Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Сценарий  урока русского языка в 4 классе

Словообразование. Существительные с суффиксами –тель, -ник

Кудряшёва Марина Геннадьевна,
канд. пед. наук, методист ГБОУ школа №655
Приморского района Санкт-Петербурга

Актуальность разработки определяется её установкой на развитие и совершенствование приемов использования в школьной практике потенциальных возможностей словообразования как средства языкового и речевого развития ребёнка. Достижения лингвистической науки открывают большие возможности для развития методики изучения словообразования. Усилия методистов  направлены на преодоление формального подхода при изучении данного раздела в школе. Вместе с тем школьный курс русского языка не способствует полноценному осознанию  «живых» словопроизводных процессов, поскольку остаются без должного внимания собственно смысловые связи в словообразовательных парах. Причиной такого положения дел является преобладание анализа формы производных слов в начальных классах при использовании различных УМК. Решение данной проблемы представляется возможным лишь при учете «живых» семантико-словообразовательных связей, реализуемых в процессе словопроизводства» (доктор филологических наук, профессор Л.П. Катлинская).

Анализ

Учитель

Ученики

 

А

К

Т

У

А

Л

И

З

А

Ц

И

Я

 

- Послушайте историю о том, как поссорились однажды Труба с Печником.

Встретились однажды Труба и Печник. Стали спорить: кто из них Печке родственником доводится.

- Никакой ты ей не родственник, - говорит Труба Печнику. - Печником человек называется. А печка разве человек? Вот я ей сестра родная. Без меня она и дня не проживёт!

- Неправду ты говоришь! - сердится Печник. - Хоть и не бываетПечки без Трубы, да все равно, она моя родня, а не твоя. Уж я-то знаю! Я Печку сам мастерил!

 

-  Так кто же прав - Печник или Труба? Почему вы так считаете?

 

 

 

- Назовите  словообразовательное средство, с помощью которого образовано слово печник.

 -  Определите способ образования этого названия.

- Так  над каким разделом русского языка  мы сегодня  продолжим  работать?

 

- Будем рассматривать существительные, образованные каким способом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Прав печник, так как печник –  это тот, кто смастерил печь. Печь – первичное слово для слова печник.

- Суффикс -ник.

 

 

- Суффиксальный способ.

 

- Мы продолжим работать над разделом «Словообразование».

-Суффиксальным способом.

Первая часть темы

 

П   создание

О   проблем.

С  ситуации

Т

А

Н

О

В

К

А

 

П

Р

О   побуж-

Б   дение

Л

Е

М

Ы

 

 

 

 

 

 

- Подумайте, для названия какого предмета служит слово печник?

- Верно.  Уточним, что именно отражено в таких названиях. Закончи строки стихотворения словами, которые обозначают человека по роду его деятельности и образованы  с помощью суффикса -ник-.

 

Нарисует нам…                                                  Сапоги сошьет . . . .                                Потушит вмиг пожар . . . .

В полярнойобласти работает . . . . .

 

 - Так какие же лица называются с помощью суффикса –ник?

 

 

- Прочитайте предложение на доске.

 

 

 

- Что интересного заметили?

 

 

 

 

 

-  Так   над какой же темой мы будем работать?

 - Сформулируйте точнее.

 

 

- Верно  (фиксирует первую часть темы  на доске)

 

 

 

- Для названия лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

художник

сапожник

пожарник

полярник

 

- Человек по роду его деятельности.

 

 

- На кухне у хозяюшки нашлись и чайник, и молочник.

 

- Существительные чайник, соусник,  молочник имеют в своей основе тот же суффикс –ник, но не называют человека по роду его деятельности.

- Существительные с суффиксом  -ник.

- Образование  и значения существительных с суффиксом  -ник.

 

 

Ппобужда-

О   ющий
Ик выдви-

С   жению

Кгипотез

диалог

Р

Е

Ш

Е

Н

И

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       первая

       гипотеза

 

 

побуждение

к проверке

 

      вторая

      гипотеза

 

 

 

 

побуждение

к проверке

 

     вторая

     гипотеза

 

 

 

 

побуждение

 к проверке

 

 

 

-  Для раскрытия темы выполните задания, поработав в группах. Выскажите свою гипотезу о значениях существительных.

Задание для группы 1:

- Замени одним словом (выделены первичные слова):

- спортсмен, который занимается греблей набайдарке - . . .

- спортсмен, который  прыгает в высоту - . .

- врач, который лечит болезни глаз -. . .

- тот, кто имеет долг (денежный)- . . .

