Исследовательская деятельность учащихся:
организация, проблемы, перспективы
Молчанов Ф.В., Купирова Е.А.,
ГБОУ гимназии №209
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает обязательное участие школьников в проектной деятельности. В ГБОУ гимназии № 209 с 2010 года уделяется самое пристальное внимание формированию исследовательских умений учащихся в урочной и внеурочной образовательной деятельности.
Настоящая статья посвящена особенностям организации исследовательской деятельности школьников и представлению ее результатов на ученической научно-исследовательской конференции «Павловские чтения».
Для реализации эффективной исследовательской деятельности педагогов и учащихся создан Организационный комитет, в который входят представители администрации, председатели методических объединений и педагоги, активно внедряющие исследовательские методы в образовательный процесс. Ежегодно Организационный комитет инициирует и проводит следующие мероприятия:
1) Корректирует и размещает на сайте гимназии необходимую информацию: «Положение об ученической научно-исследовательской конференции» (далее – Положение), «Требования к оформлению исследовательских работ», «Структура работы», «Требования к оформлению презентаций».
2) Выступление заместителя директора по ОЭР на августовском совещании об организации конференции «Павловские чтения» в текущем учебном году.
3) Заседания предметных методических объединений, посвященные подготовке к конференции.
4) Классные часы, посвященные подготовке к «Павловским чтениям».
5) Занятия кружка «Основы исследовательской культуры учащихся» (2 раза в неделю).
6) Консультации для учителей (по запросу).
7) Проведение конференции.
8) Торжественное награждение победителей и участников конференции.
9) Педагогический совет по итогам конференции.
10) Коррекция планируемых мероприятий по подготовке конференции будущего года.
На конференцию в качестве членов жюри мы приглашаем наших социальных партнеров: декана ф-та философии человека РГПУ Л.Н. Летягина, председателя Исполкома общественной организации «Золотая Книга Санкт-Петербурга» С.В. Григорьева, представителей районного ИМЦ и, конечно, родителей.
Проводимая в гимназии работа достаточно эффективна, о чем свидетельствует постоянное увеличение количества школьников – участников Конференции (таблица 1).
Таблица 1.
Динамика количества участников конференции (2010-2013 гг.)
Год |
Количество докладов |
Количество участников, из них |
||
Учащихся начальных классов |
Учащихся 5-11-х классов |
Учащихся других ОУ |
||
2010 |
50 |
27 |
19 |
4 |
2011 |
66 |
35 |
31 |
Нет |
2012 |
107 |
45 |
70 |
Нет |
2013 |
103 |
40 |
81 |
7 |
Однако качественный анализ работ позволяет выделить ряд проблем.
1. Соответствие текста и методов работы заявленному жанру.
В соответствии с «Положением», на конференции могут быть представлены реферат, исследование или проект. Почти 90% работ носят реферативно-репродуктивный характер:
l Анималотерапия: история, виды, значение. Карклина Надежда, 7 «А»
l Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках. Поснова А., 8 «А»
l Мобильные операционные системы: история, технические особенности, перспективы развития. Корж А., 9 «Б»
l Облик артиста в кинематографе в 30-е годы XX века. Шашихина О., 10 «А»
l Образ птицы в русской и зарубежной классической литературе. Царева А., 11 «А».
В соответствии с «Положением», «реферат должен являться теоретическим исследованием, осуществляемым на основе обзора и анализа научных источников по выбранной проблематике». Однако работы учащихся представляют собой преимущественно компиляцию изученной литературы, сопоставление различных точек зрения практически не встречается, крайне редко встречаются прямое цитирование и ссылки на источник информации (при этом список источников в конце работы прилагается).
