Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование познавательных УУД в ходе
изучения изобразительно-выразительных
средств в начальной школе

Егорова Любовь Дмитриевна

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) по предмету «Литературное чтение» предполагает следующие планируемые результаты: понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [1, c. 6–8].
Задача, которая возникает в ходе изучения изобразительно-выразительных средств, заключается в учёте восприятия детьми образности лирического произведения. Такое восприятие требует определённого уровня поэтического развития ребенка, но, как показывает практика, образность поэтического выражения мыслей не всегда доступна младшим школьникам. Поэтому часто встречается «ложная» выразительность чтения лирических произведений, то есть неправильное использование выразительных средств при чтении, ошибочное или неточное понимание тех или иных слов и выражений. Поэтому учитель должен обратить особое внимание на образность языка лирических произведений, включив эту работу как основную в анализ произведения.
Таким образом, задача учителя во время изучения изобразительно выразительных средств на уроках литературного чтения – это сочетание работы над образными средствами речи с анализом содержания стихотворения. 

Процесс формирования познавательных универсальных учебных действий 

В начальных классах изучается немало произведений, но особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика, работа над ними вызывает значительные затруднения у младших школьников. Это объясняется прежде всего специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы. В лирике передаются чувства, переживания и мысли автора. В нем раскрывается внутреннее состояние лирического героя, его отношение к определенным событиям или явлениям действительности.
Современный подход к методике проработки лирического произведения требует полноценного восприятия младшими школьниками лирики, способствует активному обогащению словарного запаса учащихся, развитию их поэтической наблюдательности, формированию поэтического слуха, ассоциативного и творческого воображения; развивает умение анализировать образно-эмоциональное содержание произведения, давать эстетическую оценку поэзии и отраженной в ней действительности, активизирует творчество учащихся. 
Прежде всего стоит обратиться к основным понятиям:
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой «формирование» понимается как процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости [2, с. 376].
В педагогическом словаре В. И. Загвязинского, и А. П. Закировой: «формирование – это придание формы (внутренней и внешней структуры) полученным в обучении и воспитании, в том числе в процессе исследования, результатам. В отличие от развития, происходящего в большей степени под влиянием внутренних импульсов» [5, с. 55]
В толковом словаре С.И. Ожегова термин «формирование» раскрывается как «придавать определенную форму, законченность; порождать» [6, с. 345].
Новейший психологический словарь расшифровывает «формирование» как как процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности [7, с. 798].
Сходство трактовки термина «формирование» в разных словарях состоит в том, что везде он связывается со становлением, развитием личности с помощью результата обучения и овладения определёнными навыками.
Далее мы обратимся к понятию универсальных учебных действий. По А.Г. Асмолову мы знаем, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [8, с 27]. Также автор выделяет главные функции универсальных учебных действий, такие как:
·       Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
·       Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. [8, с 27-28]
Что касается познавательных универсальных учебных действий, то А.Г. Асмолов включает в познавательные универсальные учебные действия общеучебные, логические, постановку и решение проблемы и описывает их как:
Общеучебные универсальные действия: 
·       Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
·       Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; 
·       Структурирование знаний; 
·       Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; 
·       Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
·       Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 
·       Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; 
·       Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: 
·       Моделирование 
·       Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); 
·       Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 
Логические универсальные действия: 
·       Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 
·       Синтез 
·       Составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
·       Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 
·       Подведение под понятие, выведение следствий; 
·       Установление причинно-следственных связей; 
·       Построение логической цепи рассуждений;
·       Доказательство; 
·       Выдвижение гипотез и их обоснование. 
Постановка и решение проблемы: 
·       Формулирование проблемы; 
·       Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [8, с 29-30].
Развитие универсальных учебных действий — очень важная и нужная задача. Это не только формирование различных психологических процессов, которые необходимы человеку, но и развитие способностей решать любые жизненные задачи, используя имеющиеся знания и умения, что способствует воспитанию компетентного человека [16 с.12].
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что процесс формирования познавательных универсальных учебных действий представляет собой совокупность общеучебных и логических действий, включая в себя исследование, поиск, отбор и структурирование полученных знаний. 
 

Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий

Опираясь на труды И.М. Осмоловской и Л.Н. Петровой, мы знаем, что познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определенной ступени образовательного процесса. Речь идет про умения: 

  • Правильно и осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; 

  • Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 

  • Выявлять сущность, особенности объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 

  • Использовать в своей деятельности базовые предметные и межпредметные понятия, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами; 

  • Использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 

  • Находить способы решения проблем творческого и поискового характера. 

