Сценарий праздника
Люблю березку русскую
Короткова Наталья Сергеевна,
воспитатель ГПД ГБОУ Лицей470
Калининскогорайона, Санкт-Петербурга
Предварительная работа
В ходе подготовки к празднику дети собирают материал о берёзе, рисуют рисунки, делают поделки (в т.ч. из берёсты), учат стихи, песни, готовят инсценировки. Отдельно готовится танцевальное выступление. Класс (зал) украшается подготовленными творческими материалами. Родители и другие учителя приглашаются в качестве гостей. Праздник желательно проводить весной, когда возможно подготовить молодые веточки берёзы.
Ход праздника:
Звучит музыка. Гости рассаживаются.
Ведущий: Приветствует собравшихся. Предлагает отгадать загадку.
На горе шумит,
Под горой молчит. (Лес)
Ведущий: Лес называют бесценным даром природы. Он помогает дышать всему живому, кормит, обогревает, даёт материал для строительства. Плоды, цветы, листья, ветки и корни – источник пищи животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от шума и сильных ветров. Лес сберегает воду и почву, летом смягчает жар, а зимой – холод.
Леса издавна служат людям: из древесины изготовляют большое количество разнообразных продуктов и изделий.
Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.
Давайте мысленно перенесёмся в лес и насладимся его красотой.
(Звучит фонограмма «Звуки леса»)
Ведущий:Но среди большого количества разнообразных лесных растений в наших лесах выделяется одно совершенно удивительное дерево, без которого трудно представить себе нашу Родину, нашу Россию.
Стоит на белой ножке,
На веточках – серёжки.
Нас соком угощает
И ласково встречает. (Берёза)
Ведущий:Для русского человека нет дерева милее и роднее. Она – символ России. Множество поэтов посвятили ей свои стихи, а народ песни. И, наверное, не только потому, что растёт она в нашей стране повсюду от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что именно берёза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.
Чтец: Люблю берёзку русскую
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится. (А.Прокофьев)
Ведущий:Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Красота берёзы и в её стройном стволе, и в тонких ветвях, и в нарядных серёжках, что весной, ещё раньше листьев, появляются на её веточках. Удивительно красивы берёзы в любое время года.
Первый чтец: Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёза зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Второй чтец: Белая берёза
Косы распустила,
Белая берёза
Ветки опустила.
Жёлтые листочки
Косы украшают
И на землю тихо
Тихо опадают. (А.Кулагина)
Третий чтец:Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом окне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С.Есенин)
Четвёртый чтец: Как у нашей у берёзки
Очень славные серёжки,
Как стройна, и как мила,
Это вновь весна пришла. (А.Тесленко)
Ведущий: С давних пор весной русские люди, радуясь ожившей берёзе, украшали её разноцветными лентами, водили вокруг неё хороводы. Так они прославляли зеленеющую природу и молились о будущем урожае. Иногда берёзу изображала какая-нибудь красивая девушка, обвитая берёзовыми веточками. Предлагаем и нам с вами поводить хоровод вокруг нашей берёзоньки.
(Все присутствующие встают в круг. Выбирается девочка, которая будет изображать берёзу. Под песню «Во поле берёза стояла…» начинают водить хоровод).
…
Ведущий: Готовясь к нашему празднику, ребята нашли много интересного о берёзе и сейчас они нам об этом расскажут
Первый ученик: Большинство видов берёз – это деревья высотой 30-40 метров, а некоторые виды – кустарники, причём едва приподнимающиеся над землёй.
Второй ученик: Кора у большей части берёз белая, желтоватая, розоватая, а у некоторых видов бывает серая, коричневая и даже чёрная.
Третий ученик: Ствол приобретает белую окраску в возрасте 8-10 лет благодаря особому веществу бетулину. Даже в сильную жару и на солнце ствол берёзы не нагревается. Белый цвет коры, отражая солнечные лучи, спасает дерево от ожогов.
Четвертый ученик: Внешняя часть коры – береста или берёста, - обычно легко отслаивается лентами. Она гибкая, прочная и долговечная. Из бересты делают кухонную утварь, обувь, разнообразные украшения. Раньше на ней писали, как на бумаге.
Пятый ученик: Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички. Дерево ими дышит.
Шестой ученик: Продолжительность жизни берёз – 100-120 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет.
Седьмой ученик: Древесину берёзы используют для изготовления фанеры, лыж, резных игрушек. Берёзу также чаще других деревьев используют при заготовке дров.
Восьмой ученик: В берёзовых рощах встречаются такие грибы, как подберёзовики, грузди, волнушки, некоторые виды сыроежек.
Девятый ученик: Паразитирующий на берёзах гриб – ложный трутовик – называют чагой, из него делают лекарственные препараты.
Десятый ученик:Если нагреть белую кору без доступа воздуха, то получится дёготь. Из него делают целебные мази.
