Методическая разработка проведения ролевой игры
Клястрицкое сражение
Кирюшкин Алексей Николаевич,
воспитатель Санкт-Петербургского кадетского корпуса МО РФ
Цель: Воспитание чувства долга, патриотизма, уважения к истории России.
Задачи:
- Показать мужество, стойкость русского народа.
- Воспитать патриотов России, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу.
- Формировать представления о воинском долге и верности Отечеству
Место проведения мероприятия: классная комната.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карта-схема, карточки с вопросами, план-схема сражения, фишки обозначающие участников.
Участники: кадеты[1]
Информация о предварительной работе по подготовке мероприятия:
1) Определение темы внеклассного мероприятия.
2) Определение цели и задач внеклассного мероприятия.
3) Изучение материалов, хода битвы, исторических источников.
4) Приглашение членов военно-исторического клуба с обмундированием соответствующим эпохе.
5) Определение времени и места проведения внеклассного мероприятия.
6) Составление сценария проведения внеклассного мероприятия.
7) Подготовка презентации для визуальной поддержки.
8) Подготовка табличек[2] с вопросами по теме занятия.
9) Подготовка плана-схемы сражения и фишек, обозначающих участников.
10) Подготовка путей решения спорных вопросов (блиц опрос).
Ход проведения игры
- Введение. Участники делятся на 2 группы по числу сторон участвовавших в сражении, в каждой группе назначается старший (из числа учащихся либо член ВИК), фишки каждой команды распределяются на карте-схеме: красные Россия, синие Франция.
- Отмечаются позиции команд с помощью фишек.
- Правила и цель игры: представитель команды тянет карточку с вопросом. Совершает ход по схеме вперед при правильном ответе. При неправильном - остается на месте, либо отходит назад, если команда соперников ответила правильно.
Цель игры: используя знания, полученные при подготовке к занятию, занять финальные позиции, вытеснив противников с карты. Определяются условия окончания игры, порядок ходов и значимость ответов. Оповещаем об этом всех участников
Например, команда, неправильно ответившая определенное количество раз, пропускает ходы, либо отходит назад, тем самым ослабив свою сторону.
Также необходимо обговариваем возможность возникновения спорных ситуаций. Для разрешения спорной ситуации выделяем время для проведения блиц-опроса.
- Подведение итогов игры.
- Определение победителя.
Историческая справка
Сражение под Клястицами — 3-дневный бой между французами и отдельным корпусом русской армии на Петербургском направлении у деревни Клястицы (ныне Россонский район) на дороге между Полоцком и Себежем в ходе Отечественной войны 1812 года.
В этом сражении русские войска под командованием генерал-лейтенанта Витгенштейна одержали победу над превосходящими силами маршала Удино и остановили продвижение французов на Петербург[3].
Презентация
- Слайд – иллюстрация начала сражения под Клястицами.
- Фрагмент художественного фильма «Война и мир». Реж. С. Бондарчук.
- Слайд – иллюстрация конца сражения под Клястицами.
[1] Игра может проецироваться на учащихся средней школы
[2]Вопросы должны включать в себя различную тематику от хода сражения до экипировки войск. Также необходимо расположить их в порядке усложнения. При составлении вопросов можно использовать реквизит принесенный членами ВИК (элементы обмундирования, оружия, экипировки).
[3] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5_%EF%EE%E4_%CA%EB%FF%F1%F2%E8%F6%E0%EC%E8