Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья

Технология постановки учебной проблемы

Науменко Валентина Георгиевна
Развернутый ответ на вопрос «Как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы?» дает проблемно-диалогическая технология. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Учебная проблема существует в двух основных формах: 1. Как тема урока; 2. Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Центральную часть данной технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: 1. побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2. подводящий к теме диалог; 3. сообщение темы с мотивирующим приемом. Остановимся на этих методах подробнее. Побуждающий от проблемной ситуации диалог Данный метод постановки проблемы наиболее сложный, так как требует от учителя последовательного осуществления четырех педагогических действий: 1.создания проблемной ситуации; 2.побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3.побуждения к формулированию учебной проблемы; 4. принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения. О фактах: - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? 2.Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием -Сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3.Шаг1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. - Как вы думали сначала? А как на самом деле? 4.Дать практическое задание, не выполнимое вообще. - Вы могли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? 5.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. - Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? 6.Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг2.Доказать, что задание учениками не выполнено. -Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Примеры создания разных проблемных ситуаций и диалогического выхода из них. Прием 1. Урок русского языка по теме «Склонение имен существительных» Учитель Ученик Прочитайте предложение Старая женщина волновалась о сестре и дочери. Найдите однородные члены в этом предложении. Сестре и дочери. К какой части речи они относятся? Это существительные. Определите их род и падеж ( предъявление первого факта) Женский род, предложный падеж. Выделите их окончания (предъявление второго факта) Выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации). Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание противоречия). Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (учебная проблема как вопрос) Прием 2. Урок русского языка по теме «Сложные слова» Учитель Ученик В словах на доске выделите корень (практическое задание) Ученица у доски в последнем слове «мухоловка» выделяет один корень. Что можете сказать? В слове «мухоловка» два корня: мух- и лов- Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации) Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия) Два мнения (осознание противоречия). Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы) Кто прав? Сколько корней в слове «мухоловка»? (учебная проблема как вопрос) Прием 3. Урок русского языка по теме «Правописание безударной гласной в корне слова» Учитель Ученик Вставьте пропущенные гласные буквы в слова: ст.на, з.мля, л.сной. -Как вы думаете, какую гласную нужно вставить в слова ст.на, з.мля, л.сной? (житейское представление). Противоречие между произнесением и написанием гласной в корне слова В какой позиции находится «проблемная» буква? Она безударная. Какой вопрос возникает? Как узнать, какую букву написать в безударном слоге? Какова будет тема урока? Правописание безударной гласной в корне слова(учебная проблема как тема урока) Прием 4. Урок русского языка по теме «Спряжение глаголов» Учитель Ученик Что такое склонение? Изменение по падежам Какие части речи, известные вам, склоняются? Существительные и прилагательные Попробуйте просклонять глагол «прыгать» (Задание, не выполнимое вообще) Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации) Вы смогли выполнить задание? Не смогли. Глаголы не склоняются.(осознание противоречия) В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) Как изменяются глаголы? (учебная проблема как вопрос) Прием 5. Урок математики по теме «Умножение на двузначное число» Учитель Ученик Найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см (практическое задание, не сходное с предыдущими). Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). Вы смогли выполнить задание? Не смогли? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?(Побуждение к осознанию противоречия.) -Надо умножать на двузначное число. Мы таких примеров не решали. (Осознание противоречия). Какова тема сегодняшнего урока? (Побуждение к формулированию проблемы) Умножение на двузначное число (учебная проблема как тема урока). Прием 6. Урок русского языка по теме «Предложения с прямой речью перед словами автора» Учитель Ученик Составьте схему предложения. Диктует: «Каникулы уже закончились?» - спросил Олег (практическое задание, сходное с предыдущими). Ученица у доски составляет схему: «П?»- А. Теперь посмотрите на мою схему (открывает схему на доске, доказывая, что задание не выполнено). Ученики видят схему: «П?»-а. Какое вам было дано задание? Составить схему предложения с прямой речью. Какое правило вы пытались применить? О знаках препинания в предложениях с прямой речью после слов автора. Почему вам не удалось выполнить задание верно? (Побуждение к осознанию противоречия.) Потому что в нашем предложении прямая речь стоит перед словами автора (осознание противоречия). Какая сегодня будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) Предложения с прямой речью перед словами автора (Учебная проблема как тема урока) Следовательно, поставить учебную проблему, значит, помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»