Куда проще – смотри и пиши!
Комиссарова Наталия Евгеньевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 641
с углублённым изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
Очень часто от родителей и даже учителей я слышу фразу, обращённую к ребёнку: «Ты что, не мог списать без ошибок? Куда проще – смотри и пиши!» С точки зрения взрослых, процесс списывания печатного текста – это очень простое занятие и для него не требуется особых усилий. Однако, на самом деле это совсем не так легко, как может показатьсяучитель начальных классов ГБОУ СОШ № 641
с углублённым изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
на первый взгляд. И действительно, ребята допускают большое количество пунктуационных и орфографических ошибок, да и написано некрасиво, совсем не так, как учили.
Взрослые редко задумываются над тем, что для выполнения этого задания, прежде всего, необходимо развитие таких способностей, как умение копировать изображение, срисовывать, стараясь делать точно так,
как изображено на образце. Развитие этих способностей должно было начинаться ещё в дошкольный период. И как здесь не вспомнить игры
на обведение, срисовывание, копирование рисунков через копировальную бумагу. Существует множество приёмов на развитие зрительно-моторной координации, на улучшение графомоторной деятельности. Например, мои первоклассники обожают различного вида лабиринты. Суть задания такова: необходимо найти выход из лабиринта сначала глазами, затем провести дорожку пальчиком, а затем проложить путь простым карандашом, не касаясь стенок лабиринта. Ещё одно упражнение называется «Каляка». На листе бумаги ребёнок во всю страницу рисует запутанную непрерывную линию, иными словами калякает. Затем помечает начало и конец этого клубка линий. Потом, взяв карандаш, не касаясь бумаги, в воздухе, чуть выше линии, начинает движение по линии от конца в начало и затем наоборот, от начала к концу.
И так несколько раз подряд. Так мы тренируем основную способность к письму – умение следить внимательно за сложной траекторией. Вот уж где потребуется устойчивое зрительное внимание и точное движение руки.
Причём же здесь списывание с печатного текста? Оказывается, многие родители и не догадываются, что различий между печатным текстом
и письменным довольно много. Ребёнок должен прочитать, перевести печатный образ буквы в письменный, следить за наклоном, слитным
или раздельным написанием слов, за высотой и шириной элементов,
не забывать про заглавные буквы и знаки препинания. И всё это он должен уметь делать одновременно. Очень сложный процесс для маленького человечка. А как формулируются задания в учебнике? Ребёнок читает
и не понимает, что от него хотят. Спиши, написано в упражнении,
а что это значит? А может быть переведи с печатного образца на письменный? В действительности, печатный русский и письменный русский – это совершенно разные языки. А ещё есть устная речь, то есть «устный» язык. Сначала ребёнок овладевает так называемым «устным» языком, затем осваивает русский «печатный» и последним, к концу первого класса, русским «письменным». Иными словами, проходит путь от простого к сложному.
По сути, ребёнок становится переводчиком с печатного языка на письменный. А легко ли быть переводчиком? Конечно нет. Это сложный многоступенчатый процесс. Отсюда и возникает такое большое количество ошибок. И чаше всего они появляются в длинных словах. Оказывается, мы легко запоминаем первые 5-6 букв слова, а об окончании чаще догадываемся. У длинных слов будут пропущены буквы ближе к концу, не дописаны или видоизменены окончания.
Как же бороться с такими «недугами»? Необходимо усилить своё внимание на середине и конце слова. Для этого существует специальный способ. Мы с ребятами постоянно используем его на уроках письма. Суть метода состоит в том, что необходимо пересчитать количество букв в длинном слове. Далее, читаем вслух слово от конца к началу, добавляя по одной букве. Например, слово «перелетает». Получается: « -ет, - ает, - етает, - летает,
- елетает, - релетает, - ерелетает, - перелетает». В итоге, мы произносим конец
и середину слова 6-8 раз. Этого количества повторений вполне достаточно
для того, чтобы хорошенько запомнить слово и безошибочно написать его.
Пользуемся мы и ещё одним способом – написать слово карандашом
по воздуху с проговариванием вслух, с фиксацией взгляда на карандаше
и только затем записываем его в тетрадь. Далее сравниваем количество букв.
Конечно, эти способы требуют определённого навыка и времени, однако это того стоит.