Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Заломаева Наталья Андреевна

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема определения идей произведений о животных, анализируются рассказы Толстого Л.Н. «Булька» и Пришвина М.М. «Лада», главные персонажи которых собаки. Эти тексты, написанные для детей, отражают не только общую проблему жестокого отношения к животным, но и идейно-художественную программу писателя, а также поднимают отдельно взятую острую проблему.
Ключевые слова: литературный персонаж, животные, проблематика произведений о животных, образ собаки в литературе, идея произведений, младшие школьники.
Предмет литературное чтение занимает важное место в обучении и воспитании младших школьников. Главной задачей предмета является создание духовной потребности в душе ребенка в чтении книг. Для реализации данной задачи авторы каждого из УМК разработали особый круг чтения, который помогает читать произведения, прививающие общечеловеческие ценности, и мотивировать к самостоятельной читательской деятельности.
В ходе анализа различных учебно-методических комплектов по литературному чтению в начальной школе и проведения констатирующего эксперимента, относящегося к выпускной квалификационной работе, зародилось противоречие между трактованием проблематики классических произведений о животных в учебниках и истинным идейным замыслом этих произведений. Призывают ли они лишь к любви к животным?
В любой школьной программе встречаются произведения о животных, и она отчасти усложняет и без того трудное восприятие таких произведений, разделяя их на тематические группы (о дружбе, природе, о любви, о животных). Например, для произведений о животных выделяют целый раздел, популярное название для которого «О братьях наших меньших». Тематический контекст уводит от понимания художественных идей конкретного автора. [Костюхина, 2019, 41-44] Задачей учителя становится обратить учащихся к художественному замыслу автора, а не к названию раздела, поскольку зачастую на уроках перестают обращать внимание на факты из биографии автора, самих персонажей и их качества, причины их поступков, а проблема такого произведения трактуется из названия раздела.
Рассказ — тот жанр, который чаще всего встречается при изучении литературных произведений в начальной школе, поскольку именно рассказ сочетает в себе простоту и краткость изложения с глубоко нравственными идеями, а повести или романы еще тяжелы для детского восприятия.
 Персонажем является любое лицо, персона, личность или сущность, которые существуют в произведении искусства. [Мурзак, 2007] Персонажи могут быть полностью вымышленными или основанными на реальной, исторической основе. В детском рассказе это чаще всего люди, животные.
Животных сложно назвать второстепенными персонажами, ведь именно их образ зачастую помогает показать человеческие пороки или проблемы общества и оставляет отклик в сердце ребенка. Работа с образами собак, выступающих в роли литературных персонажей, поможет провести юных читателей по пути от наивного реализма к пониманию природы литературного произведения.
Исходя из опроса среди младших школьников, можно утверждать, что собака — один самых популярных персонажей-животных, встречающихся на страницах художественных текстов для детей. Так, 100% учащихся экспериментального класса отметили собаку среди часто встречающихся персонажей. Что касается проблематики данных произведений, то она сводится к шаблонным фразам «нужно любить братьев наших меньших» и «собака-друг человека». Абсолютное большинство учащихся указывает в анкетах данные шаблоны. Цель статьи не призывать к нелюбви к животным, а обратить внимание на то, что же хотели донести авторы до своих читателей. Безусловно, все произведения о животных красной нитью пронизаны общей идеей о бережном отношении к ним, но рассматривая каждое отдельное произведение о животном, можно увидеть куда более глубокий идейный замысел.
Обратимся к рассказам «Булька» Толстого Л. Н.  и «Лада» Пришвина М. М. Оба этих рассказа о животных (собаках), но при анализе идей этих произведений можно увидеть более глубокий художественный замысел.
Рассказ «Булька» Толстого Л. Н. о бульдоге, охотничьей собаке русского офицера. Произведение отражает суровые жизненные ситуации будней войны на Кавказе, демонстрирует жестокие сцены заболеваний и смерти животных. Здесь нельзя не остановить внимание на факты из биографии самого писателя- участие в военных действиях на Кавказе и бесконечная любовь к собакам. [Никитина,2007] Автор не искажает действительности в своем произведении, несмотря на то что, что рассказ предназначен для детского чтения. Достоверность помогает донести идею безоговорочной собачьей преданности своему хозяину, несмотря на, порой, безразличное отношение хозяина к своему псу.  Булька- образ преданного друга. Он всегда самоотверженно бросался на любого зверя, пусть даже тот был крупнее его, готов был идти за ним хоть на край света, и умирать пес ушел туда, где бы этого не увидел хозяин.
Пришвин М. М. очень увлекался охотой, поэтому среди его произведений много рассказов об охотничьих собаках, среди которых рассказ «Лада». Но Лада, собака породы пойнтер, в отличие от Бульки, отвечает добром и преданностью только тому человеку, который добр к ней - при первой же возможности она не вернулась к тому хозяину, который бил ее, но верно и преданно служила тому, кто относился к ней с лаской и кормил салом.
Как следствие неправильно истолкованного авторского замысла, у младших школьников появляется нелюбовь к чтению литературы о животных. Так, только 17% учащихся из экспериментального класса смогли назвать произведения о животных, которые они читали вне школьной программы, и только 4% учащихся знают мультфильмы и фильмы, экранизированные по книгам о животных. Учащиеся плохо ознакомлены даже с самыми известными собаками персонажами и не видят в этом потребности, поскольку даже не читая произведения, могут определить привычную шаблонную проблему и будут оценены отметкой «5».  Так, только 27% учащихся смогли определить произведение, в котором встречается собака Авва.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: упрощение идейно-художественного замысла произведений о животных приводит юных читателей к:

