Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа над словарными словами в начальной школе

Иванова Ирина Семеновна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 71
Калининского района Санкт-Петербурга

E-mail: irina.iv273@mail.ru
 
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…

Язык – и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

А. Шибаев
Слово – такое простое понятие. Слово – это некая конструкция, с помощью которой мы можем обозначить любой предмет, выразить эмоции, действия, состояния. Любой язык начинается с изучения слов. 7 лет до школы ребенок познает только устную речь и только в школе начинается обучение письменной речи. Как же это порой бывает сложно. Слова с одной орфограммой, потом с другой, с третьей и т. д. И вдруг начиняем изучать слова, которые и проверить нельзя или очень сложно. Только обращаясь к этимологии слова, к его истокам можно разобраться почему оно пишется так, а не иначе. В начальной школе мы привыкли называть эти слова «Словарными», то есть непроверяемыми, которые надо запомнить. За начальную школу ребенок изучает 500-600 словарных слов. Ого! Много! Не правда ли? Да, можно просто дать выучить эти слова, а потом написать словарь на отметку, но всегда хочется, чтобы процесс обучения для детей был интересным и увлекательным.
Будучи еще молодым специалистом мне попалась очень интересное методическое пособие Канакиной В. П. [1]. Работа над трудными словами в начальных классах / - М. : Просвещение, 1991. Оно привлекло меня вроде простотой, но в то же время своей четкостью, интересным подбором материала и разнообразием в работе над словарными словами. Такого варианта работы со словарными словами я не знала. Я сразу взяла на вооружение такую интересную информацию. Что же включала в себя данная работа?
  1. Толкование слова.
  2. К истокам слова.
  3. Однокоренные слова.
  4. Сочетаемость слов.
  5. Синонимы, антонимы.
  6. Когда так говорят?
  7. Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.
Иногда я полностью прорабатывала все семь пунктов этой работы, иногда нет, лишь частично. Но вот настал момент, когда я придумала другой вид работы. Назывался он «Творческая работа». На одном из собраний я объявила родителя, что теперь дети начнут выполнять работу со словарными словами, за которую я буду выставлять дополнительную отметку. Эту работу дети должны будут выполнять еженедельно, получая по одному слову. Я попросила родителей сначала помочь детям. Данная работа выполнялась письменно на отдельном листе. Листы могли быть разные: тетрадные, альбомные, форматов А3, А4. Они могли быть с рисунками или без них. Дети могли использовать цветные карандаши, фломастеры, цветные ручки, то есть могли подойти к работе творчески. В течение недели работы выставлялись в школьном уголке. Напомню, что в то время еще не было компьютеров, дети ходили в библиотеку и работали с книгами, словарями. Мой класс был самым читаемым классом в школе. Поначалу детям помогали родители, но вскоре дети легко и быстро готовили данные работы самостоятельно. Многие учителя скажут, что все получали пятерки за эту работу, но на самом деле нет. Да, двоек я не ставила, но бывали и тройки. Все зависело от количества ошибок, допущенных учениками. Некоторые ребята собирали папки своих работ, а потом приносили в класс и показывали всем. Какие слова я давала детям? Я давала слова, которые мы только будем еще изучать, то есть работала на опережение. Эти слова уже потом с легкостью входили в нашу работу.
Шло время… Уже у всех детей есть компьютеры или смартфоны и добывать информацию стало очень просто. И тут я снова вспомнила этот вид работы.  Она по-прежнему называется «Творческая работа». Я также даю одно слово в неделю. Только теперь дети редко ходят в библиотеку, чтобы подготовить данную работу, но выполняют они ее все также письменно. Да, они используют интернет, но они учатся работать на компьютере. А это сейчас очень актуально, ведь уже в начальной школе, в 4 классе, проводится Региональная диагностическая работа (РДР) на компьютерах. Как же теперь выглядит эта работа? Я внесла лишь некоторые изменения.
  1. Слово, его лексическое значение.
  2. Часть речи. Вопрос, на который отвечает слово.
  3. Однокоренные слова (1-5 слов).
  4. Словосочетания (3 записи) со словом или однокоренными словами.
  5. Синонимы, антонимы (если есть).
  6. Пословицы, поговорки, загадки с этим словом (что-то одно).
  7. Текст (3-5 предложений) или стихотворение/отрывок стихотворения с автором.
Эту работу можно использовать и во внеурочной деятельности по русскому языку. Еще Платон говорил: «Всякое слово ничтожно, когда не увенчано делом». Творите, придумывайте, дерзайте. Дорогу осилит идущий.
 
Список литературы:
  1. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах / - М. : Просвещение, 1991.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»