Использование Google-сервисов
на внеклассном мероприятии
Холина Светлана Аркадьевна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
воспитатель;
Асанова Марина Павловна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
воспитатель
Федеральное государственное казенное
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
Воспитатели, преподаватели ФГКОУ «Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации» стараются идти в ногу с требованиями для современного педагога:
Во-первых, требование реализации системно-деятельностного подхода предполагает активное использование педагогами интерактивных образовательных технологий деятельностного типа. Сегодня очевидно одно: чтобы обеспечить готовность выпускника к саморазвитию (а именно так формулируется заказ корпусу (школе) как социальному институту в условиях информационного общества), он должен быть включен в активную познавательную деятельность, стать субъектом образовательного процесса, заинтересованным в результатах собственного обучения. И поэтому для педагога важно научиться фокусировать свое внимание не только на конкретных знаниях из определенной предметной области, но и на осваиваемых обучающимися способах деятельности, которые обеспечат его социализацию и готовность к саморазвитию.
Во-вторых, любой инновационный проект требует анализа результатов его участниками. Сегодня введение Федеральных государственных образовательных стандартов требует ситуационной, ретроспективной и перспективной рефлексии педагогов.
На наш взгляд такая форма работы могла бы заинтересовать как преподавателей, воспитателей, так и кадет в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Что может привлечь обучающихся в этой игре? Свобода выбора образовательной траектории (но она априори присуща гипертексту)… Азарт (потому что играем?)… Новизна (правда, они и раньше «гуляли» по Википедии, но с другой целью)… Идея игры (родом из детства!)... Интригующее название (причем, несущее само по себе интересную информацию!)… А это все и есть Чимборасо!
Какие же образовательные результаты мы планировали, предлагая обучающимся поиграть в Чимборасо? Прежде всего, наверное, развитие мотивации к получению нового знания. Мы хотим показать очевидный и при этом достаточно эффективный способ самообразования, чтобы играя, кадеты увидели ограниченность области собственного знания, овладели способом расширения ее границ, устремились к познанию нового.
Ключевая идея в нашей игре была связана с коррективами правил игры – играя, мы должны всегда находиться в поле исследуемой проблемы (для нас это А.И. Маринеско, как информационно-образовательная среда). Именно это условие несколько искажало суть игры, так как Чимборасо это свободное передвижение по Википедии, что сделало игру целенаправленной.
Нам кажется, что важно не только делать скриншоты и комментировать переходы, а научить смысловому чтению и работе с понятиями (в формулировке ФГОС). В процессе анализа видов деятельности стало видно, что это способствует формированию и регулятивных УУД, таких как:
v умение прогнозировать цель игры (например, в процессе перехода к новому понятию фиксируется цель (мотив, интерес) к дальнейшей познавательной деятельности: что я хочу узнать?);
v соотносится поставленная цель с полученными результатами (например, в комментариях);
v осуществляется самоконтроль (все ли термины находятся в поле проблемы?) и др.
Вот такую игру мы моделировали, а вот результаты самооценки все-таки показали, что эмоции «взяли верх». Но играли-то впервые… Будем учиться!
Внеклассное мероприятие: «А.И. Маринеско «Атака века»».
Цели и задачи: способствовать развитию мотивации к получению нового знания, помочь увидеть эффективный способ самообразования кадет для расширения области собственных знаний и стремлению к познанию нового, воспитанию героико – патриотических качеств.
Подготовительная работа: разработка памятки работы в стиле игры «ЧИМБОРАСО», подготовка ноутбуков для каждой команды, создание аккаунтов и паролей для каждой группы.
Оборудование: интерактивная доска с программным обеспечением Start Board.
Тип занятия: интеллектуальная игра.
