Глагол как часть речи
Навейкина Светлана Вадимовна
- ФГОС НОО, А.А. Плешаков УМК «Школа России», 3 класс.
- Тема урока: «Глагол как часть речи».
- Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
- Место урока в теме: раздел: «Части речи. Глагол». 1 урок по теме.
- Основная дидактическая цель: создать условия для совершенствования навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи, проверить прочность усвоения навыка.
- Предметные: повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умения распознавать, устанавливать их связь с именами существительными. Развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
- Метапредметные: создать условия для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Формулировать свои мысли, высказывать их вслух. Наблюдать за окружающей жизнью, природой и подмечать разнообразные действия предметов.
- Личностные: воспитывать у учащихся любовь к слову, родному языку. Создавать условия для коммуникативных умений. Формировать желание выполнять учебные действия
- Универсальные учебные действия.
-
- Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу; применять установленные правила; создавать алгоритм действия.
-
- Познавательные: извлекать необходимую информацию; осуществлять классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку
-
- Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию
- Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающая технология, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, индивидуальная работа, фронтальная, работа в микрогруппах.
- Литература:
2. Интернет-ресурс http://mou-oos-dolgorukovo.narod2.ru/na_urokah/
3. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
4. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2
- Оборудование урока:
Для учащихся: раздаточный материал – кроссворд, задания на печатной основе (см. ниже).
10. Ход урока:
Этапы урока, учебные задачи |
Содержание урока | Примечание | |||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
1.Организационный: подготовка учащихся к работе. | - Здравствуйте. Сейчас будет урок русского языка. |
Дети приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к уроку. |
Психологический настрой. | ||||||
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). | – К нам в класс пришло письмо. «Дорогие племянники и племянницы! Приезжайте ко мне в гости. Ваш дядюшка…» Ребята, чей же дядюшка нам ее отправил? – Возможно, мы это узнаем, разгадав кроссворд, который вложен в конверт. Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина. 1. Вот открыл царевич очи, Отрясая грезы ночи, И, дивясь, перед собой Видит … он большой. 2. Пушки с пристани палят, … пристать велят. 3. Царь Дадон к шатру спешит... Что за страшная …! Перед ним его два сына. 4. И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три … . 5. Торговали мы недаром Неуказанным товаром; А лежит нам путь далек: Восвояси на … . 6. Вот въезжает в город он; Вдруг раздался лёгкий звон, И в глазах у всей … Петушок вспорхнул со спицы.. – Что за слово получилось? – Молодцы! Вы выяснили, от кого пришло письмо – от дядюшки Глагола. А ещё вы определили тему нашего сегодняшнего урока-путешествия. Вы согласны отправиться в гости к Глаголу? – Сам он не может к нам приехать потому, что очень занят на работе. А как вы думаете, где работает дядюшка Глагол? – Давайте послушаем историю о Глаголе: Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошел по белу свету искать счастья. Идёт и видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде. Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому также одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в предложении. Друзья с радостью согласились. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее! – Где же работает Глагол и его друзья Существительное и Прилагательное? – Кем они могут работать? (подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением) |
Дети вписывают правильные ответы в кроссворд. - Город - Корабль - Картина - Богатырь - Восток - Столица - Глагол - да Ответы детей. Дети слушают сказку о частях речи. - в предложении - подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением |
Слайд 1. Слайд 2. Работа с раздаточным материалом. |
||||||
3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о глаголе. Физминутка Рефлексия |
– На чем мы могли бы добраться до дядюшки Глагола? – Запишите названия транспортных средств, а к ним припишите слово, которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет. – Какие слова вы записали? Какой частью речи они являются? – Что такое глагол? – Мы отправимся на таком транспортном средстве, которое может выполнять следующие действия: стоять, разгоняться, мчаться, стучать, гудеть. Правильно, это поезд. – Мы подошли к нашему поезду. Для того чтобы занять в поезде свои места, надо выполнить задания. – Чтобы пассажиры не скучали в пути, им предлагается посмотреть мультфильм. После просмотра вас ждет задание: записать словосочетания с глаголами. – Прочитайте свои получившиеся тексты. – Кто считает, что он справился с заданием, нарисуйте на полях зеленый фонарик. Каких фонариков больше получилось? Значит, мы можем продолжать наше путешествие. – Наш поезд набирает ход, и за окном мы видим такую картину: __ветер. __ и __одинокие деревья. __ весеннее солнце. Под березками __проталинки. Давайте оживим эту картину. С помощью какой части речи мы это сделаем? |
- на автобусе, поезде, самолете, корабле… - глаголами - глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? - поезд Просмотр мультфильма. Дети читают свои словосочетания. - зеленых - глаголом |
Слайд 3. Работа с заданием №1 на печатной основе Слайд 4. Слайд 5. Работа с заданием №2 на печатной основе Работа с заданием №3 на печатной основе Слайд 6. Работа с заданием №4 на печатной основе |
||||||
4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. |
– Мы не заметили, как прибыли на станцию, где нас должен встречать дядюшка Глагол. Но где же он? Что делать, что сделать, ребята? Кто же ответит на эти вопросы? И тут появляется Глагол: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто, что сделает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … ! – Глагол приглашает нас в свой дом. Только дверь не откроется, пока не подберем все ключики к ней. Ломать голову Зарубить на носу Выбиться из сил Утереть нос – доказать По головке не погладят Плестись в хвосте Обивать пороги |
- глагол – думать – запомнить – устать – доказать – не похвалят – отставать – просить |
Слайд 7. Работа с заданием №5 на печатной основе |
||||||
5. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний. Рефлексия |
– Дядюшка Глагол хочет с вами поближе познакомиться и рассказать о себе. Что же вы узнаете о глаголе? – Давайте заполним таблицу, ответив на вопросы: Что я уже знаю о глаголе? Что я уже умею? Чему я хочу научиться?
|
- Глаголы изменяются по временам, по числам, по родам в прошедшем времени. Составление таблицы «ЗУХ» |
Работа с заданием №6 на печатной основе |
||||||
6. Подведение итогов | Учитель ставит отметки за работу на уроке. - А я оцениваю вашу работу следующим образом. |
Ответы детей. |
|||||||
7. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению. | - Нарисуйте дядюшку Глагола так, как вы его представляете себе. | ||||||||
8. Организационное завершение урока | Спасибо за урок. До свидания. |
- Оформление доски: наглядный материал представлен в слайдах презентации.
- Оформление тетради ученика – задания на печатной основе.