Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Цикл развивающих занятий «Планета моего взвода»

 

(модификация психологической игры Щепелевой Н. П.)

Базарова Ольга Германовна,
педагог-психолог федерального государственного
казенного общеобразовательного учреждения
«Санкт-Петербургский кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»

Групповая сплоченность – необходимое условие осуществления и эффективности работы группы, в частности, класса. Наличие сплоченности в группе позволяет ее участникам высказывать собственное чувства и мнение, обсуждать спорные вопросы, конструктивно относиться к критике, что является одним из средств коррекции установок, изменения в поведении и позиции участников. Создание в группе комфортного эмоционального микроклимата способствует уверенности всех ее членов, повышает мотивацию к деятельности учебного или творческого характера. Один из наиболее эффективных способов создания подомного микроклимата – игровые технологии.

Данная психологическая игра рассчитана на 4 занятия по 45 минут. Целесообразно проводить после окончания начальной стадии формирования группы (класса).

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи:

1.     Сформировать у детей через личные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.

2.     Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.

3.     Выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

4.     Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

Материалы:

— небольшой мячик;

— макеты материков (5 штук);

— карточки для жребия;

— ватман с изображением голубой планеты;

— музыка;

— материалы, необходимые для рисования;

— ручки у каждого участника;

— карточки с названиями чувств;

— памятки с названиями чувств и эмоций для обозначения морей и океанов;

— макеты островов

Этап игры

Длительность (мин.)

Занятие 1. Создаем материки

45

Вступление

2

Упражнение: «Поменяйтесь местами те, кто…»

10

Упражнение: «Создаем материки»

10

Презентация материков

10

Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

5

Рефлексия

5

Занятие 2. Называем моря и океаны

45

Приветствие. Упражнение «Импульс»

7

Упражнение «Покажи чувство»

11

Упражнение «Называем моря и океаны»

10

Упражнение «Добрые слова»

10

Рефлексия занятия

7

Занятие 3. Создаем острова

45

Приветствие. «Приветствуем своих»

10

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

7

Упражнение «Создаем острова»

14

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

7

Рефлексия занятия

7

Занятие 4. Я, и мы, и все, кто рядом

45

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

10

Упражнение «Оживим планету»

10

Упражнение «Планета и ее спутники»

10

Упражнение

10

Рефлексия занятия

5

ЗАНЯТИЕ 1. СОЗДАЕМ МАТЕРИКИ

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.

Ребята, что вы ожидаете от занятия? (ответы кадет)

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто …»

Перед началом упражнения убрать один стул из круга.

Ведущий: «Сейчас мы с вами немного подвигаемся.  Сделаем это так: водящий (сначала это буду я) стоит в центре круга и предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого зеленые глаза", — и все, у кого зеленые глаза, должны поменяться местами. При этом водящий  должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, становится новым водящим».

Общие признаки: поменяйтесь местами те, у кого есть сестры; ... любит мороженное; … умеет плавать; …  у кого есть собака; … учится в 5 классе; … любит рисовать.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали друг о друге?

Основная часть. Упражнение «Создаем материки»

Ведущий показывает слайд № 2 презентации: «Как вы думаете, на что это похоже?». После ответов кадет ведущий запускает визуальные эффекты в презентации.

Ведущий: «Что же это теперь? Да, это ПЛАНЕТА».  Затем вывешивает заготовленный заранее ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.

Ведущий: «Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие, что их даже в теле­скоп трудно разглядеть. Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете».

ЭТО ПЛАНЕТА ВАШЕГО ВЗВОДА.

Так называет сегодняшнее наше занятие и  проект, который мы создадим в течение трех занятий. Чтобы лучше выполнить этот проект, нужно разбиться на группы.

Участники разбиваются на 5 групп при помощи карточек жеребьевки.

Ведущий: «На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, каково их количество – это зависит только от вашей фантазии.

