Красота человека в красоте его письма
Мальчевская Надежда Петровна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
В данной статье речь пойдёт об опыте формирования каллиграфического почерка у младших школьников на внеурочной деятельности.учитель начальных классов ГБОУ лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
Несколько лет назад на просторах интернета была статья о пользе письма перьевой ручкой. При изучении данного вопроса, оказалось, что в некоторых странах на законодательном уровне закреплено письмо сначала простым карандашом, затем перьевой ручкой для формирования почерка и развития мыслительных способностей. О том, что полезнее писать не перьевой ручкой, а пером, обмакиваемым в чернила, я узнала позже.
Мы знаем, что многие зарубежные методики – это методики обучения, существовавшие в Советским Союзе, к сожалению, у нас почти не сохранившиеся. Обучаясь в школе, мне не довелось застать перо-«макалку», но перьевые ручки ещё встречались. Обучая детей письму шариковой ручкой, было трудно выработать у них красивый почерк. Поэтому я стала изучать вопросы каллиграфии и пришла к выводу, что необходимо использовать тот опыт, который был накоплен в нашей стране и обучать детей письму, используя «советские» методики. Уже три моих выпуска, обучаясь в 1 классе, писали перьевыми ручками. Некоторые ребята продолжают писать перьевыми ручками до сих пор. А третий год на занятиях внеурочной деятельности «Пишу красиво» и иногда на уроках русского языка мы пишем остроконечным пером-«макалкой».
Конечно же мы испытываем эстетическое удовольствие, когда совершенно случайно увидим фотографии старых тетрадей из статьи какого-нибудь блогера о том, как писали наши бабушки и дедушки. Возникает вопрос, почему наши дети так не пишут? Да, наши дети другие, отличающиеся от нас, от наших родителей и тем более от наших бабушек и дедушек. Но других у нас нет, и мы должны их научить писать красиво, аккуратно и правильно. Наша задача – привить им радость от красивого письма и удовольствие от своего труда.
До 1968 года в нашей стране обучение письму сначала велось простым карандашом, затем ученику торжественно разрешали писать пером (вспомните книгу или фильм «Первоклассница»), позже появились «самопишущие» поршневые ручки, которые не нужно было постоянно обмакивать в чернила. Долгое время в школах ещё писали чернилами, но всё же шариковые ручки заняли своё место.
Письмо остроконечным пером формирует у школьников дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, уверенность. Отрывное письмо даёт возможность кисти руки отдохнуть. Чернил, набранных на перышко, хватает на несколько букв. Чтобы продолжить писать, ученик отрывает руку, в этот момент кисть немного отдыхает. Затем рука возвращается к тому месту, где была написана последняя буква, и письмо продолжается. Перо пишет только в определённом положении, и детям приходится держать его правильно.
Современные ученые доказали, что во время процесса письма формируются новые нейронные связи. Педагог, физиолог Владимир Филиппович Базарный в своей методике здоровьесбережения школьников также рекомендует ритмично-нажимное письмо пером.
Во многих современных прописях отсутствуют вспомогательные линии или они стоят далеко друг от друга, а раньше каллиграфический навык отрабатывали в тетрадях с частой косой разлиновкой, где линии образовывали наклонную клеточку-«ячейку». Боковые линии служили «подпорками» для элементов, и ребёнку было легче видеть границу каждой буквы. Чтобы создать видимость таких границ многие коллеги использовали подкладной лист с косыми линиями. Несколько лет назад в продаже появились готовые тетради с частой косой разлиновкой, различные прописи для тренировки. Сейчас каллиграфия – это достаточно «модное» явление, и найти материалы и инструменты не сложно.
С предыдущим классом мы писали пером в простых тетрадях с частой разлиновкой пером № 23. Это перо не такое мягкое, как «Звёздочка», которой пользуемся сейчас. Линии не всегда получались нажимные, бумага была тонкая, иногда рвалась, но ребятам нравился сам процесс обмакивания ручки в чернила и неспешное написание элементов, букв и слов. Образцы прописей советских лет я нашла в интернете и распечатала. Сейчас можно купить переизданные прописи советского периода и тетради для письма.
Изучая тему письма пером, я нашла книгу Ирины Анатольевны Горячевой «Уроки чистописания» и её статьи о письме пером. Автор предлагает свои разработки занятий, основываясь на методических пособиях Константина Дмитриевича Ушинского. У Ирины Анатольевны разработаны прописи, начиная с дошкольников. Мы третий год работаем по данным прописям на занятиях внеурочной деятельности «Пишу красиво». Прописи можно распечатать самим, но родители прониклись идеей письма пером и помогли приобрести необходимое для занятий.
