Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект урока во 2 классе

Люблю природу русскую. Стихотворения Ф.И. Тютчева о весне

Ефремова Татьяна Валентиновна
Цель урока: ознакомление со стихотворением Ф.Тютчева “Зима недаром злится…”.
Задачи:
Образовательная:
-обучение выразительному чтению, как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний.
Развивающие:
- формирование представлений о способах создания образа, о выразительных средствах языка, умений находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
- формирования умения выражать свое отношение к прочитанному.
Воспитательные:
-воспитание умения видеть прекрасное вокруг нас.
- формирование любви к лирическим стихотворениям.
Планируемые результаты.
Школьники должны научиться:
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;
  • выполнять партитуру стихотворения;
  • правильно выбирать средства выразительности: темп, тон, логические ударения, интонацию.
Формы работы:
самостоятельная, работа в группах,  в парах, учебный диалог, проектная деятельность, фронтальная работа.
Оборудование:
1. аудиозапись цикла «Времена года» (Весна) П.И. Чайковского
2.Запись голосов весеннего леса.
3.проектор,
4.ноутбук
5. конверты с заданиями,
6. карточка с текстом для чтения.
 
Ход урока:
I. Организационный момент
 - Урок литературного чтения. Проверьте вашу готовность к уроку.
      II. Проверка домашнего задания.
- Выборочное чтение сочинений о себе и своих друзьях.
- Какое сочинение вам понравилось? Почему?
      III. Актуализация знаний.
- Послушайте фрагмент  музыкального произведения.
Звучит музыка из цикла «Времена года»
-Прочитайте стихотворение и дополните его недостающим словом:
Сиренью пахнет небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко- красном
Шагает по земле…
( «Весна»)
- Как вы догадались?
-Какой теме будут посвящены стихи, которые нам предстоит сегодня прочитать?
- Из зимы мы перенесемся в весну. Нужно немного волшебства, а что еще? (музыка, стихи)
-Возьмите карточку №1.
Прочитайте текст.
Этот поэт родился 1803 году в семье дворянина и помещика в селе Овстуге Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома под руководством ученого, переводчика и поэта Семена Раича. С детства он хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски.
В 1819 году поступил на словесное отделение московского университета.
Потом он работал на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству.
Стихи  он начал писать в 1818 году еще в подростковом возрасте. Но его стихи редко печатали. Вдруг его тетрадь стихотворений попала к Александру Сергеевичу Пушкину. И великий поэт разрешил публикацию стихотворений в своем журнале
“ Современник”. Однако настоящая известность пришла к нему в 1854 году, когда он выпустил сборник стихов.
Поэт не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения.
-Как вы думаете, о ком идет речь в данном тексте?
IV. Объявление темы урока.
-  Если у вас возникли затруднения, возьмите голубой конверт  и из букв составьте фамилию поэта.
- Попробуйте предположить, чему будет посвящен наш урок литературного чтения?
Тема урока  отражается на слайде:
«Люблю природу русскую. Стихотворения Ф. И. Тютчева о весне»
- Каким вы представляете себе поэта?
-Рассмотрите фотографии, посвященные жизни и творчеству поэта.
-Чему посвящает поэт свои стихи?
-Как вы догадались?
V. Работа по теме урока.
- Вспомните, чем стихи отличаются от прозы (рифма, ритм, образные слова)
- А кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Чтобы получить удовольствие,  почувствовать настроение, чтобы узнать что-то новое)
- Каждый человек по- своему видит и оценивает предметы и явления.
- Если мы узнаем, поймем, как видят и чувствуют весну поэты, мы  с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем  в душу другого человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
- Посмотрите на фотографии.
-Как вы узнаете  о приходе весны?
(дети говорят о приметах – пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, начинает зеленеть трава…)
-А  можем ли мы с вами услышать весну?
(Журчат ручьи, капель, птички щебечут…)
-Давайте послушаем  голоса весеннего леса (прослушивание записи)
-При помощи чего композитору удалось передать настроение природы?
- Откройте учебники. Давайте прочитаем и попробуем разгадать весенние загадки.
Чтение и разгадывание загадок.
Первичное чтение стихотворения «Зима недаром злится…»
Учитель читает. Дети следят по тексту.
- Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И. Тютчев.
 Первичная проверка понимания, работа с текстом.
1) беседа
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах.
- Найдите  и прочитайте эти строки.
2Возьмите карточку №2 с заданием и поработайте в парах:
1. Что ты чувствуешь, читая стихотворение?
2. С каким настроением оно написано?
3. Слышится ли тебе музыка? Если да, то какая: грустная или веселая, танец или марш?
4. Какое состояние природы нарисовано поэтом?
5. К какому слову, близкому по значению, можно отнести слово нудит?
6. Как изменилась природа с приходом Весны?
7. Что удивляет Ф. Тютчева в природе весной?
8. Как ты понимаешь значение выражения «взбесилась ведьма злая»?
- Запомнились ли вам какие-то строки?
- Что делает Весна в стихотворении?
- А что делает Зима?
- Такой поэтический прием, когда предметы изображаются, как живые существа называется олицетворением.
- Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения?
- А какое настроение у поэта? Он радуется или печалится?
- С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте.
 выразительное чтение(3-4 человека)
- Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось.
VI. Физкультминутка.
Музыкальная пауза.
VII. Продолжение работы над новым материалом.
Разделитесь на группы.
-Вспомним правила работы в группе.
1) первичное чтение учителем стихотворения «Весенние воды»
2) звучит «Апрель» П.И. Чайковского
- Какое настроение передает вам поэт?
Возьмите карточку №3 и после обсуждения  ответьте на вопросы:
  - Какая картина вам кажется необычной?
        - Понаблюдай, какие картины природы рисует поэт.
- Кого он оживляет?
- С кем сравнивает?
- Какая часть речи – главная в стихотворении?
- Что они характеризуют? (движение воды, весны)
- Есть ли особые звуки, краски в произведении?
- Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода?
-  Что вы почувствовали, прочитав это стихотворение?
(пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней)
- Определите, с каким настроением вы будете читать стихотворение?
Выскажите  ваше  отношение к прочитанным стихотворениям.
-Попробуйте передать настроение и изобразить картины природы, изображенные в понравившемся стихотворении.
Трансляция выполненной работы.
VIII. Домашнее задание.
1) подготовить выразительно чтение стихотворений
2) нарисовать иллюстрацию к одному из них
3) выучить стихотворение наизусть
IX.Рефлексия.
Попробуйте оценить вашу деятельность на уроке:
Самооценка Да  или нет Почему?
Работал с интересом    
Узнал
новый материал (какой?)
   
Не все задания выполнил    
Что понравилось на уроке?    
 
- Оцените работу вашей группы.
X. Итог урока.
-Какие стихотворения мы сегодня прочитали?
- Чем они вам понравились?
-Что удивило?
-Какие моменты весны мы сегодня увидели в стихах?
-Что было трудным? Почему вы так считаете?
X. Организованное окончание урока.
- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!
- Урок окончен.
м

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»