Чтение с увлечением
Хечоян Карина Эмилевна
В настоящее время, когда средства массовой информации, такие как телевидение, Интернет, пресса, занимают огромное пространство в информационном потоке, молодые люди уделяют очень мало времени и внимания чтению художественной литературы, редко слушают серьёзную музыку, посещают театр, музеи и выставки. Актуальность вопроса «Как привлечь школьников к чтению?» трудно переоценить. Современного ученика сложно мотивировать к познавательной деятельности. Одна из причин этого – недостаточное развитие читательской культуры ребенка, так как у современных школьников нет потребности в чтении, интереса к нему, читательской эрудиции, способности к восприятию того, о чем читал. А ведь только чтение может помочь ученику повысить успеваемость, стать впоследствии разносторонне развитым человеком. Большую роль в привлечении школьника к чтению играет школа.Общение ученика с хорошей книгой развивает в нем не только чувство прекрасного, но и понимание жизни во всех ее сложных противоречиях, способствует пробуждению души, обогащает эмоциональную память, помогает сделать верный выбор в трудной жизненной ситуации. Такое неравнодушное отношение к постижению художественного произведения отличает читателей, о которых писал С. Я. Маршак: «Именно на них, на талантливых, чутких, обладающих творческим воображением, и рассчитывает автор,когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного слова. Художник ‐ автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник ‐ читатель, читатель тоже хочет и должен работать.» Именно эта работа души и ума позволяет использовать читательский опыт как культурную ценность и основу творческой самореализации личности
Чтение и книга – это великие учителя и воспитатели человеческих душ.
В век быстрых изменений непрерывно увеличиваются объёмы информации. Справиться одному ребёнку с такими мощными потоками знаний становится всё труднее и труднее.
Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают только обязательный программный минимум
Таким образом, снижение интереса к чтению – одна из актуальнейших проблем современного образования. Как увлечь детей чтением? Как увлечь идеей о пользе чтения?
В связи с этим, большое значение приобретает развитие коллективно-групповых форм организации чтения и обсуждения книг, овладения навыками читательского мастерства.
Решить эту проблему поможет метод проектов. На современном этапе появилась потребность к формированию проектировочных умений учащихся, то есть умение выделять проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему.
Виды работ с детьми:
1.Беседы о пользе чтения, позволяющие повысить престиж чтения среди детей.
Рассматриваются и обсуждаются правила чтения. Работая группами, дети составляют памятки по работе с текстами и подбирают пословицы, поговорки и загадки о книгах и чтении, инсценируют произведения писателей.
2.Диалог-игра
«Путешествие в мир книг».
В начале урока-игры дети знакомятся с планом путешествия, который представлен на специальном красочном плакате «Путешествие в мир книг». Переходя от одной станции к другой, мы вместе с детьми обсуждаем разные интересные книги. Используются загадки и стихи, даются советы, знакомство с памятками, составленными детьми.
3. «Громкие чтения».
Учащиеся прослушивают небольшие отрывки из разных произведений, прочитанные библиотекарем так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что, же было дальше, тем самым подталкивая ребят к самостоятельному чтению.
4.Библиотечный час, посвящённый Дню Матери.
Ученики учат стихотворения, читают произведения, ставят сценки, поют песни, посвящённые Дню Матери.
5.Книжная выставка, посвященная Дню Матери
Совместно с библиотекарем учащиеся подбирают информацию об истории этого праздника. Готовят легенды о семье, отрывки из произведений или произведения, заучивают стихи о безграничной родительской любви, для того чтобы в дальнейшем познакомить с этими произведениями остальных учащихся, заинтересовать их, вызвать желание прочитать эти стихи, рассказы, повести, сказки о маме, иллюстрируют их, а под рисунком записывают главную мысль прочитанного.
6. МЕТОД КАССИЛЯ
Он рассчитан на детей, которые читать умеют, но не любят. Чтобы заинтересовать ребенка, взрослые читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте – нет времени. Дальше ребенок пытается читать сам, без особого энтузиазма. Тут , во-первых, необходимо похвалить ребенка за инициативу, во-вторых, помочь ему в затруднительным моментах в чтении.
Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия.