Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Система упражнений для преодоления ошибок
дисграфического характера на уроках русского
языка в начальной школе

Новикова Наталья Анатольевна
Данный комплекс упражнений, направлен на дифференциацию, близких по написанию букв ш и щ
Так, при написании буквы ш в процессе выполнения заданий у ребёнка чётко формируется ассоциативный образ буквы с воздушным шариком, а при написании щ – со щукой, имеющей длинный хвост. Рекомендуется в начале каждого занятия сопоставлять ощущения от положения языка во рту с предметом, похожим на образ буквы с последующим проговариванием: 
ш– дуем в язык, надуваем шарик, шарик свободно катится, у буквы нет хвостика;
щ- дуем на плоский язык, щука щёлкает зубами, у щуки длинный хвост, пишем хвостик.
Дифференциация  букв  ш-щ  выполняется  на материале  букв,  слогов,  слов,  словосочетаний, предложений  и  текстов.  От  задания  к  заданию  речевой материал усложняется.
Сказка «Буквы-путешественницы».
Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково : «ш» и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было.
Однажды буквы отправились в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали широкую реку, шарик у одной из них лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш-ш-ш, а щ-щ-щ. А рыба с тех пор начала называться…(щука).
Буква «ш» – шипит (надуваем шарик), а «щ» - щелкает (как щука зубами).
  1. Посмотри, как чередуются буквы. Запиши их в том же порядке, проговаривая вслух.
Ш  Ш  Щ  Щ ________________________________________________
щ ш  щ  щ ш  ш_____________________________________________
2. Сравни звуки ш и щ.Ш– согласный, глухой, непарный твёрдый.Щ – согласный, глухой, непарный мягкий.
3.Зачеркни букву ш – синей ручкой, щ – зелёной ручкой.
Ш Щ И П Р Ц У Ш И Б Щ Ц И П Н Щ Ы И Й Ц Щ Ш Ю Э Щ О Ш Ц Ш Ц Ц Щ Ш Ц Ы Й Ч Ц Ц Щ Щ И П Ц
4.Прочитай, повтори и запиши по памяти слоги в той же последовательности:
ща—ша—ща шу—щу—шу ща—ша—ща—ша що—шо—що ши—щи—ши щу—шу—шу—щу
5.Закончи слова, дописав слоги. Подчеркни ш – синей ручкой, а щ - зеленой.
а) ша или ща:
ро___, ка___, пи___, Ма___, кры___, ча___, ча___, лап___, гу___, поро___, Па___;
б) ши или щи:
мы___, ле___, на___, пла___, у___, пи___, пи___, гало___, ве___, кле___, малы___, ово___, ланды___, тре___, та___, ды___, и___, ер___;
в) шу или щу:
та___, пи___, пи___, уго___, уку___, поме___, спе___, изве___, про___, про___, чи___, кра___.
6.Запиши слова в три столбика, подчеркни буквы ш, щ.
Щётка, шпоры, щетина, расщелина, шатёр, кашалот, башенка, дощечка, защита, зашита, носище, кувшинище, клише, клещи, машут, щука, шёпот, шажищи, шурупище, тишина, вещи, ищет, пишет, шейка, щепка, шелест, щебет, прощу, щёки, шёлк.
ш                                            щ                                                 ш    щ
7.Выпиши из слов слоги с буквами ш и щ. Образец: крошка крош. Подушка, ящик, чашка, кувшинище, штанищи, крыша, шашлык, лещ,
 
лягушка, погремушка, шоссе, кострище, пощёчина, петушище, кошка, мошки, вращаться, щебечут, пшеничный, игрушка, кипящий, угощать, сварщик, вещи.
 
8.Прослушай (прочитай) ряды слов, запомни, запиши в той же последовательности: 
1) Пишу—ищу—гощу,  ящик—ерши—вещи.
2) Щёки—шёпот–щётка, вращение—решение—прощение.
 9.Вставь в слова пропущенные буквы ш или щ. Буквы подчеркни.
Пи…а, ка…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, малы…и, по…ада, …ит, …вабра, …тука, …ажи…и, …урупи…е, кув…ини…е, стра…или…е, пету…и…е, городи…е, ле…, ладо…ка, по…ада, человечи…е, …ер…авый, …и…ки, …ала…, ер…и…е.
10.Измени и запиши слова по образцу. Буквы подчеркни.
Образец: шуруп—шурупище; штаны—штанищи; крышка—крышища. Кувшин–…, петух–…, город–…, ёрш–…, шаг–…, шаги–…,        швабра–…, штанга–…, шина–…, башмак–…, ковши–… .
11. Запиши слова по образцу. Подчеркни буквы ш и щ.
 Образец: Писать – пишу.
  1. Грустить, свистеть, пустить, пахать, полоскать, известить, шуршать, обобщать, спешить, дышать.
  2. Чистить, носить, таскать, искать, махать, пищать, допускать, слышать, разыскать, размещать, крушить.
 12.Запиши слова по образцу. Подчеркни буквы ш и щ.
Образец: Любят – любящий.
1) Поют, верят, пишут, пляшут, кричат.
2) Звенят, гремят, прыгают, сидят, лежат, гуляют.
13.От данных глаголов образуй и запиши существительные. Подчеркни буквы ш и щ.
Образец: освещать – освещение.
1. Извещать, посещать, посвящать, восхищать, угощать, обещать, смущать.
2.Прощать, обобщать, прекращать, похищать, возмущаться, совещаться, просвещать.
14. Прочитай слова справа налево. Запиши их. Подчеркни буквы ш и щ.
акущ- ________,     щел- ______, щалп- _______, ищев- _______, щово-_______, ущогу- _________, акпещ- _________, ущат- _______, тащип-_________, еьлещу- __________.

