Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Местоимение как часть речи

Шельвинская Наталья Юрьевна,
учительГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Осознавать местоимение как часть речи; научиться употреблять местоимение вместо имен существительных, научиться определять местоимение в речи.
Задачи:
Обучающие:
1. Организовать актуализацию знаний по теме.
2. Организовать постановку проблемы.
3. Организовать открытие новых знаний через наблюдение и диалог.
        Коррекционно-развивающие:
Развитие познавательных способностей: внимания, мышления, наблюдательности.
Совершенствовать вычислительные навыки
        Воспитательные:
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.  
           Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся умеют работать в парах, слушать собеседника, выполнять совместное          задание.
2.Учащиеся свободно высказывают свое мнение, знакомятся с разными точками зрения.
3.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.
4.Учащиеся производят оценку своей деятельности.
5.Учащиеся научатся распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи, заменять имена существительные личными местоимениями.
           Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения изучаемого материала.
           Средства обучения:
Интерактивная доска, карточки с заданием, опорные карточки со словарными словами.
            Организационные формы обучения:
Фронтальная, парная, индивидуальная.
ПЛАН  УРОКА
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося
Этап мотивации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Этап постановки темы урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Создание мотивации для работы на уроке.


-Сегодня к нам на урок пришла психолог Роза Николаевна. Повернитесь к нашей гостье, поздоровайтесь и улыбнитесь ей, чтобы в этот весенний день всем стало солнечно и тепло.
-Повернитесь ко мне лицом, садитесь.
-Проверьте готовность к уроку.
 
-Откройте тетради, запишите число, «Классная работа»
Словарная работа
-Начнем урок со словарной работы. На доске вы видите карточки со словарными словами. Дома вы составляли небольшие рассказы с этими словами. Давайте проверим, как вы их знаете. Спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы и выделите их графически.
Багаж, билет, вагон, вокзал, расстояние, пассажир.
-Какая общая тема у этих слов?(путешествие)


-Сейчас я попрошу прочитать рассказы, которые у вас получились.
-Спасибо за интересные рассказы. А сейчас прочитайте предложение, вставьте попущенные буквы, запишите его в тетрадь и над словами укажите части речи.
-Повторим правила правописания орфограмм, которые встретятся в словах предложения.
( дети читают правила)


В…сеннее со…нце осв…щает нашу землю.
-Объясните правописание, проверьте.
-Кто выполнил задание, подчеркните грамматическую основу предложения.


- Назовите, к какой части речи относится слово весеннее, солнце, освещает, землю(называют слова).
-А теперь слово посложнее. Попробуйте определить к какой части речи относится слово нашу (местоимение).


-Над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (местоимение).


-Пока эта часть речи для нас загадка и к концу урока мы разгадаем эту загадку.
-Сегодня к нам в гости пришли местоимения, и сейчас они проведут физкультминутку.
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии)
 
 
 
 
Учащиеся выполняют задание.
РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии)
 
 
 
 
Читают рассказы
КУУД-слушать и понимать речь других
 
 
 
КУУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
ПУУД-анализ, обобщение.
ЛУУД- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу
 
 
Определяют тему урока.
РУУД ( целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Этап усвоения новых знаний и способов 
деятельности.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
Физкультминутка
Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) –
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 
-Отгадайте загадку.
Зимой он в шубке белой,
А летом серым стал.
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал.


-Прочитайте текст про зайца.
       
Заяц - маленький лесной зверёк. У зайца длинные уши и задние лапы, а хвост совсем короткий. Заяц запутывает свой след, чтобы его не смогли найти.
-Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? Как ее исправить? (Повторение, заменить слово заяц)
-Первое предложение оставим неизменным.
-Давайте попробуем  поработать со вторым предложением. Кто готов?


