Игровые моменты на уроках чтения
Таран Марина Константиновна
Формирование личности ребёнка семилетнего возраста происходит в рамках игровой деятельности. Дети не могут не играть. И закономерно, что игра, игровая ситуация неотъемлемы от урока в классе семилеток. Правильно подобранная и хорошо организованная игра способствует всестороннему развитию ребёнка, содействует укреплению его здоровья, помогает выработке полезных навыков и качеств.«Однако надо помнить, - предупреждает выдающийся педагог и учёный Ш.А. Амонашвили, - что игра не есть универсальная форма или метод, ибо игра не всегда может нести радость семилетним детям, она может надоесть им, а серьёзная и даже очень сложная учебная работа занять их не меньше, чем игра. Неудачно подобранная игра может повредить уроку, унести детей от темы. Поэтому, планируя игру на уроке, необходимо заранее тщательно продумать:
- какие умения и навыки будут сформированы в процессе её проведения,
- на каком этапе урока она наиболее целесообразна,
- должна ли она длиться весь урок,
- какой необходим при этом иллюстрированный материал,
- каким будут порядок проведения выполнения заданий, подведения итогов, оценка деятельности детей в игре.
В качестве иллюстрированного материала в дидактической игре можно использовать положительных и отрицательных героев сказок: Буратино, Крокодил Гена, Чебурашка, Чипполино, Снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, Жар – Птица, Карлсон, Бармалей и др.
Для развития умения слышать звуки в словах, подбирать слова с определёнными звуками, делить слова на слоги, определять количество слогов можно, можно провести следующие игры – упражнения:
- Игра «Кто внимательный?»
- По предметным картинкам на доске дети находят одинаковый звук в словах.
- Прочитайте имя сказочного персонажа, используя первые буквы названий предметов.
- Запомните слова со звуками, например [б,б’], которые встретятся в сказке.
- Игра «Звук заблудился»
- Игра «Кто больше»
- Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале , в середине, в конце слова.
- Назовите имена , клички животных, в которых звук [а] был бы вначале, в середине, в конце слова.
- Вспомните слова о зиме со звуком [а], без звука [а].
- Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а].
- Подберите слова: с одним звуком [а], с двумя [а], с тремя [а]
- Игра «Сочиним сказку»
- Игра «Кто в домике будет жить?»
- Цветочный магазин.
- Договори слово, определи количество слогов.
- Стук да стук, найди слово, милый друг.
Если я стукну молоточком один раз, назовите цветы, где ударение падает на первый слог, два раза – на второй слог и т.д.
- Строим пирамиду.
На наборном полотне набор предметных картинок, содержащих в названии от двух до пяти звуков. Вызванный ученик начинает строить пирамиду с основания, выбирает самое длинное слово (название картинки), вставляет картинку в карман нижней пирамиды. Далее выбирается картинка, название которой из четырёх звуков, вкладывается в карман на втором ярусе пирамиды и т.д. Заканчивается игра, когда все картинки правильно распределены по карманам.
- Украсим ёлку.
- Догадайся сам.
- Кто составит больше слов.
СИ СА НЫ О
С У НА Н
НИ СЫ СО
Разбросала эти слоги и буквы лиса, а следы своим хвостом замела. Из разбросанных слогов и букв надо составить как можно больше слов. Кто это сделает, тот и выигрывает.
- Игровой сюжет «Лесная школа»
Некоторые задания:
- Какие буквы живут на первом этаже?
- Какие звуки они обозначают?
- Чем похожи жильцы нижнего этажа?
- Назови жильцов второго этажа. Какие звуки они обозначают, в чём их сходство?
- Какие буквы растут на грибах слева от дома?
- Почему эти грибы растут под синим облаком?
- Покажи, в какую корзинку ты соберёшь эти грибы (дети показывают опорную схему слога – слияния).
- Почему грибы И и Е спрятались под зелёной ёлочкой? Покажи корзиночку для этих грибов.
- «Твёрдый – мягкий»
Очень большую помощь в работе оказывает книга «занимательное азбуковедение». Для лучшего запоминания буквы провожу игры: «Мешочек с секретом», «Полубуковка», «Поставь буквы правильно», «Буква спряталась», «Путаница», «Слово рассыпалось», «Превращение слов – волшебная цепочка», «Лесенка», «Придумайте слова, в которых слог СА первый или последний», «Найдите в слове слово», «Наборщик» и д.р.
Постепенно дети запоминают все буквы, запоминают их звуковые значения, закрепляют первичны сведения о языке.
Слого – звуковой анализ. Этот вид работы очень важен. Он использовался на всех структурных компонентах урока: при повторении, изучении нового, закреплении. При повторении перед знакомством с новыми звуками [т], [т’] и соответственно буквами, их обозначающими, детям было дано задание прочитать в уголке Мурзилки слова и соотнести их со схемами:
СЫН САНКИ КОСЫ
СЫНОК НОСОК СУК
НОСИК НОСИ СОК
САНИ КОСИ СОН
Учащиеся нашли к приведённым схемам слова, затем прочитали те, к которым не были даны схемы (носик, санки, косы); к последующим они составили из карточек нужные схемы. Таким образом, анализ сочетался с чтением, чтение с анализом.
В «Азбуке» есть интересные чтения – чтение слияний, «причитывание», чтение слов разной структуры. Это самый трудный раздел обучения грамоте. И здесь особенно важно проводить работу разнообразно, с тем чтобы дети, много читая, не уставали и не теряли интерес к чтению. Учить играя. Вот некоторые игры:
- Игра « Живые буквы»
- Использую пособие «Часовичок носовичок»,
- Слоги – слияния помогают нам читать «Капитаны».
- Игра «Помоги Карлсону приземлится».
Очень любят дети отгадывать ребусы. Ребусы заготавливаются на табличках, рисую и пишу на доске. Сначала ребусы отгадывают отдельные ученики, затем к этому подключается весь класс.
Для развития достаточного навыка чтения необходимо на каждом уроке многочтение. Чтение текстов в учебнике сочетается с играми «Кому?», «У кого?», «Найди схему» и т.д. В играх участвуют любимые детские герои: Мурзилка, Незнайка, Карлсон, Тюбик и другие.
Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение скороговорок.
Работе по развитию речи помогает словесное рисование. В «Азбуке» задания для словесного рисования даны в специальных рамочках. Слова приносит в класс или Незнайка в корзине, или ёжик на иголках. На доске напечатано название картины. Рядом художник Тюбик. И вот мы помогаем ему «нарисовать». Для этого читаем принесённые слова, название рассказа и «рисунок» - развиваем речь через составление рассказа – картины с использованием данных слов.
Приёмов, которые может учитель использовать при обучении шестилетних первоклассников грамоте много. Необходимо выбрать самые нужные на конкретный урок, обеспечить урок хорошей наглядностью, создать в классе обстановку доброжелательности и взаимопонимания. Всё это будет хорошим стимулом для учителя и учащихся.