  • Непониманию того, что животные - полноценные персонажи произведений;
  • Незнанию самых известных персонажей животных;
  • Неумению определять главную мысль отдельно взятого художественного текста о животных различных авторов;
  • Нежеланию знакомиться с новыми произведениями о животных.

В качестве примера решения таких проблем рассмотрим рассказы Толстого Л. Н. «Булька» и Пришвина М. М. «Лада» подробнее.
Анализ текста доступен младшему школьнику только после многоразового восприятия. [Воюшина, 2012, 16-20] Для полноценного анализа текста и его героев текст должен быть знаком учащимся, только после этого можно приступать к разбору.
«Булька» — это целый цикл рассказов, и для того, чтобы прийти к авторскому замыслу, целесообразно познакомить учеников со сборником полностью. К 3 классу восприятие текста возможно в виде самостоятельного прочтения, и даже прочтения в группе. После прочтения ученикам можно предложить ответить на различные вопросы по тексту, например, «сравните отношение Бульки к хозяину и хозяина к Бульке», которые направят учеников к идее произведения о преданности собаки к своему хозяину вопреки обстоятельствам.
Второй урок посвящается произведению «Лада» и его анализу в форме фронтальной беседы с такими вопросами как, «сравните отношение хозяев к Ладе» и «сравните поведение Лады в ответ на отношение хозяев», которые помогут прийти к идее произведения о том, что собака в данном рассказе относится к человеку так, как относится к ней он.
Для наглядного представления учащимся различности идей произведений о животных целесообразно предложить детям заполнить таблицу по двум рассказам, где будет предложено сравнить внешность, поведение, клички и, конечно, идею произведений.
Каждому учителю необходимо вести кропотливую работу для решения данных сложных проблем, учитывая биографию автора произведения, нравственные качества и поступки каждого отдельного персонажа. Чтобы сделать успешной подготовку учащихся к восприятию русской классики, учитель обязан научить детей видеть отражение творчества автора, а не шаблон.
Список литературы
Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. 2012. №5. 16–20с.
Костюхина М.С. Лев, Толстой и собачка. Начальная школа. 2019. №2. С.41–44.
Мурзак И.И. Введение в литературоведение: Учебник для вузов. М.: Оникс, 2007. 415 с.
Никитина Н.А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной поляне. М.: Молодая гвардия, 2007. 400 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»