Местоимение как часть речи
Шельвинская Наталья Юрьевна,
учительГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель: Осознавать местоимение как часть речи; научиться употреблять местоимение вместо имен существительных, научиться определять местоимение в речи.учительГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Обучающие:
1. Организовать актуализацию знаний по теме.
2. Организовать постановку проблемы.
3. Организовать открытие новых знаний через наблюдение и диалог.
Коррекционно-развивающие:
Развитие познавательных способностей: внимания, мышления, наблюдательности.
Совершенствовать вычислительные навыки
Воспитательные:
Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, в группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Ожидаемые результаты:
1.Учащиеся умеют работать в парах, слушать собеседника, выполнять совместное задание.
2.Учащиеся свободно высказывают свое мнение, знакомятся с разными точками зрения.
3.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.
4.Учащиеся производят оценку своей деятельности.
5.Учащиеся научатся распознавать личные местоимения; определять их грамматические особенности; употреблять местоимения в речи, заменять имена существительные личными местоимениями.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения изучаемого материала.
Средства обучения:
Интерактивная доска, карточки с заданием, опорные карточки со словарными словами.
Организационные формы обучения:
Фронтальная, парная, индивидуальная.
ПЛАН УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Этап мотивации. Актуализация и систематизация имеющихся знаний по теме. Этап постановки темы урока. |
Создание мотивации для работы на уроке. -Сегодня к нам на урок пришла психолог Роза Николаевна. Повернитесь к нашей гостье, поздоровайтесь и улыбнитесь ей, чтобы в этот весенний день всем стало солнечно и тепло. -Повернитесь ко мне лицом, садитесь. -Проверьте готовность к уроку. -Откройте тетради, запишите число, «Классная работа» Словарная работа -Начнем урок со словарной работы. На доске вы видите карточки со словарными словами. Дома вы составляли небольшие рассказы с этими словами. Давайте проверим, как вы их знаете. Спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы и выделите их графически. Багаж, билет, вагон, вокзал, расстояние, пассажир. -Какая общая тема у этих слов?(путешествие) -Сейчас я попрошу прочитать рассказы, которые у вас получились. -Спасибо за интересные рассказы. А сейчас прочитайте предложение, вставьте попущенные буквы, запишите его в тетрадь и над словами укажите части речи. -Повторим правила правописания орфограмм, которые встретятся в словах предложения. ( дети читают правила) В…сеннее со…нце осв…щает нашу землю. -Объясните правописание, проверьте. -Кто выполнил задание, подчеркните грамматическую основу предложения. - Назовите, к какой части речи относится слово весеннее, солнце, освещает, землю(называют слова). -А теперь слово посложнее. Попробуйте определить к какой части речи относится слово нашу (местоимение). -Над какой частью речи мы будем работать сегодня на уроке? (местоимение). -Пока эта часть речи для нас загадка и к концу урока мы разгадаем эту загадку. -Сегодня к нам в гости пришли местоимения, и сейчас они проведут физкультминутку. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии) Учащиеся выполняют задание. РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии) Читают рассказы КУУД-слушать и понимать речь других КУУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. ПУУД-анализ, обобщение. ЛУУД- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу Определяют тему урока. РУУД ( целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) |
Этап усвоения новых знаний и способов деятельности. |
Физкультминутка Я иду, и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою, и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём, и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) – Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). -Отгадайте загадку. Зимой он в шубке белой, А летом серым стал. Весь день по лесу бегал, Но даже не устал. -Прочитайте текст про зайца. Заяц - маленький лесной зверёк. У зайца длинные уши и задние лапы, а хвост совсем короткий. Заяц запутывает свой след, чтобы его не смогли найти. -Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? Как ее исправить? (Повторение, заменить слово заяц) -Первое предложение оставим неизменным. -Давайте попробуем поработать со вторым предложением. Кто готов? -А теперь замените слово в третьем предложении. Кто хочет прочитать? Слайд -Прочитайте текст без речевых ошибок. -Какими словами вы заменили существительное «заяц»? (у него, он) -Какая это часть речи? (местоимение) Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! -Итак, какая роль местоимения в речи? (указывает на предмет, но не называет его) |
