Сценарий урока русского языка в 4 классе
Словообразование. Существительные с суффиксами –тель, -ник
Кудряшёва Марина Геннадьевна,
канд. пед. наук, методист ГБОУ школа №655
Приморского района Санкт-Петербурга
Актуальность разработки определяется её установкой на развитие и совершенствование приемов использования в школьной практике потенциальных возможностей словообразования как средства языкового и речевого развития ребёнка. Достижения лингвистической науки открывают большие возможности для развития методики изучения словообразования. Усилия методистов направлены на преодоление формального подхода при изучении данного раздела в школе. Вместе с тем школьный курс русского языка не способствует полноценному осознанию «живых» словопроизводных процессов, поскольку остаются без должного внимания собственно смысловые связи в словообразовательных парах. Причиной такого положения дел является преобладание анализа формы производных слов в начальных классах при использовании различных УМК. Решение данной проблемы представляется возможным лишь при учете «живых» семантико-словообразовательных связей, реализуемых в процессе словопроизводства» (доктор филологических наук, профессор Л.П. Катлинская).
Анализ |
Учитель |
Ученики |
А К Т У А Л И З А Ц И Я |
- Послушайте историю о том, как поссорились однажды Труба с Печником. Встретились однажды Труба и Печник. Стали спорить: кто из них Печке родственником доводится. - Никакой ты ей не родственник, - говорит Труба Печнику. - Печником человек называется. А печка разве человек? Вот я ей сестра родная. Без меня она и дня не проживёт! - Неправду ты говоришь! - сердится Печник. - Хоть и не бываетПечки без Трубы, да все равно, она моя родня, а не твоя. Уж я-то знаю! Я Печку сам мастерил!
- Так кто же прав - Печник или Труба? Почему вы так считаете?
- Назовите словообразовательное средство, с помощью которого образовано слово печник. - Определите способ образования этого названия. - Так над каким разделом русского языка мы сегодня продолжим работать?
- Будем рассматривать существительные, образованные каким способом?
|
- Прав печник, так как печник – это тот, кто смастерил печь. Печь – первичное слово для слова печник. - Суффикс -ник.
- Суффиксальный способ.
- Мы продолжим работать над разделом «Словообразование». -Суффиксальным способом. |
Первая часть темы
П создание О проблем. С ситуации Т А Н О В К А
П Р О побуж- Б дение Л Е М Ы
|
- Подумайте, для названия какого предмета служит слово печник? - Верно. Уточним, что именно отражено в таких названиях. Закончи строки стихотворения словами, которые обозначают человека по роду его деятельности и образованы с помощью суффикса -ник-.
Нарисует нам… Сапоги сошьет . . . . Потушит вмиг пожар . . . . В полярнойобласти работает . . . . .
- Так какие же лица называются с помощью суффикса –ник?
- Прочитайте предложение на доске.
- Что интересного заметили?
- Так над какой же темой мы будем работать? - Сформулируйте точнее.
- Верно (фиксирует первую часть темы на доске)
|
- Для названия лица.
художник сапожник пожарник полярник
- Человек по роду его деятельности.
- На кухне у хозяюшки нашлись и чайник, и молочник.
- Существительные чайник, соусник, молочник имеют в своей основе тот же суффикс –ник, но не называют человека по роду его деятельности. - Существительные с суффиксом -ник. - Образование и значения существительных с суффиксом -ник.