Ребята, большинство из вас познакомились друг с другом только в этом учебном году. Общаясь, вы узнали и продолжаете узнавать друг друга, поэтому вполне уместен на планете МАТЕРИК ОБЩЕНИЯ.


В Кадетском корпусе главной вашей работой является учеба. Следующий материк – МАТЕРИК УЧЕНИЯ.

У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, игры, книги, фильмы, коллекционирование – это МАТЕРИК ИНТЕРЕСОВ.

Вы любите развлекаться: играть, смотреть фильмы – у нас будет МАТЕРИК РАЗВЛЕЧЕНИЙ.

Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет МАТЕРИК МЕЧТЫ.

А теперь я попрошу по одному представителю от каждой группы подойти к столу, чтобы выбрать макет материка, который будет создавать ваша группа.

Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и ваших друзей, знакомых».

ВКЛЮЧИТЬ ТРЕК № 1

Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты (3 минуты).

Презентация материков

По одному представителю от каждой группы выходят к доске и представляют макет своего материка. Материки размещаются на планете.

Ведущий: «Ребята, вы создали ПЛАНЕТУ СВОЕГО ВЗВОДА. Ваша фантазия и умение творчески работать в сотрудничестве друг с другом помогли вам в этом».

Заключительная часть. Упражнение «Спасибо за приятное занятие»

Ведущий: «Ребята, пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Церемония проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий кадет, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!».

Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, круг замыкается, завершаем церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Рефлексия занятия

1.     Какое настроение было у вас во время занятия?

2.     Что понравилось больше всего?

3.     Было ли что-то, что не понравилось?

4.     Узнали ли для себя что-то новое на занятии?

ЗАНЯТИЕ 2. НАЗЫВАЕМ МОРЯ И ОКЕАНЫ

Приветствие. Упражнение «Импульс»

Кадеты сидят в кругу. Ведущий пожимает руку сидящему слева и говорит: «Здравствуй!». Рукопожатие передается дальше по кругу, пока не вернётся к ведущему. Делать это нужно как можно быстрее, ведущий засекает время на секундомере (первый круг может быть тренировочным). В заключение все хором говорят «Здравствуйте!».

Основная часть

Ведущий: «На прошлом занятии мы создавали планету вашего взвода, и вы наполняли ее материками. На вашей планете появились материки общения, учения, развлечения, интересов и мечты. Посмотрите, что получилось. Но материки омываются океанами и морями.  В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе, Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее? Умеете ли вы передавать и узнавать чувства другого человека?»

Упражнение «Покажи чувство»

Ведущий:«Передайте с помощью мимики и жестов то чувство, название которого написано на карточке».

Кадеты по очереди показывают чувства на выбранной ими карточке, остальные пытаются отгадать.

Упражнение «Называем моря и океаны»

Ведущий: «А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, находясь во взводе,  общаясь с друзьями и товарищами. Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на планете 52 взвода».

Кадеты самостоятельно разбиваются на 5 групп.  Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках. Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.

Упражнение «Добрые слова»

Ведущий. «Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес. Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг».

Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные.

Ведущий: «Посмотри на своего соседа справа, а он пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова:

«Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»

«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.

Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции».

Рефлексия занятия

1.     Какое настроение было у вас во время занятия?

2.     Что понравилось больше всего?

3.     Было ли что-то, что не понравилось?

  1. Чем это занятие было полезным для вас?

ЗАНЯТИЕ 3. СОЗДАЕМ ОСТРОВА

Приветствие. Упражнение «Приветствуем своих»

Каждый из участников получает записку, в которой написано название племени: «мумба», «тумба» или «юмба». Никто не должен говорить, какое слово у него написано. Далее ведущий объявляет, что эти три группы различаются способами приветствия: члены племени «мумба» «дают пять», «тумба» кланяются, а «юмба» прикасаются друг к другу ногами (например, пятками). Цель участников игры – найти «своих» и собраться вместе. Говорить ничего нельзя, можно только приветствовать друг друга. Побеждает та группа, которая соберется первой.

