Орфограммы корня
Подгорнова Людмила Владимировна
Орфограммы корня – это одна из самых острых и самых основных проблем в русской орфографии. В русском письме есть такие случаи, когда неясно, какое написание является правильным. Выбрать правильное написание можно, опираясь на правило. Такое написание в слове называется орфограммой. Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. В процессе обучения письму учащиеся обучаются определению ударного и безударного гласного, определению в словах «опасных мест» для гласных и согласных звуков, подбору родственных слов, выделению корня. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Проверяемые орфограммы корня
От значения слова к букве
Проблема правописания букв безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением и выбор парного согласного на конце слова или перед другим парным согласным - одна из самых главных в русской орфографии. Учащиеся должны усвоить правило для правильного подбора проверочного слова. Нужно изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы гласный стал ударным (нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный стоял перед гласным или непарным звонким согласным). Для более полного усвоения материала учителю необходимо подбирать слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению. Для занимательности лучше использовать слова в стихотворных строках. Необходимо подбирать материал, состоящий из трех частей: демонстрационный, раздаточный и мультимедийный.
Он должен включать:
1. Материал:
• демонстрационный и раздаточный дидактический материал по проверяемым орфограммам корня;
• мультимедийный материал с анимацией по проверяемым орфограммам корня;
• демонстрационный дидактический материал по непроверяемым орфограммам корня в ребусах;
• раздаточный дидактический материал по непроверяемым орфограммам корня в кроссвордах;
• материал для учителя – подборки слов с непроверяемыми орфограммами в теме урока.
2. Материал можно подготовить в печатном и мультимедийном формате.
• правописание безударных гласных корня, парных по глухости и звонкости согласных должно быть основано на лексическом значении слова. (Спеши в школу-спиши аккуратно, плот плывёт-плод растёт);
• слова с непроверяемыми орфограммами должны быть представлены в форме ребусов и кроссвордов. Мультимедийный материал должен показывать сам процесс решения ребусов. Он вносит восторг, развивает познавательный интерес, эмоциональную сферу ребёнка.
3. Мультимедийный материал помогает раскрыть лексическое значение слова для решения орфографических задач. Кроме этого введение и отработка орфографического написания словарных слов должны быть максимально приближены к теме урока. Материал можно подобрать, основываясь на теоретических и практических разработках учебников «Русский язык» с использованием дидактического материала.
Слова с непроверяемыми орфограммами
Дидактический материал «Слова с непроверяемыми орфограммами» необходимо подобрать в виде ребусов и кроссвордов. Он должен включать в себя программный материал 1-4 классов и быть в алфавитном порядке. Слова-отгадки при необходимости могут быть закрыты учителем.
Такой дидактический материал может быть использован учителем на уроках русского языка, чтения, окружающего мира. Создание подобного дидактического материала продиктовано необходимостью запоминания предусмотренных программой словарных слов и трудностью их запоминания, т. к. этот процесс основан на механической памяти ребёнка и не вызывает познавательного интереса. Для создания кроссвордов можно использовать толковый словарь С. Ожегова. Дидактический материал с использованием ребусов можно составить на основе учебников «Русский язык» (1 – 4 классы) и методических пособий. Ведущая педагогическая идея – превратить рутинный процесс изучения словарных слов в процесс интересный, творческий, увлекательный. Результативность – непроизвольное запоминание орфографического написания словарных слов, развитие познавательного интереса и эмоциональной сферы ребёнка. Для развития познавательного интереса, мышления, эмоциональной сферы ребёнка ребусы нужно оформить в виде презентации с анимацией. Такой мультимедийный материал будет способствовать не только запоминанию словарных слов, но и будет учит решать ребусы. Дидактический материал «Слова с проверяемыми орфограммами в корне» необходимо представить в виде печатных раздаточных и демонстрационных карточек. Мультимедийный материал помогает учителю более ярко и эмоционально представить учащимся данную тему.
Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Современная школа требует развития мыслительных процессов, логики, умения работать со справочной литературой. Эти требования обеспечивает решение кроссвордов, разгадывание ребусов, выяснение лексического значения слова.
Литература:
• Иллюстративный материал: Русский язык: Учеб. Для 3 кл. трёхлет.нач. шк./ М.Л. Закожурникова, В.А. Кустарёва, Н.С. Рождественский.— 19-е изд., испр.— М: Просвещение, 1993.—207 с.
• Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. - 944 стр.
• Русский язык: Учеб. Для 3 кл. трёхлет.нач. шк./ М.Л. Закожурникова, В.А. Кустарёва, Н.С. Рождественский.— 19-е изд., испр.— М: Просвещение, 1993.—207 с.
• Учебник М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» «Ассоциация XXI век», 2001 (1 – 4 классы).
• Рифмовки и стихи.
• Стихотворные рифмовки, ребусы и кроссворды.