Отгадывают загадку. КУУД (постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). ПУУД-анализ, сравнение, аналогия, обобщение; осознание и построение речевого высказывания РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии) |
Этап применения знаний. Рефлексия |
-А теперь послушайте стихотворение про личные местоимения. Я и Мы, Ты и Вы, Он, Она, Оно, Они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения- Все местоимения. А теперь давайте повторим все, что узнали: -Что такое местоимение? Какие личные местоимения вы знаете? -Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными?( они указывают на лицо или лица. Личное-значит принадлежащее лично кому-то) Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 52. Физкультминутка -А сейчас зрительная физминутка. На нашем уроке мы продолжим читать и писать. А для этого нам необходимо, чтобы глазки отдохнули. -Ребята, когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение вы, а когда –ты? Ты употребляют при обращении к ровесникам, родителям. 1. Вы употребляют в обращении к нескольким людям. 2. В обращении к человеку старше тебя по возрасту. 3. В обращении к незнакомому человеку. Это форма вежливого обращения. Выполним упражнение 111 -Прочитайте задание к упражнению. -Выполните задание по цепочке. -Давайте запишем предложение в тетради. Кто хочет записать предложение на доске? -Подчеркните грамматическую основу. -Напомните, что называется грамматической основой предложения? (читают правило) -Какой частью речи выражено подлежащее. Сделаем вывод: в предложении личное местоимение может быть подлежащим. -А сейчас вы будете работать парами. У вас на столе листок с заданием. --Обсудите ответы друг с другом и вставьте пропущенные местоимения. На ветке яблоко висит, _такое сочное и сладкое на вид. Щенка кормили молоком, чтобы рос здоровым _. Сидит белка на тележке, продает _ орешки. Вся земля в снегу,_ на лыжах бегу, _бежишь за мной. -Прочитайте первое предложение, второе, третье четвертое. -Проверьте, как вы выполнили задание. -А какой праздник мы недавно отмечали в школе? (масленицу) -Я попросила ребят подготовить стихотворение про весну для того, чтобы поднять настроение нам и нашим гостям. (чтение стихотворения наизусть) Разрумяными блинами Мы Весну встречаем с вами Чучело Зимы сжигаем, В хороводе распеваем. Здравствуй, милая Весна, Мы с тобой соседствуем Здравствуй, Красная Весна, Мы тебя приветствуем! Я пригрею посильней- Побежит с горы ручей. Поднимусь повыше я, Здравствуй, Красная Весна! -А теперь проверим, насколько вы хорошо поняли тему урока. Выпишите из текста стихотворения местоимения, которые в нем встречаются. -Кто выписал 5 местоимений? Молодцы! Вы все старались, давайте проверим, какие местоимения вы выписали. Вы способны находить местоимения в стихотворениях, текстах и сами можете употреблять их в речи. Подведение итогов урока. -Расскажите, что каждый из вас сегодня научился делать, что новое узнал? -Итак, ребята, что вы можете сказать о личных местоимениях местоимении? -Сейчас я раздам карточки с домашнем заданием. Оно будет разного уровня сложности. Я думаю, знания, которые вы сегодня получили, помогут с легкостью выполнить его. - Вы все старались на уроке. А сейчас вам потребуется особое внимание. Я раздам вам цветки с буквами. Давайте вместе соберем фразу из букв. (Собирают фразу из цветов «ВЫ МОЛОДЦЫ!»). -У каждого были только буквы, а когда вы стали работать вместе у вас получились слова. |
КУУД-слушать и понимать речь других КУУД-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учащиеся выполняют задание. РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии) Учащиеся выполняют задание. РУУД (волевая саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии) Работают в группах КУУД (управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера). Подводят итог. РУУД (оценка: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |