Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Изучение омонимов в начальной школе: методический аспект

Сарана Анастасия Игоревна
Одним из важных направлений при обучении русскому языку в младших классах, а затем и в средней школе является развитие речи. Владение лексикой и знание о семантике даёт возможность младшему школьнику уже на первых стадиях обучения точно и грамотно выбирать слова, накапливать в памяти новые языковые единицы, отличать оттенки их значения для выражения своей мысли. Богатый и активный словарь школьника – это необходимое условие красивой, развитой речи.

К. Д. Ушинский в статье «О первоначальном преподавании русского языка» [1989] на первое место ставит именно развитие речи учащихся с помощью различных упражнений, выполняемых по большей мере самостоятельно, эти упражнения призваны помочь ребёнку выстраивать свою мысль в формулировке от простой к более сложной. Важным критерием при этом является правильность речи, соответствие литературной норме, в частности, словоупотреблению [Львов 2007: 269].

У ребенка к моменту поступления в школу накапливается определенный

употребляет в речевой продукции) и пассивный словарь (слова знает, понимает, но самостоятельно не употребляет). Задача учителя на протяжении начального этапа образования учащихся – организовать словарную работу по обогащению словаря не только количественно, но и качественно.

К каким же источникам обращаться для решения этой задачи? Практически вся окружающая среда способна повлиять на речь детей: 1) речевая среда в семье, среди друзей; 2) книги, газеты, радио, телевидение; 3) учителя и одноклассники, в кругу которых ведется учебная работа в школе; 4) словари, справочники.

Лучшим источником обогащения является живое общение и литература, в которой слово как бы высвечивается семантически. На уроках ведется целенаправленная работа с синонимами, антонимами, работа с фразеологизмами, с многозначными словами и омонимами [Львов 2007: 295].

Несмотря на то, что младшие школьники очень часто сталкиваются с многозначностью слов, представление об этом явлении у детей формируется не сразу. Однако в ходе уроков необходимость различать разные значения одного слова все же возникает. На страницах учебника детям встречаются такие группы слов, как огонь – пламя, огонь – свет и огонь – стрельба; месяц – как небесное тело (луна) и месяц – временной промежуток. В процессе анализа прочитанного текста школьники разграничивают значения слов [Львов 1985].

Процесс изучения многозначных слов и омонимов, как и других языковых явлений и средств выразительности, начинается с 1 класса, но систематически ведется в 3 классе. Алгоритм работы с омонимами состоит из нескольких этапов:

1) обнаружение омонима и многозначного слова в тексте и исследование его особенностей;

2) семантизация, т.е. раскрытие значения слова и особенность его употребления в контексте;

3) выполнение ряда упражнений со словами-омонимами: составление омонимичных рядов, осознание градации омонимов;

4) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. активизация.

Последняя ступень предусматривает учебные упражнения по внедрению и использованию слов не только в разговорной форме, но и в письменной, в аудировании и чтении. Включение омонима в активную речь подразумевает: а) толкование нового слова, его запись; указание второго, третьего значений; б) составления нескольких словосочетаний с использованием разных значений слова; в) составление предложений с данными словами в разных значениях [Львов 2007]. Дополнением к работе над многозначностью слов служат такие задания:

1) назвать разные предметы, которые обозначены одним словом, включая это слово в словосочетания: ножка ребёнка (ножка стула); ключ дверной (скрипичный ключ); язык ребенка (иностранный язык);

2) сравнить значение слов в разных словосочетаниях: идут часы – идут дети – идёт строительство. Бьёт молотом – бьёт вода фонтаном;

3) подобрать к слову в каждом значении синонимы: свежий: 1. только что постиранный (свежая рубашка); 2. только что приготовленный (свежий хлеб); 3. употребляемый в пищу в естественном, не консервированном виде (свежая рыба); 4. холодный (свежий ветерок). Работа над ранее не встречавшимися значениями слов в тексте позволит проанализировать лишь два-три слова, т.к. остановиться на всех словам учитель не сможет. При этом подразумевается, что младшие школьники в третьем классе уже знакомы с некоторыми многозначными словами [Львов 1985: 49–50]

 

Список использованной литературы

1. Азбука. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. 1 ч .[В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшина, Л. А. Виноградская и др.]. 10 изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с.

2. Ахманова. О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: «Русский язык», 1976. – 6–12 с.

3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. А. С. Кузнецов. – СПб: НОРИНТ, 2003. – 1536 с.

4. Блумфилд М. Язык. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1968. – С. 142.

5. Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. – М.: Издательство Академия Наук ССР,1975. – С. 295–312.

6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников.– Москва: Эксмо, 2018. – 555 с.

7. Канакина В.П. Русский язык 1,2,3,4 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.

8. Кульчицкая Н. Н. Восхождение к смыслу. (О работе со словом на уроках родного языка.) // Начальная школа до и после. – 2003. – № 2. – С. 10–12.

9. Курилович Е. Заметки о значении слова // Очерки по лингвистике. – М., 1962. – 246 с.

10. Львов М. Р., Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 269 с.

11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – с. 48–49.

12. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – с. 49–50.

13. Словарь русского языка в 4-х т. / ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд.. – М.: Русский язык, 1988.

14. Новиков Д. Н. Разграничение полисемии и омонимии в свете когнитивной лингвистики (на материале современного английского языка): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – СПб., 2001. – 16 с.

15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского. 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2015. – 584 с.

16. Семенова Е. В. .Отражение вопросов омонимии в языке саха // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2011. – N 130. – С. 147–150.

17. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1989. – стр. 528.

18. Чуракова Н. А. Русский язык: учебник 1, 2, 3, 4 кл. – М.: АкадемКнига , 2013–2016.

19. Чуракова Н.А Русский язык. 2 класс. Учебник в 3 ч. Ч. 1 и 2. – М.: 2016–2017.

20. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика: Учеб. пособие. – М., «Просвещение», 1977. – 335 с

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»