Около 10% работ носят исследовательский характер, например:
l Исследование роста кристаллов медного купороса и поваренной соли в домашних условиях. Гутерман Н., 2 «А»
l Симметрия в гимназии № 209. Корпан М., 6 «Б»
l История Санкт-Петербурга: мой путь от дома до школы. Быкова Е., 6 «Б»
l Портрет театра на фоне его афиши. Никитина Е., 8 «Б»
l Генетический полиморфизм окраски листьев в популяции клевера ползучего Triofilum repens. Комарова А., 9 «Б»
Учащиеся под руководством педагога или родителей осваивают исследовательские методы: наблюдение,измерение, постановку опыта, анкетирование,интервью, опрос и др., учатся представлять результаты исследования в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы. Например, Соколова Л, 6 «Б», и Аболина Н., 9 «Б», так представили результаты самостоятельно проведенного анкетирования (фрагменты):
|
|
Обработка ответов на вопрос анкеты «Регулярно ли ты делаешь утреннюю зарядку» (Соколова Л,, 6 «Б») |
Обработка ответов на вопрос анкеты «Do you enjoy your English lessons?» (АболинаН., 9 «Б») |
За четыре года работы конференции были представлены только 3 проекта:
l Журнал «Кошки». Арбатская А., 5 «В»
l Виртуальная экскурсия по усадьбе «Петровское». Фильм. Глаголев К., 8 «А»
l Графика в компьютерных играх. Компьютерная программа. Горячев М., 10 «А»
В соответствии с «Положением», проектная работа представляет собой воссоздание материально-технической среды (конкретный отчуждаемый продукт) и сопровождается описанием проделанной работы. Очевидно, что создание журнала, фильма, компьютерной программы – чрезвычайно сложная для школьника деятельность. Однако с созданием самого продукта гимназисты справились, в то время как описание проделанной работы оказалось во всех случаях неудачным. По словам учащихся, они были ориентированы исключительно на создание продукта, считая описание процесса его изготовления необязательным компонентом работы.
2. Соответствие текста требуемой структуре.
Структура работы включает титульный лист (по представленному образцу); оглавление; введение, включающее формулировку проблемы, цели, задач исследования, описание собственного опыта работы в решении проблемы; основную часть, разделенную на главы; заключение с выводами и результатами исследования; список литературы.
Самыми сложными компонентами структуры для школьников оказываются членение работы на части (отраженные в оглавлении), введение и заключение. Приведем одно из наиболее удачных оглавлений (Горячев М., 10 «А»):
1. Введение. Актуальность темы и постановка вопроса.
2. Компьютерная графика
2.1. История и развитие компьютерной графики.
2.2. Разновидности компьютерной графики
2.2.1. 2D графика: фрактальная, растровая, векторная.
2.2.2. 3D графика
3. Компьютерная графика своими руками
4. Вращающийся куб, написанный в TurboPascal
5. Заключение
6. Приложение. Программа.
При написании Введения ученикам трудно разграничить цель как результат деятельности и задачи как пути, ведущего к реализации цели. Приведем фрагмент одного из наиболее удачных Введений (Сергиенко В., 9 «А»): «Приступая к изучению природы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», я поставила перед собой цель — определить, какую роль в романе играет природа. Для осуществления цели мне необходимо было решить следующие задачи: 1. Рассмотреть солнце и луну в системе художественных образов романа. 2. Проанализировать значение пейзажей, описанных в романе.3. Установить связь между временами года и героями произведения».
При защите исследовательской работы наибольшее количество замечаний жюри вызывает презентация. Учащиеся стремятся представить на слайдах как можно больше зрительной и текстуальной информации, что приводит к большому объему, излишней загруженности презентации и дублированию текста доклада.
Выявленные проблемы определяют специфику дальнейшей работы. Поскольку специфическими элементами исследовательской деятельности являются методы исследования, полученный экспериментальный материал, анализ данных и формулирование выводов, то на занятиях кружка «Основы исследовательской культуры» предусмотрены практикумы по темам: «Что такое цитата, и как правильно цитировать?», «Как формулировать проблему исследования», «Методы исследования и способы описания результатов исследования». На этих практических занятиях используются работы, ранее представленные на конференции, что позволяет ученикам, с одной стороны, увидеть уровень представляемых работ, с другой - выявить под руководством педагога методологические ошибки и, естественно, предотвратить появление подобных ошибок в своей собственной исследовательской работе.
В заключение хотелось бы отметить, что наиболее успешными оказываются ученики тех педагогов, которые организуют исследовательскую деятельность школьников не только при подготовке к ученической конференции, но и на уроках, поскольку метапредметные исследовательские умения могут быть эффективно сформированы только при условии реализации системного подхода.