Изучение омонимов в начальной школе: методический аспект
К. Д. Ушинский в статье «О первоначальном преподавании русского языка» [1989] на первое место ставит именно развитие речи учащихся с помощью различных упражнений, выполняемых по большей мере самостоятельно, эти упражнения призваны помочь ребёнку выстраивать свою мысль в формулировке от простой к более сложной. Важным критерием при этом является правильность речи, соответствие литературной норме, в частности, словоупотреблению [Львов 2007: 269].
У ребенка к моменту поступления в школу накапливается определенный
употребляет в речевой продукции) и пассивный словарь (слова знает, понимает, но самостоятельно не употребляет). Задача учителя на протяжении начального этапа образования учащихся – организовать словарную работу по обогащению словаря не только количественно, но и качественно.
К каким же источникам обращаться для решения этой задачи? Практически вся окружающая среда способна повлиять на речь детей: 1) речевая среда в семье, среди друзей; 2) книги, газеты, радио, телевидение; 3) учителя и одноклассники, в кругу которых ведется учебная работа в школе; 4) словари, справочники.
Лучшим источником обогащения является живое общение и литература, в которой слово как бы высвечивается семантически. На уроках ведется целенаправленная работа с синонимами, антонимами, работа с фразеологизмами, с многозначными словами и омонимами [Львов 2007: 295].
Несмотря на то, что младшие школьники очень часто сталкиваются с многозначностью слов, представление об этом явлении у детей формируется не сразу. Однако в ходе уроков необходимость различать разные значения одного слова все же возникает. На страницах учебника детям встречаются такие группы слов, как огонь – пламя, огонь – свет и огонь – стрельба; месяц – как небесное тело (луна) и месяц – временной промежуток. В процессе анализа прочитанного текста школьники разграничивают значения слов [Львов 1985].
Процесс изучения многозначных слов и омонимов, как и других языковых явлений и средств выразительности, начинается с 1 класса, но систематически ведется в 3 классе. Алгоритм работы с омонимами состоит из нескольких этапов:
1) обнаружение омонима и многозначного слова в тексте и исследование его особенностей;
2) семантизация, т.е. раскрытие значения слова и особенность его употребления в контексте;
3) выполнение ряда упражнений со словами-омонимами: составление омонимичных рядов, осознание градации омонимов;
4) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. активизация.
Последняя ступень предусматривает учебные упражнения по внедрению и использованию слов не только в разговорной форме, но и в письменной, в аудировании и чтении. Включение омонима в активную речь подразумевает: а) толкование нового слова, его запись; указание второго, третьего значений; б) составления нескольких словосочетаний с использованием разных значений слова; в) составление предложений с данными словами в разных значениях [Львов 2007]. Дополнением к работе над многозначностью слов служат такие задания:
1) назвать разные предметы, которые обозначены одним словом, включая это слово в словосочетания: ножка ребёнка (ножка стула); ключ дверной (скрипичный ключ); язык ребенка (иностранный язык);
2) сравнить значение слов в разных словосочетаниях: идут часы – идут дети – идёт строительство. Бьёт молотом – бьёт вода фонтаном;
3) подобрать к слову в каждом значении синонимы: свежий: 1. только что постиранный (свежая рубашка); 2. только что приготовленный (свежий хлеб); 3. употребляемый в пищу в естественном, не консервированном виде (свежая рыба); 4. холодный (свежий ветерок). Работа над ранее не встречавшимися значениями слов в тексте позволит проанализировать лишь два-три слова, т.к. остановиться на всех словам учитель не сможет. При этом подразумевается, что младшие школьники в третьем классе уже знакомы с некоторыми многозначными словами [Львов 1985: 49–50]
Список использованной литературы
1. Азбука. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. 1 ч .[В. Г. Горецкий, В.А. Кирюшина, Л. А. Виноградская и др.]. 10 изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с.
2. Ахманова. О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: «Русский язык», 1976. – 6–12 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. А. С. Кузнецов. – СПб: НОРИНТ, 2003. – 1536 с.
4. Блумфилд М. Язык. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1968. – С. 142.
5. Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике. – М.: Издательство Академия Наук ССР,1975. – С. 295–312.
6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников.– Москва: Эксмо, 2018. – 555 с.
7. Канакина В.П. Русский язык 1,2,3,4 классы. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2013.
8. Кульчицкая Н. Н. Восхождение к смыслу. (О работе со словом на уроках родного языка.) // Начальная школа до и после. – 2003. – № 2. – С. 10–12.
9. Курилович Е. Заметки о значении слова // Очерки по лингвистике. – М., 1962. – 246 с.
10. Львов М. Р., Горецкий В. Г. , Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 269 с.
11. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – с. 48–49.
12. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – с. 49–50.
13. Словарь русского языка в 4-х т. / ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд.. – М.: Русский язык, 1988.
14. Новиков Д. Н. Разграничение полисемии и омонимии в свете когнитивной лингвистики (на материале современного английского языка): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – СПб., 2001. – 16 с.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского. 28-е изд., перераб. – М.: Мир и Образование, 2015. – 584 с.
16. Семенова Е. В. .Отражение вопросов омонимии в языке саха // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – СПб., 2011. – N 130. – С. 147–150.
17. Ушинский К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1989. – стр. 528.
18. Чуракова Н. А. Русский язык: учебник 1, 2, 3, 4 кл. – М.: АкадемКнига , 2013–2016.
19. Чуракова Н.А Русский язык. 2 класс. Учебник в 3 ч. Ч. 1 и 2. – М.: 2016–2017.
20. Шмелёв Д. Н. Современный русский язык. Лексика: Учеб. пособие. – М., «Просвещение», 1977. – 335 с