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Этап мероприятия |
Время, мин |
Деятельность воспитателей |
Деятельность кадет |
Компетенции |
Предварительный |
На предварительном этапе была составлена памятка работы в стиле игры «ЧИМБОРАСО», создание аккаунтов и паролей для каждой группы.
|
Информационная компетенция: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее сохранение и передача |
||
Организационный |
3 |
Принимают рапорт. Дают команду рассчитаться на первый, …. пятый, таким образом, разбивают кадет на пять команд, и предлагают выбрать капитана |
Сдают рапорт. Считаются на первый, … пятый, таким образом, разбиваются на пять команд, где выбирают капитана команды |
Коммуникативная компетенция: планирование сотрудничества |
Целеполагание |
7 |
Совместно с кадетами определяют цели, знакомятся с памяткой работы в стиле игры «ЧИМБОРАСО» и составляют технологию работы |
Кадеты прогнозируют и описывают свою деятельность. Знакомятся с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе |
Регулятивная компетенция: целеполагание. Учебно – познавательная компетенция: создание презентации и готовность к самостоятельной познавательной деятельности. |
Деятельностный |
20 |
Осуществляют опосредованное руководство, на основе педагогической поддержки и консультирования. Корректируют деятельность кадет. |
Кадеты осуществляют учебно – познавательную деятельность, занимают активную позицию. Делают скриншоты страницы (нажимаем на клавиатуре PrScr). Вставляют скриншот на слайд презентации Power Point. Выделяют интересный факт. |
Компетенция личного самосовершенствования: использование заданий на развитие навыков самоконтроля Общекультурная компетенция: осведомленность обучающихся о жизни, деятельности А.И. Маринеско и его «Атаки века» |
Контрольно - оценочный |
15 |
Оценивают учебно – познавательную деятельность кадет в виде защиты презентаций Power Point.
|
Кадеты проводят самооценивание и взаимооценивание защиты презентаций Power Point, заполняют контрольно – оценочный лист
|
Коммуникативная компетенция: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и соотносить правильность выполнения и результата действий в конкретной ситуации. |
Рефлексивный |
10 |
Оценивают достижения обучающихся через мини – викторину. Объявляют победителей, вручают призы. |
Кадеты отвечают на вопросы викторины. Отвечают на вопрос, что получилось, что нет при самостоятельной работе, высказывают пожелания по дальнейшим мероприятиям. |
Коммуникативная компетенция: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Педагогическая технология: технология организации самостоятельной деятельности школьников (кадет).
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы мероприятия, на которых технология применяется |
1. |
Технология организации самостоятельной деятельности школьников(кадет) |
Целеполагание: совместное определение цели и составление плана работы. Знакомство с требованиями, предъявляемым к игре в стиле «ЧИМБОРАСО» |
Деятельностный: кадеты осуществляют учебно – познавательную деятельность, занимают активную позицию. Делают скриншоты страницы (нажимаем на клавиатуре PrScr). Вставляют скриншот на слайд презентации Power Point. Выделяют интересный факт. Воспитатели осуществляют опосредованное руководство, на основе педагогической поддержки и консультирования. Корректируют деятельность кадет. |
||
Контрольно – оценочный: кадеты проводят самооценивание и взаимооценивание защиты презентаций Power Point, заполняют контрольно – оценочный лист. Воспитатели оценивают учебно – познавательную деятельность кадет в виде защиты презентаций Power Point. |
||
Рефлексивный: воспитатели оценивают достижения обучающихся через мини – викторину. Кадеты отвечают на вопросы викторины. Отвечают на вопрос, что получилось, что нет при самостоятельной работе, высказывают пожелания по дальнейшим мероприятиям |
Ход внеклассного мероприятия:
Подготовительный этап: разработка памятки работы в стиле игры «ЧИМБОРАСО», подготовка ноутбуков для каждой команды, создание аккаунтов и паролей для каждой группы.
В классе расставлены столы, таким образом, чтобы было пять команд.
Организационный момент: кадеты строятся в две шеренги.
Воспитатели принимают рапорт у кадет и дают команду рассчитаться на первый, …. пятый, таким образом, разбивают кадет на пять команд, и предлагают выбрать капитана.
Кадеты рассаживаются по командам.
