Открытый урок по русскому языку в 4 классе УМК Школа России
Правописание безударных личных окончаний
глаголов настоящего и будущего времени
Бессонова Лариса Николаевна,
учитель начальных классов
Цель:
образовательные:
Øформировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
Øотрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов
развивающие:
Øучить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
Øспособствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух
воспитательные:
Øсодействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Оборудование:
Øкомпьютер, проектор, экран;
Øкарточки с заданиями;
Øпрезентация с интерактивными заданиями
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия ученика |
Комментарии |
I. Орг. момент |
-Ребята, у нас сегодня особенный урок, к нам пришли гости, поприветствуйте их. - Настройтесь на урок. Повторите мысленно: Я буду внимательным. Буду думать. Буду сосредоточенно размышлять. Буду догадлив, старателен. -Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. Займите свои рабочие места, когда услышите, ту часть речи, над которой мы сейчас работаем.
Весна, весна! Как воздух чист! Какое слово вы выбрали? Почему? Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
|
Слепит Глагол
|
Слайд
Звучит музыка |
II. Систематизация знаний о глаголе
|
Что такое глагол?
Каким членом в предложении является?
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
Какие суффиксы имеют глаголы в неопределённой форме? Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Что такое спряжение?
Как пишется частица не с глаголом?
Как определить спряжение глагола?
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
|
Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?что делал? что будут делать?
В предложении глагол является сказуемым.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением
Не с глаголами пишется отдельно
|
Слайд
|
III. Минутка чистописания |
Напишите соединение букв: ешь ишь Что вы должны помнить при письме?
Что вы можете сказать об этих соединениях?
|
Соблюдать высоту, наклон, расстояние между соединениями Ешь- окончание 1 спр., 2-ого лица Ишь- окончание 2 спр. 2 ого лица |
|
IV. Словарно- Орфографическая работа |
-Давайте поработаем над словарными словами. Какие слова нам даст кубик. Первое слово беседа командир рисунок путешествие -Выделите ударную и безударную гласные. - Исходя из того с какой частью речи мы с вами работаем, подумайте, какую работу вы можете выполнить, используя эти слова. - Образуйте от существительного глагол неопределенной формы, рядом запишите этот глагол в форме 3 – го лица мн. числа и глагол в форме 2 – го лица единственного числа.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли вы написали словарные слова? Что мы с вами повторили на данном этапе урока?
|
Так как это имена существительные, можно образовать глаголы. беседа – беседовать – беседуют, беседуешь командир – командовать - командуют, командуешь рисунок – рисовать – рисуют, рисуешь путешествие – путешествовать – путешествуют - путешествуешь Правописание словарных слов, образование глаголов
|
Слайд
|
III. Мобилизующий |
Посмотрите на записанные слова, беря во внимание то, над какой орфограммой мы работали на последних двух уроках, исключите лишние слова. заночует, кричит, трещал, пчела, бегут, строит.
|
Дети исключают «лишнее» слово Ø пчела – имя существительное Ø бегут– из оставшихся глаголов стоит во мн. числе Ø кричит– имеет ударное окончание Ø трещал – глагол прошедшего времени |
Слайд
|
IV. Формулирование темы и цели урока |
Исходя из этого, сформулируйте тему и цели урока
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов |
Слайд
|
V. Работа над темой урока:
|
Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание глаголов?
Давайте вернемся к словарной работе и определим спряжение глаголов, проверим, правильно ли мы написали окончания |
Надо определить спряжение глагола. Для этого 1) поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. 2) Если глагольный суффикс и - II спряжение. Все остальные - а, - у, - е, - о - I спряжение.
-Эти глаголы не на – ить, значит первого спряжения.
|
|
VI. Физкультминутка |
А теперь давай те отдохнем, но проделаем это с пользой. Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки. Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
|
|
|
VII.Работа над темой урока:
|
-Что общего между словами, которые я называла?
Если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение?
Как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием?
А теперь скажите, мы ничего не упустили?
Конечно – это глаголы-исключения. Кто хочет рассказать стихотворение?
-А сейчас выполняя задания, примените ваши знания на практике. 1 задание распределите глаголы по спряжениям Играет, дарит, колет, ждут, косим, грузят, косите, пляшешь 2 задание вставьте пропущенные буквы Желтеет мать – и – мачеха Солнце засияешь Природа радует Вдыхаем аромат Весна приходит Слышим жаворонка Бродишь по тропинке Дышите свежестью 3 задание правильно распределив глаголы по спряжениям вы получите подсказки Белеет, темнеешь, пускаем, побеждает, стелешь, обсохнет, сеют, сохнешь, отгрузит, кормим, поджаришь, зависишь, разделим, тают, раскрасите Вам даны глаголы: вслушиваешься, перегреваемся, воспользуется, разберите их по составу
А теперь пользуясь подсказками, давайте проверим, правильно ли сделали разбор слов. Что отрабатывали на этом этапе урока? |
У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко. Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: 1)если окончание – ут, – ют или слышим ударную е в окончании то – 1 спряжение 2)если окончание – ат, – ят – и ударная в окончании и то -2 спряжение Надо поставить глагол в неопределенную форму и обратить внимание на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс и - II спряжение. Все остальные - а, - у, - е, - о - I спряжение.
-Глаголы-исключения.
Ко второму же спряженью, Отнесём мы без сомненья Все глаголы, что на – ИТЬ, Исключая брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.
|
Слайд
Слайд
Слайд
Слайд
Дети получают за правильный ответ подсказки, соответствующие своему месяцу (ласточка, подснежник, листик на обороте написаны фрагменты слов с выделенными частями) |
VIII.. Закрепление материала |
- А теперь поработаем по учебнику. Откройте учебник на странице 115 упр. 233. Прочитайте внимательно задание про себя. Кому не понятно задание? Работа по алгоритму |
|
Слайд |
IX. Итог урока. Домашнее задание |
Какова была тема урока? Для чего мы учимся определять спряжение глагола? Д/з с.115 упр. 234 Посмотрите, все ли вам понятно в Д.З |
|
|
XI Рефлексия |
Давайте посмотрим, достигли ли мы поставленной цели и оценим умение писать безударные окончания глаголов. Кому стало легче определять окончание глаголов, поставьте на полях + Кто остался на том же уровне, поставьте …. Кто еще не понял, как определять склонения глаголов и не знает, как правильно написать безударное окончание поставьте - - Спасибо за урок. |
Комментируют свою оценку |
|
-