МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1-м КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «УДАРЕНИЕ»
ЧИСТЯКОВА Н.В.
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 430
Цели и задачи урока
Предметные |
Личностные |
Метапредметные |
познакомить с понятием «ударение», видеть его смыслоразличительную функцию, свойство разноместности. Упражнять в разграничении слов, различающихся ударением. Формировать умение различать в словах ударные и безударные слоги. Развивать речь, обогащать словарный запас. Работать над нормами правильного произношения.
|
знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе; помочь учащимся формировать умение общаться через игру, умение слушать. Создать условия для развития мышления, внимания, памяти, фонематического слуха, речи учащихся и интереса к чтению.
|
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом, формировать опыт осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную, индивидуальную, игровую формы организации познавательной деятельности.
|
Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Вступление
|
Нацелить на урок, определить задачи учащихся «Веселые человечки» Какие гласные звуки знаем? Какими буквами их обозначаем?
|
Дети отвечают на вопросы учителя. Вывод: звуки произносим и слышим, буквы видим, пишем, читаем. |
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
|
Определение цели урока. Постановка цели работы учащихся. Мастер- ударение К нам пришел необычный сказочный герой – Мастер. Какой Мастер узнаете позже. Подскажет нам инструмент, который он принес. Учитель показывает «Волшебный сундучок» с замочком. Замочек открыть не можем – секретный код. На доске появляются три схемы односложных слов. Мастер знает, что сегодня день рождения у девочки из нашего класса. Он зашифровал ее имя в схеме. Нам нужно выбрать схему. Покажите на карточке какую схему выбираем. Докажите. Учитель открывает сундучок и достает молоточек. У Мастера – волшебный молоточек. Он легонько ударяет по одному из гласных в слове.
|
Учащиеся показывают номер схемы. Доказывают, почему эта схема подходит. Дети определяют сколько гласных звуков в имени Оля. Вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов. Оля открывает сундучок, достает молоточек.
|
3.Игра «Живые слова» |
Оля, ты первая гласная. Какая? (О) Вот тебе корона из красного картона. Позови подружку. Ты какая гласная? (А). Получи корону из красного картона. У нас два гласных звука в слове. Приглашается мальчик, он гласный звук. Где встанешь? (между девочками)
|
Учащиеся по очереди выходят, составляя «живую» схему слова. Наблюдают, сравнивают, делают вывод: гласные командуют согласными, образуют слоги. |
4. Физкультминутка |
Проводится артикуляционная гимнастика.
|
ра-ра-ра – начинается игра ры-ры-ры – у ребят в руках шары ру-ру-ру – бью рукою по шару ру-ра-ру – продолжаем мы игру
|
5.Работа по теме урока. Игра «Мастер-Ударение» |
Мастер-Ударение может ударить очень легонько молоточком только по одному из гласных. А у нас их сколько? Как узнать? Как ударить ласково? Есть два секретных способа – «звательный» или «кричательный» и второй «вопросительный». Учитель обращает внимание детей на значок ударения. |
Дети определяют, что в слове Оля два гласных звука. Далее дети зовут Олю, спрашивают ее. Определяют какой гласный звук произносим звонче, резче. Предполагают как зазвучит имя, если ударить молоточком по другому гласному звуку. Работают со схемой слова, ставят над схемой знак ударения. Вывод: ударение – это очень серьезно. От ударения зависит смысл слова. |
6.Работа в «Азбуке» стр. 23 |
Постановка задачи работы с текстом. Игра «Молчанка» В этом слове только один гласный. В этом слове первый звук гласный.
|
Самостоятельное чтение шепотом, чтение слов по строчкам, столбикам, хором. Рассматривают рисунки. Определяют какой предмет «лишний». Выясняют, что объединяет предметы на рисунках. По заданию учителя закрывают пальчиком один из рисунков («Молчанка»). Проверка у доски. Соединяют слова и соответствующие им схемы. Проверка у доски. Вывод: слова не могут жить без гласных. |
7. Рефлексия |
Подведение итога работы |
Закройте глаза. Мысленно отметьте для себя, что вы знали, а что узнали новое. Поднимите руку кто считает, что цель, поставленную в начале урока, мы достигли? Молодцы!
|