- спортсмен, который занимается стрельбой из лука - . . .

- тот, кто  показывает фокусы - …

- тот, кто учится в школе - …

 

Задание для группы 2:

- Образуйте названия предметов мужского рода с помощью суффикса -ник от следующих слов:

соус, суп, молоко, ночь, градус, скворец

 

Задание для группы 3:

- Объясните значение выделенных в предложениях слов:

1. У ног моих тянулась узкая долина; прямо, напротив, крутой стеной возвышался частый осинник. (И.С. Тургенев)

2. Шёл я из Каменной Гряды в Шашкино; а шёл сперва все нашим орешником, а потом лужком пошёл...(И.С. Тургенев)

3. Под сплетением ползучих ветвей ежевичника искусно прятались зрелые кисти ягод.

4. - Зря дрожишь, косой, это ветер по ельнику осиновые листья разбросал.

 - Подумайте, какой общий элемент смысла есть в выделенных словах?

 

- Заслушаем представителей первой группы.  Познакомьте всех со своим заданием и выскажите вашу гипотезу.

 

-   Остальные группы с этой гипотезой согласны?

 

- Заслушаем представителей второй группы.  Познакомьте всех со своим заданием и выскажите вашу гипотезу.

 

 

 

-   Остальные группы с этой гипотезой согласны?

 

- Заслушаем представителей третьей группы.  Познакомьте всех со своим заданием и выскажите вашу гипотезу.

 

 

 

- Все с этим согласны?

 

-  Итак, сделайте обобщённый вывод.

 

 

 

 

 

 

выполняют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполняют

 

 

 

 

 

 

выполняют

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Существительные с суффиксом -ник  называют человека по роду его деятельности.

- Да, это верно.

 

 

- Существительные с суффиксом -ник  могут называть предметы для       использования в практи-ческой деятельностичеловека

- Согласны.

 

 

- Все выделенные слова с суффиксом –ник имеют общее значение  - участок земли, на котором произрастают…; заросли…

-  Согласны.

 

- С  помощью суффикса -ник  образуются   существительные разных значений.

 

В    продук-

О    тивное
С    задание
П   на опору
Р
О
И
З.

 

 

- Составьте общую схему для вторичных

существительных с суффиксом  –ник.

 

 

 

 

 

 

составляют схему вида:

сущ. + -ник → сущ. со значениями  а) лицо, б) предмет для использова-ния в практической деятельности человека, в) участок земли, засаженный…

 

З
А
К
Р
Е
П
Л
Е
Н
И
Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Поупражняемся  в анализе существительных с суффиксом –ник (используются детские окказионализмы как фактор мотивации  выполнения данного задания).

Примеры предложений с детскими окказионализмами предъявляются на демонстрационном экране с использованием компьютера и проектора.

Объясните, почему и как возникают в детской речи такие слова:

базарник(На продавцов в магазинах учат, а набазарников?);

гаражник(Кем работает твой папа, Саша? - Гаражником);

досочник(  Кто доски носит, досочник?);

ракетник   (Посадил зверей в ракету:Ракетники!);

приемник   (Приемник - это знаешь, кто? Врач! Он принимает!).

 

 - Есть ли в современном литературном языке слова базарник, гаражник, досочник как специальные слова для называния человека, который

 а) торгует на базаре,

 б) выполняет какую-нибудь работу в гараже,

в) носит доски?

Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь, например, толковым словарем С.И. Ожегова.    

 - Существуют ли в современном литературном языке слова, имеющие такой же смысл, какой дети вкладывают в слова ракетник, приёмник?   Назовите их.

- В чем различие слов,  которые образованы детьми, и слов литературного языка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясняют. Учитель  в диалоге помогает сформулировать  ребятам вывод о том, что дети «мастерят» свои слова по существующим в языке  регулярным моделям, только используют часто не те словообразова-тельные средства, хотя смысл таких слов оказывается нам вполне понятным.

 

 

 

 

 

 

 

Работают со словарём С.И. Ожегова

 

- Да, существуют.

ракетчик, приёмщик

 

 

- Различие в использовании суффикса –ник для называния лица, хотя здесь  существительные со значением «лицо» образованы с помощью другого суффикса.