Ведущий(благодарит выступавших, продолжает): Тему берёзы-целительницы продолжит народная загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре пользы. Первая польза – больным на здоровье. Вторая – от тьмы свет.Третья – дряхлых исцеленье. А четвёртая – людям колодец». А ну-ка, назовите отгадки. (Гости пробуют отгадать).
Ведущий(продолжает):Отгадки вот какие. Первая польза – это берёзовый веник, в бане париться. Вторая – это лучина, ею в старину избы освещали. Третья – битые горшки, скреплённые берестой. Ну а четвёртая – «людям колодец» - берёзовый сок. О берёзовом соке стоит рассказать подробнее.
(Выходит ученик, рассказывает):Берёзовый сок – удивительный дар природы. Он очень вкусный, его пьют для оздоровления крови. Им моют голову для укрепления волос, лечат долго не заживающие болячки. В старину говорили: «Хочешь быть здоровым – пей весной три недели свежий берёзовый сок».
Ведущий:Давайте побываем на приеме у врача и ещё больше узнаем о целебных свойствах берёзового сока.
Ситуация первая, разыгрываемая детьми.
Входит «пожилая» женщина, здоровается.
Врач: Проходите. Садитесь.
(Больная, скрипя и охая, садиться.)
Врач: На что жалобы, хорошая моя?
Больная: Ох, милый доктор, скрючило меня! Слышь, как суставы щёлкают, скрипят?
Врач: Так… Поясница, ноженьки болят?
Больная: (кивает)
Врач:(подаёт бутылку). Принять лекарство «Сок берёзы» Вы должны. Две полных чайных ложки Вам нужны.
Больная: (пьёт, выпрямляется)
Врач: Что, полегчало, милая, немножко? Как Ваша поясница, ручки, ножки?
Больная:(с легкостью встаёт): Да, очень, очень полегчало! Спасибо, доктор, я спешу! Пока-пока, я поскакала! (Убегает, забыв костыли).
Ситуация вторая.
Врач: Следующий!
(Входит больная, задыхается, кашляет, чихает).
Врач:Вас слушаю. На что есть жалобы, больная?
Больная (сквозь кашель):Удушье, доктор, видно доконает, и кашель напрочь одолел! Бронхит до смерти надоел!
Врач:Мне эти жалобы знакомы. У Вас и астмы все симптомы.
Больная(приходит в ужас).
Врач: Да не рыдайте, дайте срок – болезни лечит из берёзы сок! (Достаёт бутылку). Примите ложечку – другую.
Больная (принимает лекарство)
Врач: Ну что, я верно Вам толкую?
Больная: Да, белый свет я увидала! Не кашляю, свободно задышала! Спасибо, доктор, побегу! Теперь и прыгать я могу! (Убегает).
Врач: У кого удушье, астма,
В горле боль или отёк,
Пейте чудное лекарство –
Из берёзы русский сок!
(Кланяются, уходят).
Ведущий: Полезны и берёзовые почки. Их заваривают и пьют как чай. Попил – и простуды как не бывало. Лекарственные вещества найдены и в молодых берёзовых листочках, и в коре, и в древесине. Что же касается берёзового сока, то надо помнить, что сбор его истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы. Дерево может заболеть и даже погибнуть. Поэтому рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной.
Дети читают стихи:
Благодатная берёза,
Ты символ Родины моей.
О тебе стихи и проза,
Ты свет и радость для очей.
Утешала вдов берёза,
Хранила тайны, чью-то боль,
Согревала всех в морозы,
Гнала из тела в бане хворь.
Разгоняла тьму – лучина,
Лечила язвы ран – кора,
Уходила прочь кручина;
Берёза – лекарь. Это да!
Исцеляют сок и почки,
И лист, и дёготь бересты,
От любой болезни точно
Отыщешь в ней лекарство ты.
Береста пригодна в деле:
Плели корзины и ковры,
Туеса и туфли смело,
Кто в чём нуждался – всё могли.
Благодатная берёза –
России символ, красоты,
Неподвластная невзгодам,
Ты – кладезь сил и доброты!
(Далее танцевальное выступление под мелодию песни «Берёзовый сок»)
…
Ведущий: Вот какое удивительное дерево – наша русская берёзка! Увидите её в парке – подойдите, обнимите и постойте так минут пять. Вы заметите: сил и хорошего настроения у вас прибавится. Она нам помогает, и мы её будем беречь!
Без берёзы не мыслим России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы вся Русь рождена!
Все присутствующие вместе поют песню «Наш край».(Каждому раздаются листочки с текстом песни).
…
Далее ведущий раздаёт желающим заранее подготовленный кроссворд, предлагает дома его разгадать и принести в класс. Дополнительно предлагает проиллюстрировать. Благодарит всех за участие в празднике. В завершении праздника всех присутствующих угощают берёзовым соком (возможно, сок раздаёт девочка в костюме Берёзки). В качестве фонограммы – песня в исполнении группы «Песняры» «Берёзовый сок».
Конец праздника.
Всем большое спасибо. До новых встреч!