Одно из важнейших умений, которые формируются при освоении универсальных учебных действий, — это умение правильно и осмысленно читать тексты. Оно подразумевает понимание текста [16, с.7]. 
Для того, чтобы реализовать формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе изучения изобразительно-выразительных средств, учитель может использовать следующие приемы, предложенные М.Р. Львовым:

  • Обнаружение в тексте «образных» слов: благодаря этому приёму учащиеся тренируют навыки поискового чтения и выделения необходимой информации в тексте;

  • Объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем: осознанно строят речевые устные или письменные высказывания, проводят ассоциативную параллель между схожестью изобразительно-выразительного средства и прямого значения слова;

  • Воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?: учащиеся развивают воображение и логическое мышление;

  • Использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении: с помощью этого приёма учащиеся присваивают и используют новый словесный опыт;

  • Подготовка к выразительному чтению лирических произведений; [17]

Цель использования указанных выше приёмов состоит в том, чтобы учащиеся были глубже ознакомлены с образной речью и были способны правильно и уместно употреблять изобразительно-выразительные средства языка. С помощью этих навыков их речь становится более выразительной и яркой.


Приёмы изучения изобразительно-выразительных средств 

Обращаясь к анализу лирики, следует учитывать, что в современной литературоведческой науке, по словам авторов пособия по методике обучения литературе, существует два подхода к анализу литературного произведения: «историко-литературный и системно-функциональный. Первый предполагает изучение произведения в контексте литературного процесса, контексте эпохи, второй — ставит в центр внимания произведение как систему и предполагает изучение многосторонних и многоуровневых связей отдельных элементов текста, взаимодействие которых рождает единое целое» [9, с. 15].  Изучению художественных произведений в начальной школе в первую очередь соответствует системно-функциональный подход, поскольку он в первую очередь учитывает работу с текстом произведения. 
В толковом словаре С.И. Ожегова термин «лирика» понимается как «Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания» [6].
Толковый словарь Д.Н. Ушакова «лирика» трактуется как «Вид поэзии, преимущественно выражающий личные настроения и переживания поэта» [15].
Поэтический словарь толкует термин «лирика» как «Лирика (от греч. λυρικός, букв. — произносимый под аккомпанемент лиры; музыкальный; волнующий) — один из трех основных родов поэзии (наряду с эпосом и драмой), установленных еще в античную эпоху. (…) Лирику можно условно подразделить на четыре основные тематические категории: философскую, гражданскую, пейзажную и любовную лирику» [13].
Методы изучения лирики вытекают из общих дидактических методов, принятых в современной школе. Так, вполне закономерным и оправданным является использование индукции, дедукции, аналогии, сравнения; находят применение словесные и практические методы; широко применяются объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский методы обучения.
Часто учителя применяют приём наблюдения, когда нужно, скажем, выяснить наличие и роль различных тропов в художественной ткани произведения.
Вполне уместными и необходимыми на уроке изучения лирики являются беседа и рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся над текстом и решение отдельных задач проблемного характера.
Что же касается наглядных пособий, то, во-первых, их, как правило, не следует использовать ранее, чем ученики воспримут поэтическое произведение вследствие собственной чувственной и умственной активности, во-вторых, у учащихся не должно сложиться ложного представления о тождестве образов, созданных средствами словесного искусства, и образов другого характера (фотографий, рисунков и тому подобное) [10, с. 48].
Работа над лирическим стихотворением различной тематики предполагает соблюдение определённых этапов для того, чтобы полностью раскрыть тему стихотворения и передать все средства выразительности, которые хотел показать автор, а именно:
1. Подготовительная беседа:
·       беседа (рассказ);
·       словарная работа
2. Образцовое чтение (лучше наизусть) стихотворения учителем.
3. Чтение стихотворения всеми учащимися вполголоса.
4. Анализ фактического содержания текста:
·       смысловой анализ (1-2 вопроса);
·       «объяснительное чтение»;
·       лексико-семантический анализ (выявить ключевые образы);
·       лексико-стилистический анализ (художественные средства);
·       творческая работа (продолжить стихотворение, рассказать от имени, словесное рисование, где это возможно);
·       определение главной мысли (идеи стихотворения);
5. Разработка вместе с учениками партитуры для выразительного чтения стихотворения.
6. Выразительное чтение стихотворения учениками.
7. Анализ чтения учащихся.