|
Ппобужда-
О ющий С жению Кгипотез диалог Р Е Ш Е Н И Я
первая гипотеза
побуждение к проверке
вторая гипотеза
побуждение к проверке
вторая гипотеза
побуждение к проверке
|
- Для раскрытия темы выполните задания, поработав в группах. Выскажите свою гипотезу о значениях существительных. Задание для группы 1: - Замени одним словом (выделены первичные слова): - спортсмен, который занимается греблей набайдарке - . . . - спортсмен, который прыгает в высоту - . . - врач, который лечит болезни глаз -. . . - тот, кто имеет долг (денежный)- . . . - спортсмен, который занимается стрельбой из лука - . . . - тот, кто показывает фокусы - … - тот, кто учится в школе - …
Задание для группы 2: - Образуйте названия предметов мужского рода с помощью суффикса -ник от следующих слов: соус, суп, молоко, ночь, градус, скворец
Задание для группы 3: - Объясните значение выделенных в предложениях слов: 1. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. (И.С. Тургенев) 2. Шёл я из Каменной Гряды в Шашкино; а шёл сперва все нашим орешником, а потом лужком пошёл...(И.С. Тургенев) 3. Под сплетением ползучих ветвей ежевичника искусно прятались зрелые кисти ягод. 4. - Зря дрожишь, косой, это ветер по ельнику осиновые листья разбросал. - Подумайте, какой общий элемент смысла есть в выделенных словах?
- Заслушаем представителей первой группы. Познакомьте всех со своим заданием и выскажите вашу гипотезу.
- Остальные группы с этой гипотезой согласны?
- Заслушаем представителей второй группы. Познакомьте всех со своим заданием и выскажите вашу гипотезу.
- Остальные группы с этой гипотезой согласны?
- Заслушаем представителей третьей группы. Познакомьте всех со своим заданием и выскажите вашу гипотезу.
- Все с этим согласны?
- Итак, сделайте обобщённый вывод.
|
выполняют
выполняют
выполняют
- Существительные с суффиксом -ник называют человека по роду его деятельности. - Да, это верно.
- Существительные с суффиксом -ник могут называть предметы для использования в практи-ческой деятельностичеловека - Согласны.
- Все выделенные слова с суффиксом –ник имеют общее значение - участок земли, на котором произрастают…; заросли… - Согласны.
- С помощью суффикса -ник образуются существительные разных значений. |
В продук-
О тивное
|
- Составьте общую схему для вторичных существительных с суффиксом –ник.
|
составляют схему вида: сущ. + -ник → сущ. со значениями а) лицо, б) предмет для использова-ния в практической деятельности человека, в) участок земли, засаженный… |
З
|
1. Поупражняемся в анализе существительных с суффиксом –ник (используются детские окказионализмы как фактор мотивации выполнения данного задания). Примеры предложений с детскими окказионализмами предъявляются на демонстрационном экране с использованием компьютера и проектора. Объясните, почему и как возникают в детской речи такие слова: базарник(На продавцов в магазинах учат, а набазарников?); гаражник(Кем работает твой папа, Саша? - Гаражником); досочник( Кто доски носит, досочник?); ракетник (Посадил зверей в ракету:Ракетники!); приемник (Приемник - это знаешь, кто? Врач! Он принимает!).
- Есть ли в современном литературном языке слова базарник, гаражник, досочник как специальные слова для называния человека, который а) торгует на базаре, б) выполняет какую-нибудь работу в гараже, в) носит доски? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь, например, толковым словарем С.И. Ожегова. - Существуют ли в современном литературном языке слова, имеющие такой же смысл, какой дети вкладывают в слова ракетник, приёмник? Назовите их. - В чем различие слов, которые образованы детьми, и слов литературного языка?
|
Объясняют. Учитель в диалоге помогает сформулировать ребятам вывод о том, что дети «мастерят» свои слова по существующим в языке регулярным моделям, только используют часто не те словообразова-тельные средства, хотя смысл таких слов оказывается нам вполне понятным.