 

 

З

А

К 

Р

Е 

П

Л  

Е  

Н  

И 

Е

 

 

 

2.  Интерактивная игра «Карусель» для пар сменного состава  (см. описание в приложении 2)

 

Материалы для игры «Карусель»:

1. Образуй существительные:

-  тот, кто охотится на белок,

-  тот, кто выпекает булки,

-  любитель и знаток книг,

- тот, кто строит дороги,

- тот, кто собирает грибы,

- тот, кто поддерживает чистоту и порядок во дворе,

- тот, кто ходит на лыжах,

- тот, кто владеет пасекой,

- тот, кто тушит пожар,

- тот, кто работает на огороде, хозяин огорода,

- скромный человек,

- тот, кто собирает лечебные травы,

- тот, кто пишет сказки

2. Объясни значение через первичное слово:

виноградник, брусничник, вишенник, гвоздичник, малинник, орешник, осинник, ягодник, калинник.

 

 

Работают с данным материалом на карточках (по 2-3 слова) в парах сменного состава.

Вторая часть темы

 

П   подводя-

О   щий

С   диалог

Т

А

Н

О

В

К

А

 

 

- Закончите двустишие:

 

                  В школе учит нас . . . . .  

Строит здания. . . . .       

                  Глушит громкий звук…..

                  Удлинит нам провод…

- Чем похожи все  названные существительные?

 - Что интересного заметили в значении образованных слов?

- Значит, какой будет вторая часть темы урока?

 

- Верно (вносит дополнение в название темы).

 

 

 

учитель

строитель

глушитель

удлинитель

- Они все имеют  в основе суффикс  -тель.

- Они имеют разные значения.

 -  Образование и значения существительных с суффиксом –тель.

 

П  подводя-

О  щий

И  диалог

С

К

 

Р

Е

Ш

Е

Н
И

Я

 

 

 

- Объясните значение следующих слов:издатель, мечтатель, покоритель, посетитель, создатель, слушатель, сочинитель, водитель, строитель.

- Какое общее значение выражается в этих словах?

 

- А сейчас  предлагаю сыграть в игру «Назови одним словом».

  Как называется: (в толковании выделены первичные слова)?

- то, что выключает электрический ток;

- приспособление, которое служит для того, чтобыуказывать на что-либо;

- прибор, аппарат.с помощью которого  обезболивают;

- вещество, с помощью которого ополаскивают  что-либо;

- вещество, с помощью которого отбеливают что-либо;

- устройство, которое глушит  звук

 двигателя?

 

- Какое общее значение выражается в этих словах?

 

- Итак, как же  мы раскроем вторую часть  темы урока?

 

 

объясняют

 

 

 

- Все они -  со значением лица.

 

 

 

 

 

выключатель

 

указатель

 

обезболиватель

 

ополаскиватель

 

отбеливатель

 

глушитель

 

- Все они -  со значениями  «устройство», «вещество»

 

- Существительные с суффиксом –тель тоже, как и существительные с суффиксом –ник, имеют разные значения.

 

В    продук-

О    тивное
С    задание
П   на опору
Р.

 

 

-  Составьте общую схему для вторичных существительных с суффиксом –тель (ещё раз проанализируйте первичные слова)

 

 

Составляют схему вида:

глагол + -тель → сущ. со значениями  а) лицо, б) устройство, вещество

 

 

З

А

К

Р

Е

П

Л

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

Рефлексия

 

- Объясните причину возникновения выделенных слов в речи малышей:

Примеры предложений с детскими окказионализмами предъявляются на демонстрационном экране с использованием компьютера и проектора.

а) (мальчик четырех лет в больнице):Сейчас придутлечители.

б) (о молниеотводе, 5 лет): Отгонятель грозы.

в) ( стирает пыль и говорит, 4,5 года): Я очищатель пианино.

    ( о приборе, очищающем что-либо, 5,5 лет):  Вода поступаетсразу в кран безочищателей.

- Какое настроение у вас после такой насыщенной и продуктивной работы?

 

 

 

 

 

 

 

повторно формулируют  вывод о том, что дети «мастерят» свои слова по существующим в языке  регулярным моделям, не зная слов литературного языка

 

 

 

Заслушиваем ответы, благодарим за активность, подчёркиваем значимость самостоятельно открытых знаний.

 

 

 

Представленный урок содержит упражнения на воспроизведение и  продуктивные задания из авторского методического пособия «Непрограммное словообразование в начальной школе (система упражнений)». – Санкт-Петербург, «Своё издательство», 2016, 78 с.

 

 

 

 

Технология урока – проблемно-диалогическая

Приём создания проблемной  ситуации – с удивлением

Тип противоречия – между двумя положениям.

Приём создания проблемной ситуации - №1 (одновременное предъявление противоречивых фактов)  - см. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»