Этап целеполагания:
Воспитатель. Прослушайте стихотворение Петра Анатольевича Кузнецова, капитана 2 ранга запаса, члена объединенного Совета ветеранов подводников и попробуйте угадать, о чем у нас сегодня пойдет речь на нашем внеклассном мероприятие
Он жадным был до правды и до жизни,
Любил расчет и яростный кураж;
И был корабль единым механизмом
С названьем гордым и прекрасным Экипаж.
И было все - и тюрьмы, и дороги,
Обида горькая, забвенье и вина;
Да разве только и узнают боги,
Какой ценой добыл он ордена.
Но память, как огонь, дается человеку,
Ее не погасить в душе моей морской;
Останется в веках «Атака века»
Сиять на бронзе золотой звездой.
Кадеты отвечают на вопрос.
Воспитатель. Правильно, Александру Ивановичу Маринеско. 30 января 2015 года исполняется 70 лет легендарной «Атаке века». Имя легендарного подводника номер один всех времен, командира ПЛ С-13 А.И. Маринеско, не сходит и сейчас с уст моряков.
Воспитатель. В этом году команда нашей роты принимала участие в 6 финале военно – патриотической игры «Балтийские юнги» по г. Санкт – Петербургу и Ленинградской области, направленной на изучение поддержание традиций и истории Российского флота. Мы заняли первое место и выиграли кубок ЦВММ. Мы рисовали боевой листок, составляли презентацию, защищали её, посвященные А.И Маринеско, участвовали в викторине и все это, было посвящено подводному флоту в годы Великой Отечественной войны.
Воспитатель. Накануне этой знаменательной даты, хочется еще раз вспомнить об легендарной подводной лодке С-13, ее уникальном экипаже и командире. Но сделаем мы это в необычной для Вас форме, а в стиле игры «ЧИМБОРАСО». Кто-то может знаком с этой игрой?
Ответы кадет.
Воспитатель. Темой нашей работы как Вы уже сказали, будет «Атака века. А.И. Маринеско», но чтобы мы узнали и нашли как можно больше интересных фактов, каждая команда будет работать по определенной теме и иметь свои точки входа и выхода. На столах перед вами лежат памятки для работы в стиле игры «ЧИМБОРАСО», внимательно прочитайте и ознакомьтесь с ней.
Ваши действия:
-
На всю работу Вам дается 20 минут.
- Точка входа и выхода:
- I команда. А.И. Маринеско. Биография
- II команда. А.И. Маринеско. Боевой путь ПЛ С-13
- III команда. А.И. Маринеско. «Атака века»
- IV команда. А.И. Маринеско. Жизнь экипажа и А.И Маринеско после ВОВ
- V команда. А.И. Маринеско. Память о легендарном подводнике.
- Войдите в Интернет, Википедию.
- Гуляйте по ссылкам.
- Найдете то, что смогло бы удивить ваших родственников, воспитателей. То есть до этой секунды ни вы, ни он, ни я об этом не знали.
- Сколько шагов сумеете сделать? В какой точке окажетесь? Понятно, что конечный пункт у всех будет разный.
Как оформить результат поиска. Предлагаем войти в поисковую систему Google, открыть Google диск и доступную Вам информацию (презентацию Power Point А.И. Маринеско), а дальше работаем и добавляем слайды под своей подтемой.
- Делаем скриншот страницы (нажимаем на клавиатуре PrScr).
-
Вставляем скриншот на слайд презентации Power Point.
- Выделяем интересный факт.
- Переходим по следующей ссылке и повторяем предыдущие шаги несколько раз.
- Сохраняем презентацию.
- Загружаем на Google диск.
- Ссылку на загруженную презентацию оставляем в комментарии к этому посту.
- Смотрим-оцениваем-комментируем работы одноклассников.
Деятельностный этап:
Кадеты работают по группам, а воспитатели осуществляют опосредованное руководство, на основе педагогической поддержки и консультирования. Корректируют деятельность кадет.
Воспитатель. Если возникнут вопросы, то поднимайте руки, и мы вас проконсультируем, подскажем. Каждая команда должна будет представить свою презентацию на оценку товарищей, воспитателей для этого будут даны контрольно – оценочные листы.
