Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Глагол как часть речи

Навейкина Светлана Вадимовна
  1. ФГОС НОО, А.А. Плешаков УМК «Школа России», 3 класс.
  2. Тема урока: «Глагол как часть речи».
  3. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
  4. Место урока в теме: раздел: «Части речи. Глагол». 1 урок по теме.
  5. Основная дидактическая цель: создать условия для совершенствования навыка распознавания глагола среди других изученных частей речи, проверить прочность усвоения навыка.
Планируемые результаты.
  1. Предметные: повторять и обобщать знания учащихся о глаголе как части речи. Тренировать умения распознавать, устанавливать их связь с именами существительными. Развивать умение правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
  2. Метапредметные: создать условия для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Формулировать свои мысли, высказывать их вслух. Наблюдать за окружающей жизнью, природой и подмечать разнообразные действия предметов.
  3. Личностные: воспитывать у учащихся любовь к слову, родному языку. Создавать условия для коммуникативных умений. Формировать желание выполнять учебные действия
  1. Универсальные учебные действия.
  1.  
    1. Регулятивные: ставить и формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу; применять установленные правила; создавать алгоритм действия.
  1.  
    1. Познавательные: извлекать необходимую информацию; осуществлять классификацию понятий, объединяют в группу по общему признаку
  1.  
    1. Коммуникативные: анализировать информацию, аргументировать свою позицию
  1. Технологии и методы обучения в соответствии с целью урока: технология использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающая технология, частично-поисковый метод, объяснительно-иллюстративный метод, индивидуальная работа, фронтальная, работа в микрогруппах.
  2. Литература:
1. Интернет-ресурс http://festival.1september.ru/articles/537959/
2. Интернет-ресурс http://mou-oos-dolgorukovo.narod2.ru/na_urokah/
3. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 частях - Канакина В.П., Горецкий В.Г.
4. Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2
  1. Оборудование урока:
Для учителя: ТСО.
Для учащихся: раздаточный материал – кроссворд, задания на печатной основе (см. ниже).
      10. Ход урока:
Этапы урока,
учебные задачи
Содержание урока Примечание
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный: подготовка учащихся к работе. - Здравствуйте.
Сейчас будет урок русского языка.
Дети приветствуют учителя.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
Психологический настрой.
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). – К нам в класс пришло письмо.
«Дорогие племянники и племянницы! Приезжайте ко мне в гости. Ваш дядюшка…»
Ребята, чей же дядюшка нам ее отправил?
– Возможно, мы это узнаем, разгадав кроссворд, который вложен в конверт.
Вам надо отгадать пропущенные слова в отрывках из сказок А.С.Пушкина.
 
1. Вот открыл царевич очи,
Отрясая грезы ночи,
И, дивясь, перед собой
Видит … он большой.
2. Пушки с пристани палят,
… пристать велят.
3. Царь Дадон к шатру спешит...
Что за страшная …!
Перед ним его два сына.
4. И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три … .
5. Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на … .
6. Вот въезжает в город он;
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей …
Петушок вспорхнул со спицы..
– Что за слово получилось?
– Молодцы! Вы выяснили, от кого пришло письмо – от дядюшки Глагола. А ещё вы определили тему нашего сегодняшнего урока-путешествия. Вы согласны отправиться в гости к Глаголу?
– Сам он не может к нам приехать потому, что очень занят на работе. А как вы думаете, где работает дядюшка Глагол?
– Давайте послушаем историю о Глаголе:
Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошел по белу свету искать счастья. Идёт и видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему люди добрые сказали, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому также одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике.
Там все трудились, скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать в предложении. Друзья с радостью согласились. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее!
– Где же работает Глагол и его друзья Существительное и Прилагательное?
– Кем они могут работать? (подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением)
 
 
 
 
 
 
 
Дети вписывают правильные ответы в кроссворд.
 
 
 
- Город
 
- Корабль
 
 
- Картина
 
 
- Богатырь
 
 
 
- Восток
 
 
 
- Столица
- Глагол
 
 
 
- да
 
 
Ответы детей.
Дети слушают сказку о частях речи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
- в предложении
- подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством, определением
Слайд 1.
 
