Русский язык (4 класс, программа «Перспектива»)
Падежные окончания имён существительных
в единственном числе
Тумко Наталья Владимировна
Цель: Повторить правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Оборудование: толковый словарь Ожегова, презентация, игра «Leaning apps», 3 конверта с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент (готовность к уроку).
II. Актуализация знаний, постановка темы и цели урока.
Учитель : С какой частью речи мы работаем уже несколько недель? Вы уже много про нее знаете.
Дети: Мы работаем с именем существительным.
Учитель : Предлагаю блиц - опрос по теме «Имя существительное»:
1) Что такое имя существительное?
2) Чем собственные имена существительные отличаются от нарицательных? Примеры.
3) Какие имена существительные называются одушевлёнными, неодушевленными? Примеры.
4) Какого рода бывают имена существительные? Примеры.
5) Как изменяются имена существительные?
6) Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Примеры.
7) Сколько падежей в русском языке? Назовите их с вопросами.
8) Каким членом предложения может быть существительное?
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, предложение, устно дайте ему характеристику.
(На) ветк.. ел.. в.сели крупные ш..шки.
Учитель: Спишите предложение, вставив пропущенные буквы. Подчеркните в нем главные члены предложения и над каждым словом укажите часть речи.
Учитель: Назовите все существительные в этом предложении, поставьте в них ударение. Что вы можете сказать об окончании 1 и 2 существительного? Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока?
Тема: Падежные окончания имён существительных в единственном числе.
- Мы знакомы с этой темой?
Цель: Повторить правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Почему мы несколько уроков возвращаемся к этой теме? Какова ее ценность?
ӀӀӀ. Повторение
Учитель: Как проверить безударные падежные окончания у существительных в единственном числе?
Алгоритм (два способа)
I. Начальная форма → склонение II. Поставить вопрос к существительному → падеж III. По правилу написать окончание существительного |
I . Начальная форма → склонение II. Вспомнить слово-помощник с ударным окончанием того же склонения III. Слово-помощник → та же форма, что и проверяемое существительное, выбрать то же окончание, как у слова-помощника |
Учитель: Закрепим на практике этот материал, но в упражнении нам встретятся словарные слова. Чтобы вы их грамотно записали, познакомимся с ними:
Загадка:
- Стеклянный и гранёный, полезен дома и в пути.
Его найдете вы в вагоне, в кафе и дома близ еды.
В него нальёте что угодно – компот, чай, сок или воды…
11.09 отмечается в России день стакана.
стАка́н (Слово записывается в словарик.)
- В каком словаре мы посмотрим значение этого слова? (1-2 человека ищут в толковом словаре значение слова «стакан».)
- Стакан, стаканчик, подстаканник, устаканиться. (Подбор и запись однокоренных слов).
3 конверта (по 1 на каждый ряд)
I группа. Расшифровать значение фразеологизма:
(Не) делай бур▯ в ст..кан▯ воды!
II группа. Придумать и записать предложение со словом «стакан» в винительном падеже.
III группа. Записать не менее 5 прилагательных, которые подходят по назначению к слову «стакан» (Например: пластиковый, пустой, новый, стеклянный, полный, бумажный, разбитый).
Выступление групп
- Ребус к слову «кастрюля»
- Просмотр значения слова в толковом словаре.
- Однокоренные слова: кастрюля, кастрюлька, кастрюльник.
Учитель: Первые кастрюли появились в XVII веке во Франции. От французского слова «casse» - черпак, яма. Перед кастрюлями пользовались горшками, которые ставили на огонь или подвешивали на крюк. Но они были сделаны из глины и при постоянном мытье быстро выходили из строя. Во Франции у кастрюль появились крышки и ручки. Сначала их делали из меди, потом из железа и даже серебра.
А в 1720 году Петр I подписал указ об издании морского устава, где на каждом корабле должны быть 12 кастрюль от 12 до 25 мм в диаметре (они вкладывались одна в другую). Современные кастрюли делают из разного материала, но самые ценные из них с двойным дном, так как в них не пригорает пища.
Учитель: Как правильно написать безударное падежное окончание у существительного в единственном числе?
Игра на «Leaning apps»
IV. Проверочная работа
с. 41 упр. 70 (Распределить все слова на 2 группы, окончания выделить).
е и
Дополнительно: С одним из слов составить и записать распространенное предложение. Выписать из предложения все имена существительные, у одного (на выбор) определить род, число, падеж и склонение).
V. Домашнее задание
с. 41 упр. 71 , учить словарные слова.
VӀ. Итог. Какова была тема урока? Цель?
- Удалось ли добиться цели?
- Что интересного вы узнали на уроке?
VIӀ. Рефлексия.
Учитель: Урок окончен. Благодарю вас за работу!