Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение рассказа в начальной школе

Никишина Ксения Дмитриевна
Введение
 Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа призвана сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детскими книгами (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
В планируемых результатах освоения программы по предмету «Литературное чтение» сказано, что выпускник начальной школы научится: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; характеризовать героев; устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр.
В этой связи юмористические рассказы Н. Носова, В. Драгунского, В. Голявкина и других писателей уже несколько десятилетий имеют огромный спрос у маленьких читателей. В них авторы всегда затрагивают какую-либо проблему, высмеивают тот или иной порок, заставляют задуматься и присмотреться к окружающим и к самому себе. Юмор помогает читателю с улыбкой посмотреть на себя со стороны, увидеть комизм и нелепость ситуаций, помогает преодолеть негативные черты, обладает огромной воспитательной силой, способствует формированию жизнелюбивой личности.
Рассказ – один из молодых малых эпических жанров – небольшое эпическое произведение, в центре которого, как правило, какой-то эпизод из жизни героя. Большое количество русских писателей создавали и создают для детей рассказы, которые составляют прочную основу литературного развития младших школьников.
Работу над рассказом в начальных классах необходимо строить исходя из специфики жанра. При анализе рассказа особое внимание должно уделяться персонажам произведения и их взаимоотношениям. Анализ образа героя учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, открывая нам то, что скрыто от глаз: мысли, чувства, черты их характера. Нужно приучить детей судить об основных качествах  персонажей, оценивая героя не только по поступкам, но и по мотивам, их возвышавшим.
В работе над рассказами в начальной школе необходимо выстроить специальную методическую модель, которая может включать в себя: определение конкретного содержания рассказа; выделение рассказчика и его роль в произведении; определение главного героя рассказа, характеристика его действий, поступков и их причина; определение основных чувств и эмоциональных состояний героя; описание героя произведения с основой на собственное мнение и воображение; выяснение отношения автора к главному герою; определение основной мысли рассказа и его композиционное построение.
Цель данной работы – обосновать методику изучения жанра рассказа в начальной школе с учетом художественных особенностей юмористических произведений на примере рассказов Н.Носова и Драгунского.
1. Изучить и обобщить круг научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности восприятия и анализа художественного произведения младшими школьниками и основные направления работы по изучению юмористических рассказов.
3. Проанализировать программы по литературному чтению с целью выявления методических установок на изучение рассказа в целом и юморитических рассказов в начальной школе.
Объект исследования – методика изучения рассказа в начальной школе.
Предмет – методические приемы изучения юмористических рассказов в начальной школе.
 Изучение рассказа в начальной школе
Основные этапы работы над текстом: 
Рассказы для дeтeй младшeго школьного возраста остросюжeтныe, динамичныe, насыщeнныe нeожиданными комичeскими ситуациями. Вмeстe с этим, рассказы насыщeны лиризмом и юмором; повeствованиe, как правило, вeдeтся от пeрвого лица.
Работа над рассказом включает в себя несколько этапов.
А) Подготовительная работа к восприятию произведения.
Цель подготовительной работы – создать представления о событиях, героях, вызвать заинтересованность. В качестве подготовительной работы могут использоваться: беседа, рассказ, свободные высказывания учащихся, слушание музыки, экскурсия, демонстрация кино- и диафильмов, рассматривание книг писателя и т.п.
Здесь может быть уместно вступительное слово учителя, когда педагог очень коротко сообщает ученикам о том, какое произведение они будут изучать в тематическом разделе учебника.
Можно провести беседу с разной целевой установкой: выявить запас знаний и представлений учащихся о событиях, являющихся составной частью содержания или воссоздать чувства, которые дети ранее испытывали в той или иной ситуации.
Б) Чтение всего произведения в целом.
Первичное восприятие рассказа может осуществляться путем чтения детьми текста рассказа «про себя» или путем прослушивания чтения учителя. Рассказы, глубоко эмоциональные, насыщенные драматическими событиями, во всех классах воспринимаются лучше в выразительном чтении учителя. Его чтение поможет учащимся более ярко и эмоционально прочувствовать произведение, лучше усвоить содержание и идею, а также будет способствовать выработке у детей такого важного качества чтения, как выразительность.
Рассказы о природе, о труде дети могут уже со 2 класса читать «про себя» с выполнением простого задания.
В) Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения.
Цель этого этапа: выяснить, какое впечатление произвел рассказ на учащихся. Уместно после прочтения задать примерно такие вопросы:
- Какое место вам запомнилось в рассказе?
- Кто из героев понравился и почему?
- Чем вам понравился рассказ?
- Какое настроение вызывает рассказ?
Г) Анализ произведения.
В процессе анализа выясняется конкретное содержание рассказа, композиция, мотивы поведения действующих лиц, их характерные черты, идейная направленность. Анализ рассказа обычно начинается с разбора сюжета: развитие действия, поступки героев. Поведение и характер героев рассматриваются в связи с социально-психологической обстановкой, с историческими условиями. Следует обращать внимание на язык героев как средство характеристики, на описание природы.
Повторное чтение текста учащимися. Цель повторного чтения - закрепить в сознании учащихся содержание произведения, усилить впечатление от него средствами выразительного чтения, упражняться в технике чтения. Задания здесь могут быть самые различные. Все вопросы, задания и разъяснения учителя должны быть тщательно продуманы, чтобы большая часть времени была потрачена на чтение, а не на разговоры по поводу прочитанного. Ориентиром постановки основной группы вопросов должны служить вопросы и задания из методического аппарата учебника. С повторным чтением текста связывается и работа по составлению плана. Работа над планом предусмотрена методическим аппаратом книги и включает следующие задания: озаглавьте части рассказа, из заголовков составьте план прочитанного, составьте рассказ по предложенному плану.
Д) Обобщающая беседа.
В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.
Е) Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением.
Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т.д.
Планируя уроки чтения рассказов, учитель исходит из содержания произведения, определяющего как этическую направленность урока, так и конкретные формы занятий, сопровождающих чтение.
Анализ художественных образов представляет собой работу над словом, а также над образами во взаимодействии. Данный вид анализа позволяет выявить чувственный отклик читателя, его переживания, возникающие при восприятии литературного произведения. Эти эмоции вызываются образами-персонажами, внешностью героев, их качествами, ситуациями, в которых оказываются персонажи. Так, герой может нравится, вызывать у читателя эмпатию, сочувствие. Отношение к персонажам может меняться на протяжении чтения всего рассказа: то привлекать к себе, то отталкивать. Читатель оценивает героев в зависимости от того, как эмоционально он воспринимаем текст. Некоторых он прощает, оправдывает даже их отрицательные поступки, других не прощает. «Работу с рассказом на уроке нужно построить так, чтобы учащиеся смогли увидеть за конкретными образами их обобщенное значение — их смысл». В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа героя, и смысл этого образа, т.е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения. Данный вид анализа имеет определенную последовательность: вначале проводится работа над характером героя с опорой на сюжет, так как характер всегда проявляется в действии. Кроме этого, героя характеризуют его речь, ремарки автора (пояснения особенностей поведения героев, внешнего вида), затем рассматриваются взаимоотношения героев, так как на них строится любое действие в эпическом и юмористическом произведении. При этом важно, чтобы дети поняли мотивацию причины поведения персонажей, это могут быть личные качества характера, или же сложившиеся обстоятельства. Понимание идеи помогает осознанию позиции автора, это то, что именно хотел сказать автор своим произведением; выявляется личное отношение читателя к описанному в произведении. Авторское отношение к героям и их взаимоотношениям, к событиям важно раскрывать постепенно. Это помогут сделать вопросы такого типа: как в описании внешности героя отразилось отношение к нему автора, что изобразил автор в этой сцене, для чего. Данный вид анализа учит разбираться в том, как писатель изображает действующих лиц, мысли и чувства персонажей, черты их характера.
План рассказа о герое можно предложить детям в следующем виде:
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
Можно задать на дом заполнить этот план, чтобы на следующем уроке ученик с опорой на этот конспект мог рассказать о запомнившемся персонаже. Этот вид работы приносит ощутимые плоды. Дети приучаются в любом произведении видеть то главное, что поможет им воссоздать образ главного героя - носителя замысла автора. Таким образом, уже к концу 2-го класса ученики воспринимают произведение осознанно, творчески переживая прочитанное, мысленно отмечая те моменты в тексте, которые помогут им в работе над образом понравившегося героя.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»