Тема: Краткая форма слов, обозначающих признак предмета. |
Тип: Изучение изученного материала |
Цель: Формирование понятия краткой формы имен прилагательных |
Задачи:
- учить различать полную и краткую формы имени прилагательного, образовывать краткую форму имени прилагательного;
- формировать представления об употреблении в речи полных и кратких форм прилагательных, об изменении имен прилагательных в краткой форме, сопоставление вопросов какой? каков? и т.д.;
- учить применять знания по изучаемой теме на практике.
|
Планируемые результаты |
Предметные:
- различать полную и краткую формы имени прилагательного;
- образовывать краткую форму имени прилагательного;
- иметь преставления об употреблении имен прилагательных в речи.
|
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- развивать умения по работе с информацией;
- делать выводы на основе наблюдений;
- обобщать полученные сведения;
- строить совместную работу.
|
Личностные:
- проявлять интерес к русскому языку.
|
Межпредметные связи: Чтение; работа над значением пословицы. |
Ресурсы урока: Учебник «Русский язык», 4 класс, часть 1, автор В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В. Некрасова, интерактивная доска,
рабочая программа. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности обучающихся: |
Мотивация познавательной деятельности |
- Предлагает объяснить смысл пословицы «Корень учения горек, да плод его сладок». Нацеливает на работу.
|
- Объясняют смысл пословицы.
|
Актуализация необходимых знаний |
- Интерактивная доска. Организует самостоятельную работу с загадками по выделению имен прилагательных в полной и краткой форме, уточняет, известные сведения об именах прилагательных.
- Предлагает назвать известные формы имени прилагательного.
- Предлагает сравнить группы прилагательных, высказать предположение о теме урока, сверить свои предположения с учебником.
- Помогает сформулировать тему, задачи урока.
|
- Отгадывают загадки. Находят и выписывают из них имена прилагательные. Приводят доказательства.
- Называют известные формы имени прилагательного.
- Сравнивают полные и краткие имена прилагательные. Высказывают предположение о том, что узнают новую форму имени прилагательного. Сверяют свои предположения с учебником.
- Формулируют тему и задачи урока.
|
|
Организация познавательной деятельности |
Организует наблюдение за признаками имени прилагательного
- Учебник, стр.81, упр.61. Организует деятельность учащихся по формированию умения ставить вопросы к именам прилагательным в полной и краткой форме.
- Лист наблюдений, упражнения № 1, № 2. Организует самостоятельную деятельность учащихся по заданию упражнения (наблюдение над изменением имен прилагательных).
- Учебник, стр.81 , упр.62. Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию упражнения.
- Лист наблюдений упражнение № 3. Организует самостоятельную работу учащихся по заданию упражнения.
- Предлагает сверить свои выводы с учебником. Обобщить полученные знания об именах прилагательных в краткой форме.
|
- Работают в паре. Читают задание. Планируют действия. Комментируют свои действия при постановке вопросов. Делают вывод о том, что имена прилагательные могут отвечать не только на прямой вопрос какой? или чей? Записывают свои ответы в таблицу. (Лист № 1, 1 и 2 строчки таблицы)
- Работают в паре. Читают задание. По окончании обсуждают результаты наблюдений. Делают вывод об изменении имен прилагательных в полной и краткой форме. Записывают выводы в таблицу. (Лист № 1, 3 строчка таблицы)
- Работают индивидуально. Читают задание. Планируют действия. По окончании представляют полученные результаты. Делают вывод о том, что при образовании краткой формы качественного мужского рода в их основах может появиться беглый гласный.
- Работают в паре. Работают с предложениями. Находят в них грамматическую основу, подчеркивают имена прилагательные как члены предложения. Делают вывод о роли прилагательного в предложении, записывают его в таблицу. (Лист № 1, 4 строчка таблицы)
- Читают правило в учебнике. Обобщают полученные знания об именах прилагательных в краткой форме.
|
Подведение итогов |
- Предлагает решить тест, чтобы проверить полученные знания. (Лист № 3)
|
- Работают индивидуально. Выполняют самостоятельно задания. Осуществляют самопроверку. Оценивают свою работу.
|
Рефлексия деятельности |
Предлагает вернуться к пословице, ответить на вопрос «Почему она была выбрана на урок».
- Объяснение домашнего задания. Домашнее задание будет разного уровня сложности. Можете выбрать для себя любое упражнение из предложенных:
- Учебник, стр.82, упр. 63.
- Составить текст, используя краткие и полные прилагательные.
|
- Дают ответы. (В пословице прилагательные в краткой форме). Высказывают мнение о своей работе на уроке.
|
Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тест |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАГАДКИ
Зеленые листочки,
Желтые сережки,
Стоит в лесочке
На белой ножке. (Береза)
Кругла, а не солнце,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Лист № 1
Заполните таблицу.
Морфологические признаки |
Полная форма прилагательного |
Краткая форма прилагательного |
Что обозначает |
|
|
На какие вопросы отвечает |
|
|
Как изменяется |
|
|
Каким членом предложения является |
|
|
Лист наблюдений
Упражнение №1. Понаблюдай за формами имени прилагательного. Сделай вывод, как оно изменяется.
Полная форма прилагательного |
Краткая форма прилагательного |
В саду цветет красивая роза.
На картине нарисован красивый кот.
Мне купили красивое платье.
В вазе стоят красивые цветы. |
Красива роза в саду.
Красив кот на картине.
Это платье красиво.
Красивы цветы в вазе. |
Упражнение №2. Измени по падежам КРАСИВАЯ РОЗА/РОЗА КРАСИВА. Сделай вывод.
Полная форма прилагательного |
Краткая форма прилагательного |
И. п. есть красивая роза
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п. |
|
Упражнение № 3. Запиши предложения. Подчеркни грамматическую основу. Найди в предложениях прилагательные. Какими членами предложения являются? Подчеркни.
В прозрачной воде плавают серебристые рыбки.
Прозрачна вода в ручьях.
Лист № 3 Тест.
Отметь правильный ответ:
- Прилагательные в краткой форме изменяются:
- По родам и числам
- По родам, числам и падежам
- От всех прилагательных можно образовать краткую форму:
- От этих прилагательных правильно образована краткая форма:
- Умный - умен-умна-умно-умны
- Свеженький-свеженек-свеженька-свеженько-свеженьки
- В предложении краткое прилагательное является
Сделай вывод о своей работе на уроке:
Я узнал, что имена прилагательные в краткой форме изменяются …, в предложении являются ….
Я научился…
Мне было трудно… |