Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Урок русского языка, 3 класс, УМК «Школа России»

Дательный падеж имён существительных

Пиликина Наталия Васильевна,
учитель
Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.  
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы. 
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам,  стремление прийти на помощь товарищу. 
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
Формирование УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Средства обучения: рабочая тетрадь, задания на доске и в учебнике.
Оборудование урока: - электроннная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
 
Технологическая карта урока
Этап урока Методы и приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные д
ействия
I. Организационный момент.
Цель: привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

 
Метод стимулирования и мотивации интереса к учению.
 
Проверяет готовность класса к работе.
 
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
 
- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?
- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу.
- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

 
Подготовка класса к работе.
 
Личностные: самоопределение.
 
 
 
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

 
II. Актуализация знаний.
 
1. Орфографическая минутка
Цель – тренировка навыка письма, орфографической зоркости; формирование самоанализа и самоконтроля.

 
Здоровьесберегающие технологии
 
 
 
 
 
 
 
Наблюдение, работа по алгоритму

 
Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.
 
Упражнения:
  1. Покатать ручку между ладонями. Пальчики сложить к себе, от себя в кулачок.
  2.  
  3. –Откроем тетради и запишем число и классную работу.
- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.(Слайд1. правило посадки)
 
-Начнем урок с орфографической минутки.
 
-Прописать согласно образцу в тетради буквосочетания.
 
На доске три слова. Буквы в них рассыпались.
 
1.Составьте первое. второе. третье слово ( Ученики  работают у доски по одному)
 
2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните.
 
 (Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)
 
осина
воробей                                       
 друг
 
- Рядом со словом «друг» запишите имя своего лучшего друга .
 
 
 
 
 
 
-Вспомните, как пишутся имена?                                           
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Берёзка - безударная гласная е (словарное слово), парная согласная (проверочное слово - береза); солнышко - безударная гласная о;  друг – парная согласная в конце слова (проверочное слово - подруга).
Имена собственные пишутся с  заглавной буквы.
Личностные: самоопределение.
 
 
 
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

 
2.  Повторение ранее изученного материала об имени существительном
Цель: систематизация ранее полученных знаний, необходимых для открытия нового знания.
 

 
Метод проблемного обучения – творческая переработка учебной информации.
Наглядный метод.
Фронтальная работа.

 
Что общего у этих слов? Докажите.                                                      
 
-Что мы уже знаем  об имени существительном?
 
Скажите, а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?
 
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
 
-С какими 2 падежами мы уже познакомились?
 
- В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали?
 
На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?
 
-С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже?
-Поставьте данные существительные в форму родительного падежа .
 
осина                      у осины                      
воробей                  для воробья
друг                       без друга
 

 
Имена существительные
Называют морфологические признаки имени существительного с опорой на слова из орфографической минутки.
Падеж
 
6
И.п., Р.п..
И.п.
(кто?) (что?)
 (кого?) (чего?)
 
Предлоги – из, до, с,  у, около, без, от, для, после, вокруг.

 
Личностные: самоопределение.
 
 
 
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

 
III. Постановка учебной задачи
Цель:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

 
Наблюдение,  метод проблемного обучения.
 
 
Ребята. предположите, чем сегодня нам предстоит заниматься на уроке. (Сегодня мы продолжим знакомство с падежами и познакомимся подробнее со следующим падежом.).
 
- Прочитайте девиз урока.(читают дети):
 
Чтобы видеть все вокруг,
Надо быть внимательным.
Окружающий нас мир
Очень привлекательный.
 
Ты осинке   улыбнись,
Воробью обрадуйся,
Руку другу протяни -
Вот и замечательно! 
 
Определим падеж выделенных существительных.
Как это сделать?(слайд 2)
(на слайде 1 шаг)
(на слайде 2 шаг)
(на слайде 3 шаг)
   
-Итак, определим падеж и запишем 1 слово,2 слово,
 3 слово.
 
осинке                      у осинки              осинке         
воробей                 для воробья          воробью
друг…                    без друга                другу
Как вы думаете, какой падеж мы будем изучать сегодня на уроке?
 
-Назовите тему урока?
-Откройте учебник и убедитесь, правильно ли вы определили тему урока.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Найти главное слово
2.Задать вопрос от главного слова к существительному
3.По вопросу определить падеж
 
Улыбнись (чему?) осинке -  Д.п.
Обрадуйся (кому?)
воробью -  Д.п.
Протяни (кому?) другу - Д.п.
 
 
Дательный падеж
 
Дательный падеж имени существительного

 
Регулятивные: целеполагание, Коммуникативные: постановка вопросов,  Общеучебные: самостоятельное формулирование познавательной цели.
 
IV. Открытие нового знания
Цель: организация учащихся с целью наблюдения, осознания, систематизации, конкретизации знаний о дательном падеже. Запись нового знания в виде опорного сигнала.

 
Наглядный метод.
Фронтальная работа, работа в парах.
Работа по алгоритму.
Работа у доски.

 
Русский писатель, лингвист и филолог Лев Васильевич Успенский называл дательный падеж «щедрым». Как вы думаете, почему?
 
На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?
 
Проведём исследование.
(Читаю вслух)
1. Как хорошо уметь читать!
Не надо к  маме приставать
 
Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.
 
Запишите, подчеркните предлог.
 