Итак, что же нужно для занятий?
- Пропись или распечатанные задания и тетрадь с частой косой разлиновкой.
- Простой карандаш и стирательная резинка.
- Перочистка (мы сшили на уроке труда), в крайнем случае, можно использовать салфетку.
- Перо, лучше, если для начала это будет перо № 11 («Звёздочка»), но можно использовать и другие остроконечные перья. Новое перо нужно или провести над пламенем, или протереть спиртом – тогда с него не будут скатываться чернила.
- Держатель для пера (мы используем прямые держатели).
- Чернильница с фиолетовыми чернилами (из чернил отечественного производства синие и чёрные более жидкие и чаще растекаются, фиолетовые гуще).
- Салфетки (сухие) для вытирания пера после письма и промакивания клякс, хотя для роли «промокашки» лучше подходит кухонное полотенце. Влажные салфетки мы используем для вытирания парт и рук.
- В прошлом году мы сшили куколок, которые помогают детям сохранить осанку. И активно использовали их на разных уроках, не только на чистописании. В этом году некоторые ребята пишут с куколкой. Задача – при письме не уронить её с головы. Ребята концентрируют внимание и тренируют письмо с прямой спиной.
- В первом классе мы использовали досочки с графической сеткой (с одной стороны клетки, с другой – «ячейки»). Мы их использовали для отработки элементов и букв до письма в тетради. На клетчатой стороне делали узоры. Потом повторяли в прописях. На досочке писали мелом, стирали обычной тряпкой. Для хранения досочек у нас сшиты специальные карманы на стулья.
- Парту мы застилаем газетой (возможно, выглядит неэстетично, зато экологично – использованные газеты потом складываем в коробку и сдаём в макулатуру). Клеёнка или плёнка здесь не подходят, так как если чернила разливаются, с клеёнки они потекут дальше, а в газету будут впитываться. Во всяком случае, газеты не требуют дополнительного материального вложения.
- Клякс избежать не получится, надо запастись терпением, потому что чернила просто не отмываются. Поэтому нужно в классе иметь специальное средство для отмывания чернильных пятен и терпение вытирать пятна на партах и на полу.
Начинаем работу с дорисовывания узоров, расположенных на полях тетради. Во втором классе узоры были только с одной стороны, и выполняли мы их только простым карандашом. В третьем классе узоры усложняются и находятся по периметру страницы. Выполнять их можно и простым карандашом, и пером. Дети выбирают сами. Времени на работу с узором обычно отводится 5 – 7минут. Если кто-то не успел, можно доделать в свободное время или дома.
Затем мы анализируем букву, из каких элементов она состоит (используем простые, понятные детям названия элементов букв: палочка, овал, флажок, крючок). В первом и втором классе мы сначала прописывали элементы и буквы на досочках, в третьем классе работаем в прописях. Ребята прописывают сначала одну строку, затем кто-то прописывает элемент буквы (если не получился), а кто-то ещё раз эту же букву. Мы занимаем под букву три строки, а на оставшихся можно написать слова из букв, которые мы повторили, или оставить строки свободными. На работу с буквой уходит 7 – 10 минут. В третьем классе ребята уже умеют много, поэтому больше мы обращаем внимание на нажим и аккуратность.
В первой части прописи отработка строчных букв, а во второй части будет повторение только прописных букв. Слова и узоры встречаются в обеих частях. На последних страницах даны образцы вензелей и примеры каллиграфического рисования.
Прописи для четвертого класса позволят детям применить свои знания и умения в сочинении своих узоров, изображении буквиц и каллиграфическом списывании отрывков из классических литературных произведений.
Конечно, занятия каллиграфией – это однообразная работа без «фейерверков» и восклицаний «Эврика!». Это рутинная работа, это колоссальный труд детей, но эта работа даст плоды в будущем. Меня очень радует, когда именно мальчишки (в моём классе 17 мальчиков и 9 девочек) говорят, что им нравится писать пером и выводить завитушки у букв.
Цель нашей программы «Пишу красиво» – научить учеников красиво писать, аккуратно, с удовольствием. И учитель, который пишет пером, получает эстетическое удовольствие от работы и пользу для своего здоровья.
Литература
1. Горячева И.А. Уроки чистописания – М., 2000 – 40 с.