УМК «Школа России»
Технологическая карта урока внеклассного чтения
дедуктивного типа во 2 классе по теме «Я и мои друзья»
Технологическая карта урока внеклассного чтения
дедуктивного типа во 2 классе по теме «Я и мои друзья»
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
Полухина Ольга Германовна,
учитель начальной школы
ГБОУ лицея № 384 Санкт-Петербурга
Цель:учитель начальной школы
ГБОУ лицея № 384 Санкт-Петербурга
• продолжить изучение рассказов, в которых предлагается подумать над тем, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом
• продолжить изучение басен, их назначения
• познакомить детей с баснями С. В. Михалкова
• развивать устную речь
• развивать критическое мышление
• воспитывать самоконтроль
Планируемые результаты
Дети учатся:
• выразительно читать текст рассказа, басни, читать по ролям
• строить предположения относительно предмета исследования
- выявлять мораль басни и соотносить мораль с реальной жизненной ситуацией
- составлять устный рассказ на заданную тему
- дополнять текст, придумывать продолжение истории
• формулировать гипотезы
• фиксировать результаты работы в предложенной форме (маршрутный лист урока)
- осмысливать особенности той или иной жизненной ситуации (анализировать) и высказывать собственное суждение
Каждая группа получает необходимый для работы материал:
- описание случая из жизни
2 группа – рассказ Е. А. Пермяка Бумажный змей»
3 группа – рассказ Н. Н. Чебаевского «Одинаковые»
- подборку басен А. И. Крылова «Арбуз», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Кот», «Чиж и Голубь», басня С. В. Михалкова «Чужая беда»
- рабочий лист
- цветные карандаши и фломастеры
действия учителя | действия учеников |
|
|
Учитель предлагает послушать детям рассказ Ю. Ермолаева «Два пирожных После чего задает вопросы - Произведение какого жанра мама могла прочитать дочке? - Как вы догадались, что именно басню, а не стихотворение, не рассказ, не пословицу? Подводит итог обсуждения, озвучивает гипотезу: басня (басенное слово) оказывает особое влияние на человека, его поведение. Как это проверить? |
Слушают историю Отвечают на вопросы Чтобы проверить истинность утверждения, предлагают взять разные жизненные ситуации, выделить в них проблему и подобрать ту или иную басню, , которую можно использовать для воздействия на человека в конкретной ситуации. |
|
|
Выдает каждой группе необходимый для работы материал | Каждая группа получает необходимый для работы материал: • описание случая из жизни 1 группа - рассказ В. А. Осеевой «До первого дождя» 2 группа – рассказ Е. А. Пермяка Бумажный змей» 3 группа – рассказ Н. Н. Чебаевского «Одинаковые» • подборку басен А. И. Крылова «Арбуз», «Лебедь, Щука и Рак», «Волк и Кот», «Чиж и Голубь», басня С. В. Михалкова «Чужая беда» • рабочий лист (Приложение 1) • цветные карандаши и фломастеры |
|
|
При отчете каждой группы уточняет; «Ребята, почему эту группу вы выбрали?» | Сначала кратко пересказывают описание случая из жизни, затем зачитывают ту басню, которую выбрали для этого случая. В конце выступления каждая группа представляет завершение истории после прочитанной басни ( что случилось потом): комментирует выполненный рисунок. |
|
|
Обращает внимание на работы ребят. - Что доказывают все ваши примеры в случае и с упрямыми мальчиками, и с девочкой, не хотевшей поделиться с подругой, и с ребятами, смеющимися над чужой бедой? |
Формулируют обобщение урока: басня (басенное слово) оказывает особое влияние на человека, его поведение. |
|
|
Обсуждает, в какой мере удалось доказать выдвинутую в начале урока гипотезу и каким образом. | - Сегодня на уроке я узнал … - На уроке мне было легко … - На уроке у меня вызвало затруднения … - Чтобы исправить затруднения, мне нужно … - После урока мне захотелось … |
Приложение 1
План работы:
- Прочитайте описание случая жизни
- Какую басню вы бы выбрали в этой ситуации и почему?
- Подготовьте выразительное чтение басни и рассказа (распределите между всеми ребятами в группе).
- Что могло произойти дальше? Нарисуйте картинки, сделайте подписи.