Особенности формирования креативной компетентности младших школьников
Васильева Марина Константиновна
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся русским языком. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета», – подчёркивал К. Д. Ушинский. Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка - к познанию всех наук. В реализации задач общего развития младших школьников предмету «Русский язык» принадлежит очень важная роль. Курс русского языка в начальном звене направлен на реализацию основных функций языка, прежде всего коммуникативной и познавательной. Роль русского языка в развитии мышления и речи, в воспитании эмоций и воли определена самой природой, самой сущностью языка – быть средством связи между человеком и окружающим его миром, окружающей действительностью. Без языка невозможно существование общества, невозможен обмен мыслями между людьми, передача и хранение информации. Именно язык является средством воплощения мысли, средством познания, общения и воздействия. Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Необходимо помочь ему познать тайны языка, его особенности и, главное, красоту. Решение данной проблемы мы видим в организации процесса обучения через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку и в результате дети теряют интерес к данному предмету. Только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Когда ребёнку на уроке интересно, он стремиться узнать больше. Такого результата можно добиться, когда урок проходит в интересной, занимательной обстановке. «Ребёнок должен жить в мире творчества. Без этого он – засушенный цветок» – писал В. А. Сухомлинский. Активизация творческой деятельности учащихся в процессе преподавания русского языка, представляет собой сложную проблему. Чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету, учителя проводят уроки русского языка в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-конкурс, урок-викторина, т.е. использование огромного арсенала такой деятельности, как игровая. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте на первое место выходит учебная деятельность, игровая еще не утратила свою актуальность и может стать для педагога помощником в развитии творческих способностей на уроках русского языка. Включение в учебный процесс игры, создание на уроке игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности, (в конкретном случае – к русскому языку) Для формирования творческих способностей необходимы следующие условия: • Свободная атмосфера на уроке, возможность выбора вида деятельности; • Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя; постоянное предоставление ученикам самостоятельности в познавательной деятельности; помощь детям наводящая, а не подсказывающая. • Высокий уровень познавательных интересов учащихся, внимание учителя к мотивации учения, игровые методики, юмор. • Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, разностороннему развитию, к его способностям. Опыт работы позволяет сделать вывод, что в развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий, предусмотренный программой начального обучения, не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на формировании креативной компетентности детей.