 
 
 
 
Слайд 2.
Работа с раздаточным материалом.
3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о глаголе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Физминутка
 
 
 
 
 
Рефлексия
 
– На чем мы могли бы добраться до дядюшки Глагола?
 
– Запишите названия транспортных средств, а к ним припишите слово, которое покажет, какое действие может выполнять упомянутый предмет.
– Какие слова вы записали? Какой частью речи они являются?
– Что такое глагол?
 
 
– Мы отправимся на таком транспортном средстве, которое может выполнять следующие действия: стоять, разгоняться, мчаться, стучать, гудеть.
Правильно, это поезд.
– Мы подошли к нашему поезду. Для того чтобы занять в поезде свои места, надо выполнить задания.
 
 
– Чтобы пассажиры не скучали в пути, им предлагается посмотреть мультфильм.
После просмотра вас ждет задание: записать словосочетания с глаголами.
 
– Прочитайте свои получившиеся тексты.
– Кто считает, что он справился с заданием, нарисуйте на полях зеленый фонарик. Каких фонариков больше получилось?
Значит, мы можем продолжать наше путешествие.
– Наш поезд набирает ход, и за окном мы видим такую картину:
__ветер. __ и __одинокие деревья. __ весеннее солнце. Под березками __проталинки.
Давайте оживим эту картину. С помощью какой части речи мы это сделаем?
 
 
- на автобусе, поезде, самолете, корабле…
 
 
 
 
- глаголами
- глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
 
 
- поезд
 
 
 
 
 
Просмотр мультфильма.
 
 
 
 
Дети читают свои словосочетания.
 
 
- зеленых
 
 
 
 
 
 
- глаголом
 
 
 
 
Слайд 3.
Работа с заданием №1 на печатной основе
 
 
 
 
 
 
 
Слайд 4.
Слайд 5.
Работа с заданием №2 на печатной основе
 
 
Работа с заданием №3 на печатной основе
 
 
Слайд 6.
 
 
 
 
 
 
 
Работа с заданием №4 на печатной основе
4. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.
Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.
– Мы не заметили, как прибыли на станцию, где нас должен встречать дядюшка Глагол.
Но где же он?
Что делать, что сделать, ребята? Кто же ответит на эти вопросы?
И тут появляется Глагол:
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто, что сделает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … !
– Глагол приглашает нас в свой дом. Только дверь не откроется, пока не подберем все ключики к ней.
Ломать голову
Зарубить на носу
Выбиться из сил
Утереть нос – доказать
По головке не погладят
Плестись в хвосте
Обивать пороги
 
 
 
 
- глагол
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
– думать
– запомнить
– устать
– доказать
– не похвалят
– отставать
– просить
 
 
 
 
 
Слайд 7.
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа с заданием №5 на печатной основе
5. Систематизация и обобщение знаний. Дидактическая задача: обеспечение усвоения новых знаний.
 
Рефлексия
– Дядюшка Глагол хочет с вами поближе познакомиться и рассказать о себе. Что же вы узнаете о глаголе?
 
– Давайте заполним таблицу, ответив на вопросы:
Что я уже знаю о глаголе?
Что я уже умею?
Чему я хочу научиться?
ЗНАЮ УМЕЮ ХОЧУ
     
 
 
- Глаголы изменяются по временам, по числам, по родам в прошедшем времени.
Составление таблицы «ЗУХ»
 
 
 
 
Работа с заданием №6 на печатной основе
6. Подведение итогов  
Учитель ставит отметки за работу на уроке.
- А я оцениваю вашу работу следующим образом.
 
Ответы детей.
 
7. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению. - Нарисуйте дядюшку Глагола так, как вы его представляете себе.    
8. Организационное завершение урока Спасибо за урок. До свидания.    
  1. Оформление доски: наглядный материал представлен в слайдах презентации.
  2. Оформление тетради ученика – задания на печатной основе.
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»