассказать о “Цветочных часах”. По цветам можно узнавать время. Ранним летним утром к шести часам открывают синие глазки колокольчики…
  1.  
Рассказ о любимом детском журнале. Подготовить рассказ о любимом детском журнале по плану. Дети учатся рассказывать о журнале, который они читают на протяжении какого-то времени по определенному плану. - Расскажите об одном из современных детских познавательных журналов, который ты читаешь или хотел бы регулярно читать, пользуясь планом:
1) Как называется журнал?
2) Сколько лет журналу?
3) Когда вышел впервые?
4) Кто его создает?
 
Предложенный алгоритм и ряд заданий к каждому этапу работы над научно-популярным текстом должны способствовать осознанному, вдумчивому чтению, желанию младших школьников читать познавательные произведения, несущие в себе удивительные, неизведанные сведения, раскрывающие различные стороны жизни, а также обогащающие словарный запас и развивающие кругозор.
 
 
Приложение № 1
ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДА, СООБЩЕНИЯ
 
    Доклад – это небольшое сообщение по заданной теме. Главное в докладах, как и в сообщениях, — суметь передать свои знания, донести до слу­шателей определённую информацию так, чтобы они её усво­или. При подготовке доклада используется несколько источников (книги, журналы, энциклопедии, ресурсы сети Интернет…). При подготовке сообщения можно воспользоваться одним источником.
КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ:
  1. Готовить сообщение можно с помощью родителей.
  2. Продумайте тему сообщения и составьте план (о чем хотите рассказать одноклассникам), полностью оформлять сообщение не обязательно.
Как выступить с сообщением?
  1. Сообщение нужно рассказывать, а не читать.
  2. Перед началом назвать тему сообщения.
а) Тема моего ……………
б) Я хочу вам рассказать …….
  1. Лучше сказать, 5-6 фраз, чем читать 12 предложений.
  2. Чтобы сообщение получилось, дома надо потренироваться, выступая перед родителями.
  3. После выступления другие ребята задают вопросы.
 
КАК ГОТОВИТЬ ДОКЛАД
1.       Продумайте тему, определите основную мысль будуще­го доклада.
2.   Изучите литературу по этой теме, глубоко осмыслите её. (можно использовать книги, журналы, учебные пособия, публикации в Интернете. Подборку книг и журналов помогут сделать в школьной или районной детской библиотеке).
3.   Подберите материал, обратив внимание на то, что будет интересно одноклассникам, сделайте выписки.
4.       Составьте план, и в соответствии с ним напиши текст из подобранного материала. Запишите текст доклада полностью.
6.       Выделите термины, незнакомые слова, уточните произ­ношение трудных слов, расставьте ударения.
7.       Перескажите устно текст доклада дома. Говорите не очень быстро, делайте паузы, соблюдайте правильную интонацию.
    По объёму доклад предполагает выступление продолжительностью 3-5 минут. Это соответствует примерно 1-2 страницам печатного текста.
Текст доклада можно дополнить иллюстрациями, если они необходимы для пояснения текста, а не просто служат украшением. В начальной школе это чаще всего упрощенные карты и схемы, изображения объектов и животных, о которых говорится в докладе
Главное требование к оформлению доклада – аккуратность. Текст может быть набран на компьютере и распечатан или написан вручную. Первой страницей доклада является титульный лист с указанием учебного предмета, темы и данных об авторе. В конце доклада желательно указать список использованных при подготовке доклада источников.
 
Приложение № 2
Упражнение: Задай вопрос автору!
- Сформулируй вопросы автору по ходу чтения, обращая внимание на подчеркнутые слова:
Чуть больше шмеля
Крошечные колибри – одни из самых удивительных среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до 80 взмахов крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе.
Во время полета колибри очень бережно расходует свою энергию, заключенную в собственном жировом запасе.
Подсчитано, что как преобразователь энергии, колибри вдвое экономичнее, чем двигатель внутреннего сгорания, который приводит в движение современную малометражную автомашину.
В настоящее время известно 319 видов колибри. Они обитают исключительно на Африканском континенте, и особенно много их в тропической зоне Экватора.
Как называют самых крохотных птичек?
 
 
Сколько взмахов крыльев колибри совершают в секунду?
В каком направлении могут летать колибри?
 
Как крохотная птичка расходует свою энергию?
 
Что подсчитали люди об экономичности колибри?
 
Сколько видов колибри известно на сегодняшний день?
 
Где в основном обитают колибри?
 
Литература:
Большая энциклопедия эрудита, Издательство – М.: “Махаон”, 2007. – 489 с.
Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.
Узорова О.В.  У 34500 контрольных диктантов по русскому языку; / Пособие для начальной школы – М.: “Аквариум”, 1998. - 256 с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»