Кадеты осуществляют учебно – познавательную деятельность, гуляют по ссылкам в Интернете, Википедии. Делают скриншоты страницы (нажимаем на клавиатуре PrScr).
Вставляют скриншот на слайд презентации Power Point. Выделяют интересный факт.
Контрольно – оценочный этап:
Воспитатель. Итак, Ваше время подошло к концу. Сейчас Вы будите оценивать презентации ваших товарищей и своей команды, а результаты записывать в контрольно – оценочный лист.
Кадеты проводят самооценивание и взаимооценивание защиты презентаций Power Point, заполняют контрольно – оценочный лист. Воспитатели оценивают учебно – познавательную деятельность кадет в виде защиты презентаций Power Point.
Каждая команда выступает по своему порядковому номеру.
Рефлексивный этап:
Воспитатель. А сейчас предлагаем Вам ответить на вопросы нашей викторины.
Воспитатели оценивают достижения обучающихся через мини – викторину. Кадеты отвечают на вопросы викторины.
Мини – викторина «Русский флот и легендарный А.И. Маринеско»
Разминка
- Как называется лестница на корабле? (Трап)
- Кто такой штурман? (помощник капитана, специалист по кораблевождению)
- Как на корабле называется кухня (камбуз)
- Кто следит за чистотой корабля? (боцман)
- Как называется внутреннее жилое помещение, в котором располагаются матросы? (кубрик)
- Назовите выдающихся российских флотоводцев (Ушаков, Нахимов, Макаров и т.д.)
Викторина
- Кто является его основателем Российского флота?
А) Иван Грозный
Б) Иван Калита
В) Петр I
Г) Николай I
- На этой подлодке А.И. Маринеско и его экипаж установил рекорд скорости погружения и успешнее всех провели торпедные стрельбы. В 1940 году она была признана лучшей на Балтике.
А) Малютка
Б) Щука
В) Акула
Г) Тайфун
4. Сколько подводных лодок типа «С» воевало на Балтике в годы Великой Отечественной войны? Уцелела лишь одна под несчастливым номером.
А) 15
Б) 13
В) 31
Г) 51
5. Сколько подводных лодок находилось в ВМФ к началу Великой Отечественной войны
А) 131
Б) 245
В) 821
Г) 212
6. Какого числа на подходах к Данцингской бухте подлодка «С-13» под командованием А.И. Маринеско атаковала и потопила фашистский лайнер «Вильгельм Густлов»?
А) 29 января 1945 года
Б) 30 января 1945 года
В) 1 февраля 1944 года
Г) 30 января 1944 года
7. В каком году А.И. Маринеско было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
А) в 1990 году
Б) в 1952 году
В) в 1945 году
Г) в 2000 году
8. На каких пароходах плавал третьим и вторым помощником капитана А. И. Маринеско
А) на пароходах «Ленинец» и «Красная заря»
Б) на пароходах «Ильич» и «Красный флот»
В) на пароходах «Максим Горький» и «Антон Чехов»
Г) на пароходах «Красный октябрь» и «Граф Орлов»
9. В каком городе есть мореходное училище, которое носит имя А.И. Маринеско?
А) в Санкт - Петербурге
Б) в Калининграде
В) в Одессе
Г) в Киеве
10. В каком году назначили А.И. Маринеско командиром ПЛ С-13 ?
А) в 1941 году
Б) в 1939 году
В) в 1945 году
Г) в 1943 году
11. Сколько было выполнено боевых походов под командованием Маринеско?
А) 4
Б) 5
В) 6
Г) 7
12. Когда празднуется день моряка – подводника в России?
А) последнее воскресенье июля
Б) 28 июля
В) 19 марта
Г) 17 марта
Каждому правильно ответившему, воспитатели дают жетоны, и у кого окажется жетонов больше, тот и победитель.
В заключение мероприятия кадеты отвечают на вопрос, что получилось, что нет при самостоятельной работе, высказывают пожелания по дальнейшим мероприятиям в роте.