15.Выдели из слов ударные слоги, запиши их по порядку. Попробуй прочитать. Если ты правильно выполнил задание, то получится считалка. Запиши её. Подчеркни буквы ш и щ.
Угощу, курица, тонет, щука, Юра, с, порезал, мешки, пригород, танец, щи, калина, рыба, баки, уголки.
16.Спиши            словосочетания,      вставляя     пропущенные     буквы    ш,    щ.
Подчеркни буквы ш и щ.
  1. _елест камы_а, пу_истый _енок, _ер_авая _етина, дома_ний бор_, _умный _кольник, _ить _убу, ра_аю_ий _аг, _ерстяной _арф, не допу_у о_ибок, успе_ное ре_ение.
  2. Пою_ий _егол, поо_рять ча_е, _ампиньоны в я_ике, _елчок _еколды, стра_ное чудови_е, _уплое су_ество, _и из _авеля, о_ипывание _ерсти, _ур_а_ий _ёлк, _ирокая тре_ина.
 17.Зашифруй предложения.
Образец: У Шуры Щеглова был щенок.  –  Ш  Щ –  щ.
  1. Щенок любил борщ и кашу. 2) Звали щенка Шарик.3) Шарик часто шалил. 4) Щенок утащил щётку под шкаф. 5) Шура ищет щётку. 6) Наш дом стоит на площади. 7) Бабушка варит щи из щавеля. 8) Паша нашёл в ящике клещи. 9) Товарищи вытащили большого леща. 10) На вешалке висит плащ и шуба.
18.Сравни по звучанию и смыслу пары слов. С каждым словом придумай и запиши предложение. Буквы подчеркни.
Чаща—чаша, плющ—плюш, помещать—помешать, щипнуть— шепнуть.
19.Спиши словосочетания. Слова, обозначающие признаки, пиши по слогам. Подчеркни буквы ш и щ.
Небольшая щепотка, поношенные вещи, поющие пташки, блестящая брошка, спящие букашки, широкая щель, большущий ящик, вчерашний помощник, шаркающие шаги, летающая игрушка, щипать шиповник, большой щит.
20.Со словосочетаниями составь и запиши предложения. Подчеркни буквы ш и щ.
Замёрзшие щёки, навещать старушку, пишущая машинка, мышь пищит, выкрашенные дощечки, выращивать картошку, шикарный плащ, суши вещи, щёткой по шёрстке, вышел барабанщик, щавель и шалфей, ерши и лещи.
21.Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы ш, щ. Подчеркни буквы ш и щ.
1)  Су…и  мокрые  ве…и.  Па…а  идёт  в  ро…у.  У  Гри…и  …енок.
У Да…и болит …ека. Са…а …ёлкает орехи. …ёки у Ма…и розовые. Сук под Ми…ей затре…ал. …и да ка…а—пи…а на…а. Мы наловили ле…ей и ер…ей. Пла…и ве…ают в …каф. Хоро…а уха из …уки и ер…ей. Тётя Да…а уго…ала Ма…у. 
2) Ты ведь обе…ал не ме…ать. На пло…ади …умит народ. Мы рвали …авель и …алфей. Птичка вере…ала, думать мне ме…ала. Мы ре…или возвра…аться. …елестит листва, и …ебечут птицы. В реке только ер…и, а в озере только ле…и. И…е…ь, и…е…ь, не найдё…ь, не разы…е…ь—так пойдё…ь. Под кув…инками в ти…и ходят важные ле…и.
22.Подумай, правильно ли написаны предложения. Исправь и запиши верно. Подчеркни буквы ш и щ.
  1. Солнце освещает землёй. 2) Машину обогнала телега. 3) Вокзал подошёл к поезду. 4) В объявлении помещена газета.
23.Расставь знаки препинания. Перепиши правильно. Подчеркни буквы ш и щ.
По чистому снегу бежит мышка она ищет еду злой хорь ползёт по мышиным следам увидела мышка сосновую шишку ухватила её зубами вдруг мышка царапнула нос о шишку и с перепугу нырнула в снег не видно её стало хорь ни с чем злющий и голодный побрёл назад по белому снегу пугливая мышка так ничего и не узнала об этом случае.
24.Найди ошибки. Запиши предложения правильно. Подчеркни буквы ш и щ.
Шура нащёл в яшике клеши. Товариши выташили больщого леща. Шёткой чищу я шенка, щекочу ему бока. Плаши вешают в щкаф. Тётя Даща угошала Машу. Птичка верешала, думать мне мещала. Под кувщинками в тищи ходят важные лещи. Ишещь, ишещь – не найдешь, не разыщещь – так пойдёшь.


 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»