Работают со словарём С.И. Ожегова
- Да, существуют. ракетчик, приёмщик
- Различие в использовании суффикса –ник для называния лица, хотя здесь существительные со значением «лицо» образованы с помощью другого суффикса.
|
З А К Р Е П Л Е Н И Е
|
2. Интерактивная игра «Карусель» для пар сменного состава (см. описание в приложении 2)
Материалы для игры «Карусель»: 1. Образуй существительные: - тот, кто охотится на белок, - тот, кто выпекает булки, - любитель и знаток книг, - тот, кто строит дороги, - тот, кто собирает грибы, - тот, кто поддерживает чистоту и порядок во дворе, - тот, кто ходит на лыжах, - тот, кто владеет пасекой, - тот, кто тушит пожар, - тот, кто работает на огороде, хозяин огорода, - скромный человек, - тот, кто собирает лечебные травы, - тот, кто пишет сказки 2. Объясни значение через первичное слово: виноградник, брусничник, вишенник, гвоздичник, малинник, орешник, осинник, ягодник, калинник.
|
Работают с данным материалом на карточках (по 2-3 слова) в парах сменного состава. |
Вторая часть темы
П подводя- О щий С диалог Т А Н О В К А
|
- Закончите двустишие:
В школе учит нас . . . . . Строит здания. . . . . Глушит громкий звук….. Удлинит нам провод… - Чем похожи все названные существительные? - Что интересного заметили в значении образованных слов? - Значит, какой будет вторая часть темы урока?
- Верно (вносит дополнение в название темы).
|
учитель строитель глушитель удлинитель - Они все имеют в основе суффикс -тель. - Они имеют разные значения. - Образование и значения существительных с суффиксом –тель. |
П подводя- О щий И диалог С К
Р Е Ш Е
Н Я
|
- Объясните значение следующих слов:издатель, мечтатель, покоритель, посетитель, создатель, слушатель, сочинитель, водитель, строитель. - Какое общее значение выражается в этих словах?
- А сейчас предлагаю сыграть в игру «Назови одним словом». Как называется: (в толковании выделены первичные слова)? - то, что выключает электрический ток; - приспособление, которое служит для того, чтобыуказывать на что-либо; - прибор, аппарат.с помощью которого обезболивают; - вещество, с помощью которого ополаскивают что-либо; - вещество, с помощью которого отбеливают что-либо; - устройство, которое глушит звук двигателя?
- Какое общее значение выражается в этих словах?
- Итак, как же мы раскроем вторую часть темы урока?
|
объясняют
- Все они - со значением лица.
выключатель
указатель
обезболиватель
ополаскиватель
отбеливатель
глушитель
- Все они - со значениями «устройство», «вещество»
- Существительные с суффиксом –тель тоже, как и существительные с суффиксом –ник, имеют разные значения. |
В продук-
О тивное
|
- Составьте общую схему для вторичных существительных с суффиксом –тель (ещё раз проанализируйте первичные слова)
|
Составляют схему вида: глагол + -тель → сущ. со значениями а) лицо, б) устройство, вещество
|
З А К Р Е П Л Е Н И Е
Рефлексия |
- Объясните причину возникновения выделенных слов в речи малышей: Примеры предложений с детскими окказионализмами предъявляются на демонстрационном экране с использованием компьютера и проектора. а) (мальчик четырех лет в больнице):Сейчас придутлечители. б) (о молниеотводе, 5 лет): Отгонятель грозы. в) ( стирает пыль и говорит, 4,5 года): Я очищатель пианино. ( о приборе, очищающем что-либо, 5,5 лет): Вода поступаетсразу в кран безочищателей. - Какое настроение у вас после такой насыщенной и продуктивной работы?
|
повторно формулируют вывод о том, что дети «мастерят» свои слова по существующим в языке регулярным моделям, не зная слов литературного языка
Заслушиваем ответы, благодарим за активность, подчёркиваем значимость самостоятельно открытых знаний. |
Представленный урок содержит упражнения на воспроизведение и продуктивные задания из авторского методического пособия «Непрограммное словообразование в начальной школе (система упражнений)». – Санкт-Петербург, «Своё издательство», 2016, 78 с.
Технология урока – проблемно-диалогическая
Приём создания проблемной ситуации – с удивлением
Тип противоречия – между двумя положениям.
Приём создания проблемной ситуации - №1 (одновременное предъявление противоречивых фактов) - см. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.