Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование памятки «Работа над ошибками»

Сопотова Татьяна Геннадьевна
В ФГОС начального общего образования выделяются планируемые результаты освоения обучающимися программы по русскому языку. В разделе «Орфография и пунктуация» они следующие:
«Выпускник научится:
– использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
– применять правила правописания (в объеме содержания курса);
– подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки».
Важное место в системе обучения правописанию и достижения вышеизложенных умений и навыков занимает организация работы над ошибками. Если данная работа ведется систематически и целенаправленно, она способствует развитию у детей орфографической зоркости, т.е. умения обнаружить орфограмму в слове и решить вопрос о ее написании.
Для обучения детей работе над ошибками и дальнейшему самостоятельному ее выполнению на уроках русского языка можно использовать памятку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ». Памятка представляет собой нумерованный список изучаемых в начальной школе орфограмм с четким указанием на алгоритм выполнения работы и примерами. Запоминания номера конкретной орфограммы не требуется, последовательность орфограмм может меняться.  В данную памятку включен раздел возможных речевых ошибок, используемый при редактировании изложений и сочинений.
Вместо традиционной наклонной линии, обозначающей орфографическую ошибку, на полях в тетради записывается порядковый номер орфограммы, а сама ошибка либо зачеркивается без написания правильной буквы, либо подчеркивается слово с ошибкой. В тетрадях по развитию речи используются буквенные и символические обозначения речевых ошибок.
Во 2 классе детям раздаются распечатанные в виде брошюрки памятки, которые они вкладывают в свои дневники. На одном из первых уроков нужно обязательно «познакомить» обучающихся с содержанием памятки, найти и пометить уже известные орфограммы, показать, как будет выглядеть пометка учителя в тетради, указывающая на допущенную при письме ошибку, способ работы над нею и правило оформления записи. Обязательной должна быть мотивационная составляющая работы: зачем нужно уметь выполнять работу над ошибками, зачем необходимо хорошо учиться и грамотно писать?
Чтобы сформировался навык правильной работы над ошибками, в начале второго класса работа выполняется только коллективно, обычно после проведенных проверочных и контрольных работ, независимо от того, что в классе всегда есть дети, выполнившие работу без ошибок. В дальнейшем часть детей могут выполнять работу самостоятельно, а при отсутствии ошибок детям предлагается творческая деятельность: например, они могут быть консультантами, составителями заданий на определенные группы орфограмм.
Пример записи в тетради:
№5 – трава́ – тра́вы;
          убежа́ла – бе́г (г//ж);
№ 9 – группа, телеграмма, класс, перрон.
После того, как дети научатся пользоваться памяткой, эту же работу, при необходимости, ученики выполняют дома в своих рабочих тетрадях. С этого момента домашняя работа должна начинаться с работы над ошибками. Каждая самостоятельно выполненная учеником работа оценивается.
В 3 и 4 классах работа с памяткой продолжается. При ознакомлении с каждым новым орфографическим правилом следует найти орфограмму в памятке, далее учиться подбирать слова с данной орфограммой, исправлять ошибку и доказывать правильность написания слова.
Главная задача данной работы – научить детей видеть орфограмму. Четко организованная систематическая работа дисциплинирует учащихся. При переходе в среднее звено у детей в основном не возникает трудностей при определении, названии орфограмм, анализе выполненных работ. 
Как распечатать материал в виде брошюрки
  1. Скопировать памятку в WORD, при желании редактировать.
  2. Используя дизайн, настроить границы страниц (при желании)
  3. Сохранить памятку в формате PDF.
  4. Печать → Настройка размера и обработка страниц → Брошюра → Печать 
Ниже предложены варианты страниц памятки, из которых формируется брошюрка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»