(Читаю вслух)
2. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
 
Найдите словосочетание глагол + существительное в дательном падеже.
Запишите, подчеркните предлог.
 
 
С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?
 

 
Дательный падеж от слова «дать», «дарить».
Кому? чему?
 
-Не знаем.
 
 
Приставать (к кому?) к маме
 
 
 
Летят (по чему?) по ветру
 
 
 
 
 
 
 
К, по , -
 

 
Познавательные: моделирование,
логические: решение проблемы; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
 
 
 
 
 
 

 
    2. Самостоятельно заполните схему в тетради
 
-Проверим
 

 
Д.п.
Слово -помощник
Вопросы
Предлоги

 
Физкультминутка
 
Здоровьесберегающие технологии
 
Наклоните голову к правому плечу.
Наклоните голову к левому плечу.
Повернитесь к  соседу справа,  к соседу слева.
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам, учителю.
-К плечу, по голове…В каком падеже стоят имена существительные?
- Как вы догадались?

 
Дети показывают движения
 
 
 
 
В дательном падеже.
Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.

 
Развивающие: установка на здоровый образ жизни.
V. Первичное закрепление
Цель: закрепление нового знания, способов действия.

 
Метод самостоятельной познавательной деятельности
 
1. Появляется картинка «Ворона и лисица»
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? Кто автор этой басни? О чем эта басня?
- Чему учит нас эта басня?
 
 
1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру.
2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
 
Поработаем по вариантам.
Прочитайте предложения. Спишите предложение. Найдите существительное в дательном падеже.
1 вариант – 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.
  1.  
 
 
 
 
 
 
Послал (кому?) вороне
Подходит (к чему?) к дереву
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 
   
2. Работа в парах упр.84
 
Проверим словосочетания с вопросом.

 
 
   
3. Работа с пословицами
 
Поиграем в игру «Проверим внимание»
 
Ум да разум надоумят сразу.
Нет ума, считай калека.
Сила уму уступает.
Старость придет – веселье на ум не пойдет.
Всяк живи своим умом.
-Прочитайте пословицы.
-Что в них общего?
-Определите падеж существительного ум в каждой пословице (устно)
-Какую закономерность вы заметили?
Запишите пословицу, которая понравилась вам больше всего.
Какую пословицу вы записали?
Почему?
 
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
 

 
Здоровьесберегающие технологии -Ребята, встаньте, выполним гимнастику для глаз.
Чтобы зоркими нам быть,
Нужно глазками крутить.
(Вращать глазами по кругу по  2-3 сек.)
Зорче глазки, чтоб глядели,  
Разотрем их еле – еле.           
 (В течении минуты массажировать  верхние и нижние веки,   не закрывая глаз.)
 Нарисуем большой круг  
 (Глазами  рисовать круг)
  И осмотрим все вокруг   
(влево, вправо)                                             

 
  Развивающие: установка на здоровый образ жизни.
Занимательная минутка   А вы знаете, ребята, что в древнерусском языке был еще один падеж – звательный. Он служил для выражения обращения. Например:
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Слово «старче» - старик, как раз слово в звательном падеже. Со временем звательный падеж упростился и слился  с именительным: кто? старче. Но вернемся к дательному падежу.
Минутка реллакса  
 
VI. Включение знаний в систему
Цель: организация работы по карточкам с целью выявления уровня владения знаниями о падежах имени существительного.

 
 
Самостоятельная работа

 
 
- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу.
 1 уровень – легкий,
2 уровень сложный.
Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.
 
 
 
Самостоятельная работа

 
1 уровень
 
Определите падеж имён существительных.
 
От  реки,  по  тропинке,  до  дачи,  по  небу, из  дома, вокруг  города,  к  бабушке,  у  школы.
 
2 уровень
 
Из данных слов составьте словосочетания с существительными в дательном падеже
Подарить, брат, шарф;
дать, то­варищ, конфету;
ходить, деревня, трава;
расче­сать, кукла, волосы;
смастерить, птицы, скворечник;
поменять, рыбы, вода.
 

 
 
Самостоятельно выбирают уровень работы Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
 
    Самопроверка по эталону.
Кто все сделал все без ошибок – зеленый кружок
1-2 ошибки – желтый кружок
3 и более ошибок – красный кружок на полях.
-У кого зелёный кружок? Молодцы.
-У кого жёлтый и красный кружки? Надо поработать.
Сверяют по эталону, осуществляют самооценку
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: анализ успешности овладения новыми знаниями, пути преодоления недостатков

 
Самоанализ, самооценка результатов коллективной и групповой работы на уроке
 
 
Итак, наш урок подходит к концу.
 
Какой падеж  мы изучали на сегодняшнем уроке?
 
Что вы узнали о существительных в дательном падеже?

 
 
Дательный падеж.
Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, слово-помощник – дать, подарить.

 
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия,
 
личностные: самоанализ, самооценка.

 
 
 
 
 
 
 
VIII. Запись домашнего задания.
  - Оцените свою работу на уроке.
Кто считает, что у него все получилось, на полях в тетради поставьте улыбающийся смайлик).
 Если кто-то сомневается, что все выполнял правильно, если не до конца освоил тему – поставьте на полях смайлик без улыбки).
 
-Запишем домашнее задание. стр.47 прав. упр.85.
 
- Молодцы! Встаньте, урок окончен!
 

 
   
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»