Упражнение «Охарактеризуй соседа»

Кадеты сидят на стульях и передают по кругу мяч. Тот, у кого в руках мяч, называет имя соседа, сидящего слева и одно позитивное качество, начинающееся на первую букву его имени. Если кадет затрудняется подобрать позитивное качество, то группа и ведущий помогают.

Памятка «Черты характера»

Авторитетный

Аккуратный
Активный

Артистичный
Благородный
Благосклонный
Быстрый
Вежливый
Веселый
Внимательный
Волевой
Гениальный
Гибкий
Голосистый
Гордый

Дальновидный
Деликатный

Деловой

Деятельный

Дисциплинированный
Добродушный
Доброжелательный

Душевный

Естественный

Единомышленник

Единородный

Единственный
Жалостливый
Железный характер
Заботливый
Звонкоголосый

Идейный
Изящный

Инициативный
Интересный
Искренний

Исполнительный

Компанейский

Конкурентоспособный

Контактный
Красивый

Креативный

Культурный
 

Ласковый

Ловкий
Любопытный
Милый

Миролюбивый
Молодец
Мужественный
Надежный

Наблюдательный
Напористый
Настойчивый

Невозмутимый

Нежный
Необычный
Новый
Опрятный
Отважный

Ответственный
Отзывчивый
Открытый
Отчаянный

Порядочный
Правдивый
Преданный
Работящий
Радостный
Разумный
Самостоятельный
Сердечный
Стойкий
Счастливый
Талантливый
Терпеливый
Трудолюбивый

Уважительный
Удачливый
Умный
Упорный
Фантазер
Физически сильный
Храбрый
Хранитель тайн
Человеколюбивый
Чудесный
Чуткий
Шаловливый
Щедрый
Эмоциональный

Юморной
Юркий

 

Упражнение  «Создаем острова»

Ведущий: «На прошлом занятии вы называли моря и океаны чувствами, которые вы испытываете во взводе, общаясь с товарищами и друзьями. На планете появились … Картина будет более полной, если мы добавим в нее ваши достоинства, умения, способности. Пусть это будут острова. На макетах-заготовках островов пусть каждый напишет свои самые сильные умения, способности, дарования, которые он готов подарить взводу, чем может поделиться со всеми».

Кадеты выполняют данное задание в мини-группах. Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения. Затем острова наклеиваются на материк.

 

 

 

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Ведущий: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия занятия

  1. Какое настроение было у вас во время занятия?
  2. Что понравилось больше всего?
  3. Было ли что-то, что не понравилось?
  4. Чем это занятие было полезным для вас?

 

ЗАНЯТИЕ 4. «Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ»

Приветствие. Упражнение «Сели-встали»

При выполнении данного упражнения участники не должны разговаривать или обмениваться жестами. Кадеты сидят на стульях. Ведущий называет число, которое меньше, чем число кадет. Задача участников заключается в том, чтобы быстро встало столько человек, сколько назвал ведущий.

Упражнение «Оживим нашу планету»

Ведущий. «Ребята, посмотрите на планету 52 взвода. Из созданного проекта видно, что жизнь во взводе  бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это.

Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте глаза.

Давайте же теперь заселим и оживим нашу Планету. Изобразите свое растение на чистой заготовке. Напишите на нем свое имя.

Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на Планете, где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало обласканным и озаренным светом. Итак, планета вашего класса и наполняется жизнью. Это здорово!»

Упражнение «Планета и ее спутники»

Ведущий: «Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего взвода».

Затем кадеты отвечают на вопросы; чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером  или просто советчиком и помощником?

«Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она существует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям».

Звучит музыка.

«В течение всех встреч вы открывались и друг другу, и нам, взрослым»

Рефлексия:

1.      Что нового вы узнали на занятиях? Чем занятия были для вас полезными?

2.      Что вас удивило?

3.      Что было приятно? Что было неприятно?

Ритуал прощания

Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!»

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»