Статья
Технология постановки учебной проблемы
Науменко Валентина Георгиевна
Развернутый ответ на вопрос «Как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы?» дает проблемно-диалогическая технология. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Учебная проблема существует в двух основных формах: 1. Как тема урока; 2. Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 1. побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2. подводящий к теме диалог; 3. сообщение темы с мотивирующим приемом. Остановимся на этих методах подробнее. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки проблемы наиболее сложный, так как требует от учителя последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1.создания проблемной ситуации; 2.побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3.побуждения к формулированию учебной проблемы; 4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? 2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием -Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3.Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Как вы думали сначала? А как на самом деле? 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. - Вы могли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. - Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? 6.Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг2.Доказать, что задание учениками не выполнено. -Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них. Прием 1. Урок русского языка по теме «Склонение имен существительных» Учитель Ученик Прочитайте предложение Старая женщина волновалась о сестре и дочери. Найдите однородные члены в этом предложении. Сестре и дочери. К какой части речи они относятся? Это существительные. Определите их род и падеж ( предъявление первого факта) Женский род, предложный падеж. Выделите их окончания (предъявление второго факта) Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия). Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (учебная проблема как вопрос) Прием 2. Урок русского языка по теме «Сложные слова» Учитель Ученик В словах на доске выделите корень (практическое задание) Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень. Что можете сказать? В слове «мухоловка» два корня: мух- и лов- Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия) Два мнения (осознание противоречия). Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы) Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (учебная проблема как вопрос) Прием 3. Урок русского языка по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» Учитель Ученик Вставьте пропущенные гласные буквы в слова: ст.на, з.мля, л.сной. -Как вы думаете, какую гласную нужно вставить в слова ст.на, з.мля, л.сной? (житейское представление). Противоречие между произнесением и написанием гласной в корне слова В какой позиции находится «проблемная» буква? Она безударная. Какой вопрос возникает? Как узнать, какую букву написать в безударном слоге? Какова будет тема урока? Правописание безударной гласной в корне слова(учебная проблема как тема урока) Прием 4. Урок русского языка по теме «Спряжение глаголов» Учитель Ученик Что такое склонение? Изменение по падежам Какие части речи, известные вам, склоняются? Существительные и прилагательные Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (Задание, не выполнимое вообще) Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации) Вы смогли выполнить задание? Не смогли. Глаголы не склоняются.(осознание противоречия) В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Как изменяются глаголы? (учебная проблема как вопрос) Прием 5. Урок математики по теме «Умножение на двузначное число» Учитель Ученик Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими). Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). Вы смогли выполнить задание? Не смогли? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?(Побуждение к осознанию противоречия.) -Надо умножать на двузначное число. Мы таких примеров не решали. (Осознание противоречия). Какова тема сегодняшнего урока? (Побуждение к формулированию проблемы) Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока). Прием 6. Урок русского языка по теме «Предложения с прямой речью перед словами автора» Учитель Ученик Составьте схему предложения. Диктует: «Каникулы уже закончились?» - спросил Олег (практическое задание, сходное с предыдущими). Ученица у доски составляет схему: «П?»- А. Теперь посмотрите на мою схему (открывает схему на доске, доказывая, что задание не выполнено). Ученики видят схему: «П?»-а. Какое вам было дано задание? Составить схему предложения с прямой речью. Какое правило вы пытались применить? О знаках препинания в предложениях с прямой речью после слов автора. Почему вам не удалось выполнить задание верно? (Побуждение к осознанию противоречия.) Потому что в нашем предложении прямая речь стоит перед словами автора (осознание противоречия). Какая сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Предложения с прямой речью перед словами автора (Учебная проблема как тема урока) Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.