Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка проекта предметной недели.
Общекультурный праздник, посвященный 200-летию лицея

Лицейское братство

(информационно-творческий проект)

Бабаева Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы;
Пунтус Юлия Ивановна,
учитель русского языка и литературы;
Рашидова Самира Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа № 559
Выборгского района Санкт-Петербурга

 

Введение

Самой большой опасностью сегодня для современного общества является разрушение личности. Это связано с тем, что материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодежи размыты представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патрио­тизме. Как следствие этого процесса мы наблюдаем высокий рост агрессивности и жестокости в обществе. Усугубляется данное явление тем, что современную молодежь отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

В 2008г. в послании Президента России Федеральному собранию Рос­сийской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политиче­ских отношений». В этих словах суть духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения нашей страны. Понимание этой сути требует реальных действий педагогов школы в воспитании зрелой личности и возрождения деятельного патриотизма.

Одной из ведущих идей модернизации современного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала в содержании учебных программ.В решении комплекса задач духовно-нравственного воспитания должны принимать участие все субъекты общественной жизни. При этом ведущая роль в этом процессе, конечно же, принадлежит общеобразовательной школе. Именно она является ключевым элементом интегративного, социокультурного, общенационального пространства непрерывного духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Одним из путей разрешения данных задач является  переход к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели обучения, в которой исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль. Поэтому, на наш взгляд, наиболее эффективным  является поиск новых педагогических подходов, с использованием самых разных современных  технологий в образовательном процессе. Собственно наиболее выгодной  в отношении заданных задач является технология проектирования. Важным компонентом при организации проектов является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика. В результате реализации проектной деятельности обучающиеся повышают уровень духовно-нравственной культуры, овладевают социальными умениями и навыками.

Если обучающиеся приобретают навыки и умения, они оказываются более приспособленными к жизни, умеющими адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Таким образом, духовно-нравственное воспитание и информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры.

У нашей кафедры русского языка и литературы накоплен достаточно большой опыт по созданию различных проектов предметных недель, главным достоинством которых, на наш взгляд, является осуществление духовно-нравственного воспитания через ознакомление учащихся с достойными примерами в лице классиков  русской литературы.

Как пример, мы хотим представить вам следующую схему создания проекта нашей кафедрой - «Лицейское братство» (информационно-творческий проект). Данный проект был посвящен 200-летию Лицея.

Цель проекта: формирование у учащихся умения планировать ход творческого исследования; организации внутригруппового взаимодействия; адекватного выбора средств достижения поставленной цели, видение конечного результата в создании проекта; повышение профессиональной компетенции учителей-предметников.

Данная цель реализовывалась путем решения следующих задач:

обучающие:

·        знакомство учащихся с биографией и литературным наследием выдающегося русского поэта А. С. Пушкина

·        формирование навыков исследовательской  и творческой деятельности;

·        продолжить обучение декламационному чтению.

 развивающие:

·        стимулирование познавательной активности и развитие познавательного интереса  к дальнейшему изучению творчества А. С. Пушкина;

·        развитие навыков работы с различными источниками информации, инструментами и технологиями;

·        стимулирование продуктивной деятельности учащихся, ориентированной на личностную и творческую самореализацию;

·        формирование навыков мыслительной деятельности при проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании;

·        развитие умений по проектированию учебно-исследовательской деятельности;

·        совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий.

 воспитательные:

·        воспитание коммуникативной культуры;

·        поддержка творческой активности детей;

·        формирование чувства гордости за большой вклад в мировую науку отечественных ученых и любви к родине;

·        развитие у учащихся духовно-нравственного потенциала  через ознакомление с жизнью и творческим наследием А. С. Пушкина;

·        осуществление патриотического воспитания;

·        воспитание эстетического вкуса.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

На собрании методического объединения кафедры решались следующие задачи:

·                   определение темы предметной недели и  вида оформления проекта «Лицейское братство»;

·                   разработка целей и определение задач данного проекта;

·                   назначены учителя-предметники, ведущие разработку индивидуальных проектов;

·                   среди учащихся была проведена консультация по проведению проектно-исследовательской деятельности, а также было предложено принять участия в создании данного проекта, и представлен примерный план проведения предметной недели. Таким образом, определился круг учащихся, желающих принять участи в создании данного продукта.

Практический этап.

·        самостоятельная работа учащихся  в индивидуальных проектах;

·        подбор, отбор информации;

·        отработка художественных образов и навыков декламации;

·        оформление результатов индивидуальных проектов в начале по подгруппам, а затем в групповом проекте;

·        консультация учителей, координирующих работу, с целью проверки наработок в представленных продуктах.

Аналитический этап.

·        подведение итогов по проделанной работе всех групп участников. Представители каждой из подгрупп проводят показ отработанных образов, рассказывают о том, в каком состоянии находится работа над текстом и форме проекта;

·        по окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности?

·        подготовка к презентации продукта.

Презентация полученных результатов:

1.                Выставка стенгазет в холле школы «Лицей»;

2.                Оформление праздничного стенда-приглашения на театрализованное представление устного альманаха «Пушкинская мозаика»;

3.                Выставка работ учащихся начальной школы «Осеннее убранство»;

4.                Представление фотоотчетов об экскурсиях по Пушкинским местам города и области;

5.                Проведение классных часов «С Лицейского порога»;

6.                Подготовка и показ для учащихся средней и старшей школы театрализованного представления  в форме устного альманаха «Пушкинская Мозаика»:

·                   Сценка из сказки А.С. Пушкина «О золотом петушке»- учащиеся 5-го класса;

·                   Презентация «М. В. Ломоносов и А.С. Пушкин»- учащиеся 11-го класса;

·                   Танцевальная фантазия «Бахчисарайский фонтан» - хореографический коллектив школы «Музыкальная шкатулка»;

·                   Презентация «Донжуанский список» - декламационное чтение- учащиеся 9-го класса;

·                   «Барды о Пушкине» - учащиеся 8-го класса

·                   Музыкальная композиция « Буря мглою …» - хор 8-го класса;

·                   Видеоряд «Герои Пушкинских произведений в рисунках Нади Рушевой» - учащиеся 9-го класса;

·                   Сценка из произведения А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка» - учащиеся 6-го и 9-го классов;

·                   Литературно-танцевальная композиция «Театр уж полон…» - отрывок из поэмы «Евгений Онегин» - учащиеся 7-го класса и хореографический коллектив школы «Музыкальная шкатулка».

 

Материально-техническое обеспечение:

учебные аудитории; актовый зал; мультимедийная установка; интернет - для создания условий интерактивного общения учащихся и учителя.

Предполагаемые результаты проекта- формирование следующих навыков и умений учащихся:

·        проблематизации (рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, подтем, формулирование ведущей подпроблемы или подтемы и постановка задач;

·        целеполагания и планирование деятельности;

·        выбор, освоение и использование адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

·        проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщения);

·        умение работать с текстом (устным и письменным), рисунками, пользоваться дополнительными источниками информации, техническими средствами воспроизводства информации);

·        презентация (самопредъявление) хода своей деятельности и результатов;

·        самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы проекта).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»