Работа над словарными словами в начальной школе
Иванова Ирина Семеновна,
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 71
Калининского района Санкт-Петербурга
E-mail: irina.iv273@mail.ru
учитель начальных классов,
ГБОУ СОШ № 71
Калининского района Санкт-Петербурга
E-mail: irina.iv273@mail.ru
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено словами.
Они слышны и здесь, и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо…
Язык – и стар и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
А. Шибаев
Слово – такое простое понятие. Слово – это некая конструкция, с помощью которой мы можем обозначить любой предмет, выразить эмоции, действия, состояния. Любой язык начинается с изучения слов. 7 лет до школы ребенок познает только устную речь и только в школе начинается обучение письменной речи. Как же это порой бывает сложно. Слова с одной орфограммой, потом с другой, с третьей и т. д. И вдруг начиняем изучать слова, которые и проверить нельзя или очень сложно. Только обращаясь к этимологии слова, к его истокам можно разобраться почему оно пишется так, а не иначе. В начальной школе мы привыкли называть эти слова «Словарными», то есть непроверяемыми, которые надо запомнить. За начальную школу ребенок изучает 500-600 словарных слов. Ого! Много! Не правда ли? Да, можно просто дать выучить эти слова, а потом написать словарь на отметку, но всегда хочется, чтобы процесс обучения для детей был интересным и увлекательным.
Будучи еще молодым специалистом мне попалась очень интересное методическое пособие Канакиной В. П. [1]. Работа над трудными словами в начальных классах / - М. : Просвещение, 1991. Оно привлекло меня вроде простотой, но в то же время своей четкостью, интересным подбором материала и разнообразием в работе над словарными словами. Такого варианта работы со словарными словами я не знала. Я сразу взяла на вооружение такую интересную информацию. Что же включала в себя данная работа?
- Толкование слова.
- К истокам слова.
- Однокоренные слова.
- Сочетаемость слов.
- Синонимы, антонимы.
- Когда так говорят?
- Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.
Шло время… Уже у всех детей есть компьютеры или смартфоны и добывать информацию стало очень просто. И тут я снова вспомнила этот вид работы. Она по-прежнему называется «Творческая работа». Я также даю одно слово в неделю. Только теперь дети редко ходят в библиотеку, чтобы подготовить данную работу, но выполняют они ее все также письменно. Да, они используют интернет, но они учатся работать на компьютере. А это сейчас очень актуально, ведь уже в начальной школе, в 4 классе, проводится Региональная диагностическая работа (РДР) на компьютерах. Как же теперь выглядит эта работа? Я внесла лишь некоторые изменения.
- Слово, его лексическое значение.
- Часть речи. Вопрос, на который отвечает слово.
- Однокоренные слова (1-5 слов).
- Словосочетания (3 записи) со словом или однокоренными словами.
- Синонимы, антонимы (если есть).
- Пословицы, поговорки, загадки с этим словом (что-то одно).
- Текст (3-5 предложений) или стихотворение/отрывок стихотворения с автором.
Список литературы:
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах / - М. : Просвещение, 1991.