Формирование орфографических умений в начальной школе.
Виды орфографических упражнений, назначение и методика их проведения
Исакова Полина Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 501
«Писать грамотно требует социальная порядочность» Л.В. ЩербаВ современном обществе возрастают требования к уровню владения всеми членами общества как устной, так и письменной формами речи. Как известно, наибольшие сложности вызывает общение в письменной форме. От того, на сколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык.
Большой вклад в разработку научных основ обучения младших школьников орфографии внесли Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов, А.М. Пешковский, М.М. Разумовская, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, М.В. Ушаков, и др.
В начальной школе, как и в основной, формируются следующие виды орфографических умений:
- умение обнаружить орфограмму
- умение различать (дифференцировать) орфограммы и соотносить их с соответствующим правилом;
- умение применять правило (правильно применять алгоритм решения орфографической задачи);
- умение контролировать себя в процессе и после написания слов с орфограммами (осуществлять орфографический самоконтроль).
- слуховой,
- зрительный,
- речедвигательный – послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого состав изучаемого слова закрепляется в мускульных движениях органов речи,
- моторный – многократная запись учениками одних и тех же слов.
Традиционно в методике выделяют следующие группы орфографических упражнений:
- грамматико-орфографический разбор,
- списывание,
- диктанты,
- лексико-орфографические упражнения,
- изложения.
- По форме выполнения: является ли упражнение списывание, диктантом или творческой работой,
- По характеру решаемой задачи: орфографическое упражнение или упражнение комплексного типа.
Списывание опирается в первую очередь на зрительный и моторный виды орфографической памяти, а также на речедвигательный. Учитывая, что существенную роль в формировании правописных умений играет проговаривание во внутренней речи в момент письма, приучаю к обязательному послоговому проговариванию записываемого, так как это развивает самоконтроль.
Списывание как упражнение существует в двух формах:
- без пропуска орфограмм (неосложнённое списывание), которое формирует умение находить слова с изученными орфограммами на письме, а также умение устно и графически обозначать условия выбора правильных написаний;
- и с пропуском орфограмм (осложнённое списывание), которое направлено на формирование умений верно писать слова с изученными орфограммами, обосновывать условия выбора орфограмм устно и графически.
Диктант - вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. Диктант опирается на все четыре вида орфографической памяти, но ведущими являются слуховой и речедвигательный виды.
Обучающие диктанты имеют две формы подготовки: зрительную (или зрительно-словесную) и словесную (словесно-слуховую).
- Словесная (словесно-слуховая) подготовка заключается в обосновании условий выбора орфограмм, она может проходить до записи диктуемого (предупредительный диктант), во время записи (комментированный) и после записи (объяснительный). То есть с учётом формы подготовки можно выделить следующие подвиды диктантов:
- диктант без изменений (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный);
- диктант с изменением формы (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный);
- выборочный диктант (зрительный, предупредительный, комментированный, объяснительный).
Выборочный диктант. Его цель – отработать правописание слов на изучаемые в данный момент орфографические правила. Учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определённой орфограммой.
Зрительный диктант. Текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Объясняются орфограммы, вспоминаются правила
Объяснительный диктант. Текст пишется без предварительного объяснения и разбора орфограмм. Объяснение написания проводится после записи.
При написании каждого из названных видов диктантов формируются три первые орфографические умения, однако любое упражнение заканчивается заданием открыть книгу и проверить себя, что предусматривает развитие четвёртого орфографического умения – находить и исправлять свои ошибки.
Список использованной литературы:
- Артеменкова Н.Н. //Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе. http://nsportal.ru
- Савельева Л.В. Условия формирования орфографических знаний и умений в начальной школе //Развивающее языковое образование в современной начальной школе: пособие для студ. Факультетов нач. образования и учителей нач. классов/Т.Г.Рамзаева, Л.В.Савельева, Е.А.Гогун,и др.;под науч. Ред. Т.Г.Рамзаевой. – СПб.:Специальная Литература,2009
- Савельева Л.В. Потенциал овладения младшими школьниками орфографией и профессиональная готовность учителей к его реализации в обучении //Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. – СПб.: Сага, 2007