Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Из опыта создания мастерской на уроке русского языка во 2 классе

Местоимение (общее представление).

 

Чигина Татьяна Михайловна

учитель ГБОУ СОШ №254 Санкт-Петербурга

 

   Одной из современных образовательных технологий в условиях введения ФГОН НОО является мастерская. В отличие от урока знания на мастерской не даются, а выстраиваются. Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем  сами знания. Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. Каждый её участник движется от осознания личного опыта к опыту общечеловеческой культуры, так достигается максимальное приближение к реальному опыту постижения мира. В мастерской реализуются идеи диалога во всех аспектах.

   Во 2 классе на уроке русского языка по системе учебников «Школа России» (УМК В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого) я использовала мастерскую нового знания на тему: «Местоимение (общее представление).

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- Проделать с учителем путь от культуры полезности к культуре достоинства.

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Оборудование урока:

Листы бумаги и скотч – каждому, группам.

Предметы (красивые и разные) – яблоко, клубника, томаты на ветке, апельсин, груша, мандарин, манго, бананы.

Аудиозапись С.Ротару «Я, ты, он, она».

Карточки с заданиями.

Презентация к уроку.

Используемые образовательные технологии: мастерская, исследовательские и игровые методы обучения, обучение в сотрудничестве.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная.

   Описание мастерской:

Индукция. Урок начался необычно. Ученикам было предложено полюбоваться красивыми и разными предметами: яблоком, томатами на ветке, апельсином, клубникой. Затем мысленно выбрать понравившийся предмет из данных и описать его на листочке так, чтобы название предмета не прозвучало.

Самоконструкция. Каждый ученик написал свой текст.

Социализация. Один из учеников прочитал свой текст. А потом вывесили свои листки те, кто написал тексты об этом же предмете на доске в одной группе, не разговаривая. Затем был прочитан текст о другом предмете и вывешены листы с текстами об этом же предмете на доске в другой группе, не разговаривая. Аналогично про два других предмета. По моей просьбе сначала встала первая группа, подошла к своим текстам и назвала описываемый предмет. Потом три другие группы по очереди.

Ученикам было предложено сесть по группам (в группе не больше 5 человек). Назвать слово, которым они пользовались вместо названия предмета.

Дедукция. На доске появился слайд №2 презентации.

Аналогично шла работа со словами она, оно, они.

Индукция. После этого я предложила ученикам полюбоваться другими красивыми и разными предметами: грушей, мандарином, манго, бананами. Затем мысленно выбрать подходящий предмет для своей группы и описать его, используя слово с доски.

Социоконструкция и социализация. Ученики в группе создавали текст, потом по очереди один из группы читал вслух групповой текст.

Далее детям 1 группы было предложено задать вопрос предмету из другой группы, не называя его. 2 группа отвечала от лица своего предмета. 3 группа задала вопрос предметам из 4 группы, не называя их. 4 группа отвечала от лица своих предметов. Затем каждая группа по очереди называла слово, которым она пользовалась вместо названия предмета.

Дедукция. На слайде №3 презентации появились слова я, ты, мы, вы.

По моей просьбе ученики думали, как назвать одним словом все эти слова, которыми они пользовалась вместо названия предметов. Вместо какой части речи? Вместо имени существительного?

Социализация. Дети определили тему урока.

Дедукция. Слайды №3, 2 презентации.

Физкультминутка. Я сказала, что к нам на урок пришёл Незнайка. Как можно понятнее для него надо было жестикулировать песню С.Ротару «Я, ты, он, она».

Социоконструкция и социализация. Ученики в группе формулировали правило о местоимении для Незнайки.

Дедукция. Слайд №4 презентации.

Самоконструкция. Игра «Помоги Незнайке». Ученики сели на свои места. Взяли карточку с разными текстами. Списывали предложения с местоимениями своей группы, вставляя пропущенные буквы.

Социализация. Прочитали для Незнайки предложения с местоимением я. Аналогично с другими местоимениями.

Социоконструкция и социализация. Дети сели по группам, взяв тетради. Обменялись тетрадями, исправили ошибки.

Рефлексия. Ученики думали и высказывались, чем им на уроке помог Незнайка.

Учитель создаёт мастерскую по заданному алгоритму. Любая мастерская начинается с индукции – действия собственного введения ученика в процесс работы. Нестандартное начало урока помогает включить учащемуся все свои чувственные каналы, весь жизненный опыт и целиком погрузиться в работу. Предлагаемая ситуация с выбором предмета важна для воспитания у ребёнка ответственности за свои решения. Дети пишут свободный текст любого вида – (самоконструкция) – пусть маленький, но самостоятельный продукт. Этот текст вывешивается или озвучивается. Такая социализация расширяет словарный запас учеников. Затем создаётся второй текст, но происходит это после организованной смены места написания или какой-то переломной ситуации.  Социоконструкция – текст, созданный в группе с обсуждением. Дети учатся деловому сотрудничеству. Опять социализация для расширения словаря, уточнения деталей. Она учит цивилизованному общению, уважению прав каждого. Чтобы творчество было свободным, ошибки в тексте не исправляются. После сделанного открытия надо сравнить его с образцом (правилом). Такая дедукция позволяет порадоваться коллективным возможностям. Завершает мастерскую рефлексия – осознание учеником его возможностей.

Приложение

Карточка с заданиями

 

1. И … поб.жали л.соч?ком,

Поск.кали по пням и по коч?кам.

 

2. Долго, долго целовала

И л.скала их …,

Пол.вала, умывала,

Пол.скала их ….

 

3. Спраш.вают лодыри

У него:

-.. чего нахмурился,

Отчего?

 

4. Уж не?буду, уж не?буду

. п.суду об.жать,

Буду, буду . п.суду

И любить и уважать!

 

5. .. не?пишем грифелем

На д.ске

А к.ньками пишем ..

На к.тке.

 

6. .. в канаву уп.дёте,

.. утонете в б.лоте.

Не?х.дите, погодите,

Воротитеся д.мой.

 

7.Что за ябл.ко! ...

Соку спелого п.лно,

Так румяно, зол.тисто,

Так св.жо и так душ.сто!

 

8. Может, .. в л.су дремучем

Под кустом с.дит к.лючим,

Заблудился,

Ищет дом,

Мокнет, бедный под д.ждём?

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»