Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах
Смирнова Светлана Алексеевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
В этой статье хочу поделиться своим опытом работы над словом на уроках русского языка в начальной школе. Понятно, что развитие активного словаря предполагает объяснение логического значения слова. Ребята часто не понимают смысл слов и не обращают на это внимание. Такая привычка плохо сказывается на успешности обучения, на речевом развитии, на понимании прочитанного материала. И на уроках русского языка и литературного чтения приходится «переводить» с русского на русский. Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слов самостоятельно, без специальных объяснений. У детей должна выработаться потребность «понимать» слова. Этому помогают систематические занятия, частое обращение к лексическому значению, а изучая словарные слова, в первую очередь обращаем внимание на значение слова.учитель начальных классов ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
1) Словарные слова.
Словарные слова даются в учебнике вне сочетания с другими словами. Предполагается, что они просты для понимания учащихся. Но ребята не всегда могут объяснить их лексическое значение. Неправильно словарную работу сводить только к заучиванию. Методикой разработано много приемов объяснения слов. Конечно, я тоже использую разные приемы, такие как отыскивание в словарике названных слов, выписывание по заданным признакам, составление словосочетаний и предложений, подбор синонимов и антонимов, подбор однокоренных слов, разбор по составу и т.д. В успешном усвоении учебного материала немаловажное значение имеет заинтересованность в данном деле. Все что интересно и пережито лично, как известно, запоминается лучше.
Привожу свой пример работы над словарным словом. На каждое словарное слово рисуем в самодельном словарике-тетради ассоциативную картинку, иллюстрацию. Ребята принимают участие в обсуждении вариантов: как сделать, что бы было понятнее и лучше запомнилось. Вот несколько примеров:
1) Запоминаем слово пшеница по ассоциативной картинке, которую ребята рисуют в тетради - «Словаре». Вместо зернышек – буква е, которую надо запомнить.
2) В слове газета непроверяемую гласную букву а вырезаем из газеты и вклеиваем в слово.
3)Слово собака помимо разных приемов еще запоминаем на физкультминутке. Ребята встают, поворачиваются и очерчивают круг рукой, показывая, какой формы у собачки-дворняжки хвостик. Очень похоже на колечко, как буква о.
4) К буквам слов подбираем ассоциативные слова, подходящие по смыслу. Например: собака-с-сердитая;0-охотничья; б-быстрая. Здесь можно устроить соревнование – «Кто больше слов подберет». Конечно, на уроке все не успеть и приходиться задавать оставшуюся работу на дом. Кстати, родители детям помогают очень охотно. Можно сказать, что взрослые «играют в школу», мы с учениками придумали такое название. Это так называемые интересные задания, которые действительно приводит к лучшему запоминанию словарных слов, развивают словарный запас.
5) Существуют еще и фразеологизмы. Вот здесь хорошо подключить жизненный опыт ребят. Каждый из них слышал эти фразы от взрослых. Например: «Не играй на нервах». Можно построить урок изучения фразеологических выражений, разделив ребят на группы, используя для заданий жизненные ситуации, загадки, отрывки из стихотворений, кроссворды и интегрировать русский язык с чтением. Эти задания направлены как на развитие детей, так и на лучшее запоминание написания слов. Эффективность такой работы зависит от планомерного проведения на протяжении обучения.
2) Орфографические навыки
Навык орфографического письма формируется в письменной деятельности и является результатом многократных действий. После выделения орфограммы, устанавливается ее тип, выбирается нужный прием для каждого конкретного случая и осуществляется практическое действие по определению верного орфографического написания. Достигнуть высокого качества орфографического навыка учащихся сложно. Учащиеся систематически ориентированы на поиск и выделение орфограмм. Привожу пример на отработку умения видеть орфограмму. За время обучения накапливаются карточки с графическим обозначением всех орфограмм по мере их прохождения. Применяя эти карточки, которые дети делают сами, на уроке проводится комментированное письмо, где не озвучивается орфограмма, а показывается карточкой. Это позволяет видеть сразу весь класс, определить уровень подготовки детей. А детям – самим найти способ проверки и проверить знания. Такие упражнения позволяют учителю заинтересовать детей, развить их воображение, выработать навык правильного написания слов.