Системно-деятельностный подход на уроках
литературного чтения в начальной школе
Чернякова Татьяна Владимировна
Урок литературного чтения в начальной школе – особый урок, важный для развития личности ребёнка, помогающий ему сориентироваться в огромном количестве книг, произведений, авторских имён. Как учителю сделать урок интересным, логически выстроенным, познавательным, деятельностным? При построении урока литературного чтения использую технологию деятельностного подхода, в основе которой лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс в соответствии со способностями и возможностями.
«Учитель – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто задаёт правильные вопросы» - этот афоризм как нельзя лучше раскрывает позицию учителя при применении на уроках системно-деятельностного подхода. Обучая и воспитывая своих учеников на уроках литературного чтения, ставлю перед собой цель: формировать «талантливого читателя» (С.Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Задачи курса литературного чтения - формирование читательской деятельности, расширение литературного кругозора, развитие чувства художественного слова, литературного вкуса, формирование думающего, творческого ученика с самостоятельной читательской позицией.Для достижения поставленных задач использую разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Через технологию системно - деятельностного подхода мотивирую детей анализировать учебный материал, сравнивать, учу размышлять, доказывать, высказывать свою точку зрения; формирую умения контролировать самих себя, слушать мнение одноклассников, таким образом, формирую познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные универсальные учебные действия (УУД). Деятельностный урок имеет постоянную психологическую структуру. Такой урок начинаю с особой ситуации – установления контакта между учителем и детьми. Стараюсь создать ситуацию успеха, для атмосферы доверия и доброжелательности в классе. После установления контакта, можно включать учеников в учебную деятельность. Урок начинаю с игровой речевой разминки, активно влияющей на основные параметры чтения: осмысления, технику, выразительность. Работаем со скороговорками, чистоговорками, чёткое чтение абзацев, строф, пословиц. Нередко использую задания на рифмование слов, фраз, в результате чего на уроке рождаются четверостишья.
Часто на уроках прибегаю к созданию проблемной ситуации, стараюсь заинтриговать ученика незнанием того, что ему самому предстоит узнать. Такую проблемную ситуацию часто ставлю при определении темы урока, работе над анализом произведения. В этом мне помогают шарады, загадки, кроссворды, выставки книг, журналов, прослушивание музыкальных произведений.
При работе над текстом до чтения дети читают заглавие, рассматривают иллюстрации к тексту. На основании увиденного высказывают предположения о содержании текста, его героях. Ставится задача: прочитать текст, проверить свои предположения. Рассматриваем различные варианты заглавий данного текста, составляем план рассказа, даём характеристику героям, их поступкам. Все детские высказывания обязательно фиксирую на классной доске в виде различных вариантов или в виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске.
При отработке навыка чтения использую традиционные приёмы, которыми дети владеют с первого класса:
- жужжащее чтение;
-чтение по «цепочке»;
-чтение в паре;
-комментированное чтение;
-чтение за диктором;
-многократное чтение.
На этапе работы по анализу литературного произведения использую следующие формы: фронтальную, групповую, парную, комбинированную, что позволяет мне развивать в моих учениках коммуникативные УУД.
Для проверки понимания и осмысления текста использую следующие приёмы:
- составление викторин по прочитанному;
- составление планов, схем;
- пересказ (полный, сжатый, выборочный);
- реконструкция текста произведения: «досказывание» и «дописывание»;
- коллективное и групповое выполнение и обсуждение творческих работ;
- работа с дополнительной литературой (энциклопедии, словари, Интернет)
Такие приёмы работы формируют у моих учеников познавательные, коммуникативные и личностные УУД (умение анализировать, доказывать, рассуждать, договариваться).
Хочу отметить такую современную образовательную технологию, как дебаты. Считаю, что дебаты являются исключительно важным средством формирования у младших школьников навыков аргументации, умения слушать собеседника, умения анализировать, задавать вопросы, формулировать ответы, вести дискуссию в духе толерантности. Дебаты привлекают своей новизной. Это и новая форма, и новизна материала, и новизна ситуации. В прошлом году мы учились проводить дебаты по анализу прочитанного произведения. Эта форма работы захватывает ребят, иногда дебаты выходили за временные рамки нашего урока. Равнодушных в классе не остаётся, а это главное – говорят, доказывают, спорят все, а значит системно - деятельностный подход работает.
На уроках литературного чтения использую приём стимулирования. В конце урока проводим самозамер скорости чтения. Такой приём стимулирует слабых и увеличивает результаты быстрочитающих учеников.
Главным результатом урока является изменение внутри ученика. Поэтому обязательным элементом урока является момент рефлексии. Учу рассуждать ребят о том, как изменились именно они, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, открыли ли для себя новое после чтения произведения.
Использование на уроках литературного чтения деятельностного подхода помогли мне глубже раскрыть возможности и способности моих учеников. Достижениями стали победы во Всероссийской олимпиаде по литературному чтению «Мир книг» для 1-4 классов. Два моих ученика стали победителями конкурса.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь» - так я представляю своё педагогическое кредо. Я стремлюсь быть современным учителем, воспитывающим учеников, думающих самостоятельно и критически.
Используемая литература
- Баев Л.Э. Создание развивающей среды на уроках в начальных классах. «ИДР», 2012г.
- С.Маршак. Сочинения в 4-х томах. Том 4. М.: Худ. лит., 1960.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Вестник образования. № 2, 2010, с. 5