Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Краткая форма слов, обозначающих признак предмета

Корелова Марина Валентиновна,
учитель начальных классов ГБОУ
школы № 57 Санкт-Петербурга

УМК: «Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова»
Предмет: русский язык
Класс:   4

 
Тема:  Краткая форма слов, обозначающих признак предмета. Тип:  Изучение изученного материала
Цель: Формирование понятия краткой формы имен прилагательных
Задачи:
  • учить различать полную и краткую формы имени прилагательного, образовывать краткую форму имени прилагательного;
  • формировать представления об употреблении в речи полных и кратких форм прилагательных, об изменении имен прилагательных в краткой форме, сопоставление вопросов какой? каков? и т.д.;
  • учить применять знания по изучаемой теме на практике.
Планируемые результаты
Предметные:
  • различать полную и краткую формы имени прилагательного;
  • образовывать краткую форму имени прилагательного;
  • иметь преставления об употреблении имен прилагательных в речи.
Метапредметные:
  • понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • развивать умения по работе с информацией;
  • делать выводы на основе наблюдений;
  • обобщать полученные сведения;
  • строить совместную работу.
 
Личностные:
  • проявлять интерес к русскому языку.
 
 
Межпредметные связи: Чтение; работа над значением пословицы.
Ресурсы урока: Учебник «Русский язык»,  4 класс,  часть 1, автор В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В. Некрасова, интерактивная доска,
 рабочая программа.
Ход урока
Содержание деятельности учителя: Содержание деятельности обучающихся:
Мотивация познавательной деятельности
  • Предлагает объяснить  смысл пословицы «Корень учения горек, да плод его сладок». Нацеливает на работу.
  • Объясняют смысл пословицы.
Актуализация необходимых знаний
  • Интерактивная доска. Организует самостоятельную работу с загадками по выделению имен прилагательных в полной и краткой форме, уточняет, известные сведения  об именах прилагательных.
  • Предлагает назвать известные формы имени прилагательного.
  • Предлагает сравнить группы прилагательных, высказать предположение о теме урока, сверить свои предположения с учебником.
 
  • Помогает сформулировать тему, задачи урока.
  • Отгадывают загадки. Находят и выписывают из них имена прилагательные. Приводят доказательства.
 
 
  • Называют известные формы имени прилагательного.
  • Сравнивают полные и краткие имена прилагательные. Высказывают предположение о том, что узнают новую форму имени прилагательного. Сверяют свои предположения с учебником.
  • Формулируют тему и задачи урока.
 
Организация познавательной деятельности
Организует наблюдение за признаками имени прилагательного
  • Учебник, стр.81, упр.61. Организует деятельность учащихся по формированию умения ставить вопросы к именам прилагательным в полной и краткой форме.
 
 
  • Лист наблюдений, упражнения № 1, № 2. Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию упражнения (наблюдение над изменением имен прилагательных).
 
  • Учебник, стр.81 , упр.62. Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию упражнения.
 
 
 
 
  • Лист наблюдений упражнение № 3. Организует самостоятельную работу учащихся по заданию упражнения.
 
 
 
 
 
  • Предлагает сверить свои выводы с учебником. Обобщить полученные знания об именах прилагательных в краткой форме.
  • Работают в паре. Читают задание. Планируют действия. Комментируют свои действия при постановке вопросов. Делают вывод о том, что имена прилагательные могут отвечать не только на прямой вопрос какой? или чей? Записывают свои ответы в таблицу. (Лист № 1, 1 и 2 строчки таблицы)
  • Работают в паре. Читают задание. По окончании обсуждают результаты наблюдений. Делают вывод об изменении имен прилагательных в полной и краткой форме. Записывают выводы в таблицу. (Лист № 1, 3  строчка таблицы)
  • Работают индивидуально. Читают задание. Планируют действия. По окончании представляют полученные результаты. Делают вывод о том, что при образовании краткой формы качественного мужского рода в их основах может появиться беглый гласный.
  • Работают в паре. Работают с предложениями. Находят в них грамматическую основу, подчеркивают имена прилагательные как члены предложения. Делают вывод о роли прилагательного в предложении, записывают его в таблицу. (Лист № 1, 4  строчка таблицы)
  • Читают правило в учебнике. Обобщают полученные знания об именах прилагательных в краткой форме.
Подведение итогов
  • Предлагает решить тест, чтобы проверить полученные знания. (Лист № 3)
  • Работают индивидуально. Выполняют самостоятельно задания. Осуществляют самопроверку. Оценивают свою работу.
Рефлексия деятельности
  • Подведение итога  урока:
Предлагает вернуться к пословице, ответить на вопрос «Почему она была выбрана на урок».
  • Объяснение домашнего задания. Домашнее задание будет разного уровня сложности. Можете выбрать для себя любое упражнение из предложенных:
  1. Учебник, стр.82, упр. 63.
  2. Составить текст, используя краткие и полные прилагательные.
  • Дают ответы. (В пословице прилагательные в краткой форме). Высказывают мнение о своей работе на уроке.
Диагностика достижения планируемых результатов:  Выполнить тест
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАГАДКИ
Зеленые листочки,
Желтые сережки,
Стоит в лесочке
На белой ножке. (Береза)
 
Кругла, а не солнце,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
 
Лист  № 1     
Заполните таблицу.
Морфологические признаки Полная форма прилагательного Краткая форма прилагательного
Что обозначает  
 
 
На какие вопросы отвечает  
 
 
 
 
Как изменяется  
 
 
 
Каким членом предложения является    
 
 
Лист наблюдений
Упражнение №1.  Понаблюдай за формами  имени прилагательного. Сделай вывод, как оно изменяется.
Полная форма прилагательного Краткая форма прилагательного
В саду цветет красивая роза.
На картине нарисован красивый кот.
Мне купили красивое платье.
В вазе стоят красивые цветы.
Красива роза в саду.
Красив кот на картине.
Это платье красиво.
Красивы цветы в вазе.
 
Упражнение №2.  Измени по падежам КРАСИВАЯ РОЗА/РОЗА КРАСИВА. Сделай вывод.
Полная форма прилагательного Краткая форма прилагательного
И. п. есть красивая роза
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
 
 
Упражнение № 3. Запиши предложения. Подчеркни грамматическую основу.  Найди в предложениях прилагательные. Какими членами предложения являются? Подчеркни.
В прозрачной воде плавают серебристые рыбки.
Прозрачна вода в  ручьях.
 
Лист № 3 Тест.
Отметь правильный ответ:
  1. Прилагательные в краткой форме изменяются:
  • По родам и числам
  • По родам, числам и падежам
  1. От всех прилагательных можно образовать краткую форму:
  • Да
  • Нет
  1. От этих прилагательных правильно образована краткая форма:
  • Умный - умен-умна-умно-умны
  • Свеженький-свеженек-свеженька-свеженько-свеженьки
  1. В предложении краткое прилагательное является
  • Сказуемым
  • Определением
Сделай вывод о своей работе на уроке:
Я узнал, что имена прилагательные в краткой форме изменяются …, в предложении являются ….
Я научился…
Мне было трудно…
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»