-А теперь замените слово в третьем  предложении. Кто хочет прочитать?
Слайд
-Прочитайте текст без речевых ошибок.
-Какими словами вы заменили существительное «заяц»? (у него, он)
-Какая  это часть речи? (местоимение)
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

-Итак, какая роль местоимения в речи? (указывает на предмет, но не называет его)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отгадывают загадку.
КУУД (постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
 
 
 
 
 
 
 
ПУУД-анализ, сравнение, аналогия, обобщение;  осознание и построение речевого высказывания
 
РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии)
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Этап применения знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рефлексия
-А теперь послушайте стихотворение про личные местоимения.
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это без сомнения-
Все местоимения.
А теперь давайте повторим все, что узнали:
-Что такое местоимение?
Какие личные местоимения вы знаете?
-Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными?( они указывают на лицо или лица. Личное-значит принадлежащее лично кому-то)
Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52.
Физкультминутка
-А сейчас зрительная физминутка. На нашем уроке мы продолжим читать и писать. А для этого нам необходимо, чтобы глазки отдохнули.


-Ребята, когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение вы, а когда –ты?
Ты употребляют при обращении к ровесникам, родителям.
1. Вы употребляют в обращении к нескольким людям.
2. В обращении к человеку старше тебя по возрасту.
3. В обращении к незнакомому человеку. Это форма вежливого обращения.
 
Выполним упражнение 111
-Прочитайте задание к упражнению.
-Выполните задание по цепочке.
-Давайте запишем предложение в тетради. Кто хочет записать предложение на доске?
-Подчеркните грамматическую основу.
-Напомните, что называется грамматической основой предложения? (читают правило)
-Какой частью речи выражено подлежащее.
Сделаем вывод: в предложении личное местоимение может быть подлежащим.
 
-А сейчас вы будете работать парами.
У вас на столе листок с заданием. --Обсудите ответы друг с другом и вставьте пропущенные местоимения.
На ветке яблоко висит, _такое сочное и сладкое на вид.
Щенка кормили молоком, чтобы рос здоровым ­_.
Сидит белка на тележке, продает  _ орешки.
Вся земля в снегу,_ на лыжах бегу, _бежишь за мной.
-Прочитайте первое предложение, второе, третье четвертое.
-Проверьте, как вы выполнили задание.


-А какой праздник мы недавно отмечали в школе? (масленицу)


-Я попросила ребят подготовить стихотворение про весну для того, чтобы поднять настроение нам и нашим гостям.
(чтение стихотворения наизусть)
Разрумяными блинами  
Мы Весну встречаем с вами  
 Чучело Зимы сжигаем,  
 В хороводе распеваем.  
 
 Здравствуй, милая Весна,  
 Мы с тобой соседствуем  
 Здравствуй, Красная Весна,  
 Мы тебя приветствуем!  
 
 Я пригрею посильней-  
 Побежит с горы ручей.  
 Поднимусь повыше я,  
 Здравствуй, Красная Весна!  
-А теперь проверим, насколько вы хорошо поняли тему урока. Выпишите из текста стихотворения местоимения, которые в нем встречаются.


-Кто выписал 5 местоимений? Молодцы! Вы все старались, давайте проверим, какие местоимения вы выписали.


Вы способны находить местоимения в стихотворениях, текстах и сами можете употреблять их в речи.
Подведение итогов урока.
-Расскажите, что каждый из вас сегодня научился делать, что новое узнал?
  -Итак, ребята, что вы можете сказать о личных местоимениях местоимении?
-Сейчас я раздам карточки с домашнем заданием. Оно будет разного уровня сложности. Я думаю, знания, которые вы сегодня получили, помогут с легкостью выполнить его.
- Вы все старались на уроке. А сейчас вам потребуется  особое внимание. Я раздам вам цветки с буквами. Давайте  вместе соберем фразу из букв.
(Собирают фразу из цветов «ВЫ МОЛОДЦЫ!»).
-У каждого были только буквы, а когда вы стали работать вместе у вас получились слова.


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУУД-слушать и понимать речь других
 
КУУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
 
Учащиеся выполняют задание.
РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии)
 
 
 
 
 
 
 
Учащиеся выполняют задание.
РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии)
Работают в группах
КУУД (управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подводят итог.
РУУД (оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»