Особого внимания заслуживает методика работа над лирическим произведением, в центре которого переживания, ощущения, настроение и эмоциональное состояние человека. Лирика противопоставляется эпосу по способу изображения действительности: если в эпическом произведении изображается внешний по отношению к писателю мир, то в лирическом произведении читатель встречается с непосредственным выражением мыслей и чувств, так или иначе обусловленных этим миром. В лирику включают как стихотворные, так и прозаические произведения, пронизанные лирическим мироощущением. В учебные хрестоматии помещают, как правило, стихотворные лирические произведения. Выделяют несколько видов лирики: философскую, гражданскую, психологическую, любовную, пейзажную. Однако в лирическом произведении присутствует медитативное (обдумывающее) начало, поэтому при работе над лирическим произведением большое внимание уделяется его анализу, особенно анализу образных средств языка.
В лирических произведениях широко используется язык иносказаний, называемых тропами: сравнения, метафоры, метонимии, эпитеты. Обратимся к термину «троп» в словаре С.И. Ожегова: «Троп - слово или оборот речи, употребленные в переносном значении» [6].
Методическая наука свидетельствует о том, что значение тропов, которые построены на употреблении слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле, младшими школьниками осознается трудно. Методика работы над изобразительно-выразительными средствами языка состоит в наблюдении над ними в поэтическом тексте, выделении таких средств, их интерпретации. Как правило, работа по усвоению образных средств на уроке чтения осуществляется с помощью вопросов, например работа с эпитетами стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»: «Почему поэт называет борозду праздной? Как вы понимаете выражение отдыхающее поле?». Среди тропов сравнение, в котором сопоставляются два предмета или явления по общему признаку, является более предпочтительным для наблюдения на уроке литературного чтения. Логичным является последующее наблюдение за метафорой, которая представляет собой перенос наименования с одного предмета на другой; её часто называют скрытым сравнением. Отсутствие второго предмета в образной конструкции метафоры затрудняет её понимание младшими школьниками. Среди фигур речи следует отметить инверсию, которая часто используется в поэтическом тексте для придания ему торжественности: «Люблю я пышное природы увяданье...» (А. С. Пушкин). Это обстоятельство следует учитывать при заучивании наизусть лирических произведений учащимися.
Особого внимания требует подготовительная работа к восприятию лирического произведения. В силу субъективности изображения основной задачей подготовительной работы перед лирическим произведением является создание необходимого эмоционального настроя, для чего полезно послушать соответствующую музыку. Перед восприятием пейзажной лирики можно организовать экскурсию, которая поможет понять образы поэтического произведения. Первичное чтение лирического стихотворения не следует поручать учащимся, лучше это сделать самому учителю посредством выразительного чтения его наизусть. Итоговой формой работы над поэтическим произведением является, как правило, выразительное чтение его наизусть [11, с 261-262].
Актуальной задачей начальной школы является формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, одной из основных задач учебного предмета «Литературное чтение» является достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий [1, с 6-8]. 
Мы предположили, что формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников будет успешным, если использовать приёмы по работе над анализом лирических произведений и изучении изобразительно-выразительных средств, которые в них используются.
          Нами была проанализирована методическая, психолого-педагогическая литература, посвященная проблемам формирования познавательных универсальных учебных действий. Анализируя ряд исследований, мы определили основные приёмы, обеспечивающие успешное изучение изобразительно-выразительных средств.

Список используемой литературы

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2019 — 31 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-022995-1
2.    Коджаспирова Г. М. Педагогика : учебник для академического бакалавриата / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2015. — 719 с.
3.    Новиков А.М. Н73 Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
4.    Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
5.    Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. П24 учеб. Заведений / [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
6.    Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28- е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2020. — 1376 с.
7.    Новейший психологический словарь /сост. В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2006. – 808 с.
8.    Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
9.    Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. М.П. Воюшиной, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева - М.: Просвещение, 2010. – 288 с. 
10.Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М., 1976. -С. 36-60.
11.Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т.И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т.И. Зиновьевой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 468 с. 
12.Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации младшего школьника: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01 Общая педагогика / Н. Ф. Голованова. — Санкт-Петербург, 1996. — 327 с.
13.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966
14.Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984
15.Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940. (4 т.)
16.Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.
17.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»