Читать-легко!?
(оптимизация процесса
обучения чтению в начальной школе)
Николаева Ирина Евгеньевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №285
Санкт-Петербурга
В современном мире всё большую значимость приобретает проблема овладения детьми навыком чтения. Активное обучение чтению происходит в младшем школьном возрасте. В базисной программе по литературному чтению отмечается что, "литературное чтение"- один из основных предметов в системе подготовки младших школьников. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность. Успешное изучение курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа начальной школы рассчитана на то, что ребёнок, начиная с первого класса, должен уметь грамотно и быстро читать. На уроках математики, русского языка, окружающего мира ученику необходимо прочитать задание для его выполнения. В своей школьной практике каждый учитель сталкивается с тем, что некоторые учащиеся при чтении путают буквы, пропускают их, переставляют слоги, читают медленно по слогам, не делают правильных пауз между словами, не всегда улавливают смысл прочитанного. Школьная успеваемость у таких учеников снижается, появляется дискомфорт в общении с одноклассниками.
Поэтому учителю на уроках нужно стараться как можно больше уделять внимание на развитие словарного запаса школьников, следить за правильностью произношения слов. Для развития интереса к чтению нужно создавать ситуации успеха, в ребёнке необходимо поддерживать веру в то, что у него всё получится. И, конечно же, эта работа должна быть систематической.
Некоторые виды упражнений по технике чтения, для предупреждения возникновения ошибок при чтении:
· Чтение гласных на одном выдохе. (а-э-о-ы)
· Чтение слогов на выдохе.(мы-ны-лы-ры)
· Чтение столбиков слов.
усы |
шасси |
уши |
шутки |
споры |
шумел |
шпоры |
шустрый |
· Использовать скороговорки, чисто говорки, стишки с последующим заучиванием.
· Чтение слов с распеванием гласных.
· Чтение "роботом", когда слова произносятся на одной высоте, с утрированием гласных.
· Фотографирование слова"- надо взглянуть быстро на слово, поднять голову и выдать "фотографию" учителю т.е. произнести это слово, глядя в глаза учителю. Упражнение приучает смотреть на слово только раз, предупреждая повторы в чтении.
· "Мелькание слов" На мгновение демонстрируется и тут же убирается слово. Дети должны его сказать. Можно показывать по одному слову в таблице, или написать слова на ленте и очень быстро прокручивать. Дети концентрируют внимание, учатся читать глазами, а не губами. Исключается повторное просматривание слов.
· Чтение "эхом"- сначала называются гласные в слове, потом всё слово.
· Чтение после счёта учителя. Учитель считает, дети показывают слово в книге с соответствующим количеством гласных, после этого говорят всё слово целиком или 2 слова.
· Чтение с опорой на конец слова. (Шёл отряд по берегу.) Учитель называет последний звук слова, дети указкой - соответствующую букву. Хором называют слово. Это упражнение предупреждает искажение конца слова.
Учитель |
Учащиеся |
л |
шёл |
д |
отряд |
у |
по берегу |
· Отстукивание начала каждого слова учителем. Дети берут дыхание и хором называют слово и т.д. стук.- вдох. - слово на выдохе. Регулируется дыхание, отрабатывается беглость взгляда, концентрируется внимание, расширяется поле чтения.
· Показ различного темпа учителем. Копирование его учащимися (1 предложение, 1 абзац)
· Копирование выразительности учителя (1 предложение, 1 абзац). Развивается слуховая память, внимание, сознательность воспринимаемого. После образца учителя-конкурс выразительное чтение.
· Выборочное чтение (отрабатывается беглость)
а) прочитать самые длинные слова.
б) найти и прочитать слова на заданную букву
(все слова начинающиеся с буквы ц)
в) продолжить чтение за учителем.
Учитель начинает предложение в любом месте изучаемого текста. Учащиеся находят его. Кто найдёт первым, тот продолжает чтение дальше (1-2 предложения). Учитель зачитывает новый отрывок, например на другой странице, учащиеся опять стараются быстрее найти и продолжить.
· Чтение "волнами". Чтение слов с распеванием: один слог вверх, другой вниз, вверх-вниз. Способствует короткому произношению слов.
· Чтение "домиками" Одно слово-вверх, другое-вниз. Оба слова читаются на одном дыхании. Это упражнение способствует выработке выразительного чтения.
· "Мычание" По сигналу учителя весь класс начинает тянуть "м-м-м" или любой другой звук, а глазами читают текст. По сигналу учителя прекращается мычание и чтение. Дети подсчитывают, сколько слов прочитали. Затем идёт беседа, насколько сознательно шло чтение. Отрабатывается чтение взглядом и сознательность.
· Читать текст из учебника "вверх ногами"
· Читать текст через слово.
· "Ловушка"- учитель или хорошо читающий ученик читают знакомый текст и заменяют некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
· "Прятки" Нахождение в тексте слова с определённым признаком (начинается на букву а, состоит из двух слогов, ударение в конце слова)
· "Сканирование" За 20-30 секунд ученики "пробегают" глазами текст в поисках важной информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения:
· Чтение скороговорок.
· Чтение труднопроизносимых слов.
· Выделение то одного, то другого слова в предложении.
· "На одном дыхании" Сделать глубокий вдох и прочитать предложение на одном дыхании.
· Выборочное чтение восклицательных и вопросительных предложений.
· Чтение одного предложения с разной интонацией.
· "Замена" чтение с изменением голоса героя (например слова кошки-голосом мышки)
· Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другой повторяет.
Упражнения для понимания смысла текста:
· Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
· Озаглавливание текста.
· Деление текста на части, составление плана.
· Определение темы текста, главной мысли.
· Подбор иллюстраций к тексту, по иллюстрации определить содержание.
· Выборочное чтение. (Описание героя, природы)
· Восстановление логической последовательности текста.
· Восстановление текста.
Используя выше предложенные упражнения, можно достигнуть хороших и стойких результатов при обучении чтению школьников.
Литература:
1) Городилова В.И. Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. СПб., 2005.
2) Егоров Т.Г. "Психология овладения навыком чтения" М., 1953.
3) Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. "Правильное произношение и чтение" М.,2000.
4) Лалаева Р.И. "Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников" СПб., 2002.