Система дистанционного образования в России
Учебно-методическое пособие по экологии и химии
Интеллектуальная игра "Самый умный"
Самохвалов Андрей Сергеевич,
педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №336 Санкт-Петербурга
Внеклассная работа по экологии и химии – это возможность расширить рамки учебника и открыть ребёнку удивительный мир науки.
В пособии представлен сценарий внеклассного мероприятия по экологии и химии , предназначенного для учащихся 11 классов.
Успех обучения и воспитания зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения на занятии , но и от организации внеклассной работы по предметам. Роль внеклассной работы непрерывно возрастает , так как она способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью , обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей , вырабатывает устойчивый интерес к пополнению знаниями , стремление работать , самостоятельно использовать различные источники экологической и химической информации.
Внеклассная работа связана с деятельностью в определённом коллективе и воспитывает у учащихся взаимопомощь , дисциплинированность , умение работать в команде.
Учебно-методическое пособие предназначено педагогам и учителям экологии и химии для организации внеклассной работы , при проведении предметных недель , может быть полезно организаторам детского досуга.
Внеклассное мероприятие
____________________________________________________________________
А. С. Самохвалов
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
ПО ЭКОЛОГИИ И ХИМИИ
"САМЫЙ УМНЫЙ"
СРЕДИ ВОСПИТАННИКОВ
СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ОБЪЕДИНЕНИЯ "ХИМИКИ-ЭКОЛОГИ"
Санкт-Петербург
2014 год
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экология и химия как общеобразовательные предметы обладает своими особенностями. К числу важнейших из них относится абстрактность большинства экологических и химических понятий и явлений. Никто из нас не видел атомов и молекул , движения электронов и многого другого. Это порождает ряд серьёзных трудностей ещё при изучении химии в школе. Учёными доказано отсутствие психологической готовности школьников 8 класса к восприятию и усвоению абстрактного химического материала: сначала это первоначальных химических понятий , а затем всего объёма школьного курса. Как следствие – резкое снижение интереса учащихся к предмету.
По данным исследований [8] только 10% абитуриентов системы начального профессионального образования в начале Iполугодия назвали химию среди любимых школьных предметов , хотя на косвенные вопросы о необходимости химических знаний каждому образованному человеку и о том , интересны ли им причины изменений веществ , их сравнение , положительно ответили соответственно 40.1% и 50% абитуриентов системы НПО.
Из этого следует , что предмет химия интересен для наших учеников , но существуют трудности , лежащие в процессе её изучения , что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. И для того , чтобы ребята были заинтересованы в изучении химии , воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов , развивали коммуникабельность , ориентировались в вопросах химических понятий , процессов и т. п. , я провожу интеллектуальные игры.
Интеллектуальная игра "Самый умный" представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по экологии и химии , составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий. Они позволяют игрокам (учащимся) самостоятельно проверить свои знания по экологии и химии и определить уровень своей подготовки. Игра выполняет двойную функцию – контролирующую и обучающую.
Новизна предлагаемой игры заключается в том , что в качестве проверочных подготовлены комплексные задания , включающие в себя ряд вопросов из разных разделов экологии , биологии и химии. Они включают задания как с конструктивным типом ответов , так и с выборочным.
Для выборки даны такие ситуации , которые имеют место в той или другой области экологии и химии. В качестве альтернативных ответов предусмотрены также и такие , которые не составляют предмета усвоения. Задания с конструктивным типом ответов позволяют полнее охватить основные виды познавательной деятельности интересующихся экологией и химией.
-3-
Особенностью игры является то , что в содержании самих вопросов заложена учебная информация в очень экономной и доступной форме. Эта информация либо изначально известна учащимся , либо они получают её вместе с вопросами.
-4-
ВВЕДЕНИЕ
У каждого интересующегося или изучающего экологию и химию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению экологии и химии , исключает формальный подход к усвоению фундаментальных экологических и химических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль , но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по экологии и химии , что в свою очередь способствует развитию интереса к этим предметам , к использованию полученных знаний в повседневной жизни , на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа , тесты соотнесения , тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответапредполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного , который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом , чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение (…) означает , что здесь должно быть либо текстовое его продолжение , сконструированное вами , либо соответствующие формулы веществ и уравнения химических реакций , а в ряде случаев – числовое значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы , лучшего восприятия материала , экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы , рисунки , графики , текст с пропущенными словами , формулы веществ.
При работе с тестами важно , чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы) , так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются педагогом на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так , что дают возможность проверить ваши знания по экологии и химии , по некоторым вопросам химической технологии.
В конце игры содержатся ответы , пояснения к тестам. В тех случаях , когда ответ очевиден и не требует каких-либо пояснений , приведён только его номер (буква) , в других же случаях дано либо краткое , либо подробное пояснение к нему.
Желаю вам успеха в этой интеллектуальной игре!
-5-
Представляю интеллектуальную игру "Самый умный" , проведённую мною среди нескольких командных групп учащихся 11 классов.
Методический комментарий. Предлагаемую игру целесообразно провести в конце первого полугодия при обобщении и повторении изученного материала.
В игре участвуют: команды учащихся 11 классов в составе по 6 человек – основные игроки; количество команд от 2 до 5; 3 человека – члены жюри; один ведущий (педагог); группа болельщиков.
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её номер , номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего , обсуждают между собой варианты ответов , пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени , отведённого на размышления , капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры , листки с ответами , итоговая таблица результатов игры , итоговый критерий оценивания игры.
В игре 6 туров. Длительность игры 45 минут.
В заключение игры проводится награждение команды игроков-победителей , для которых наступает «Звёздный час» , им предоставляется право сказать своё мнение: о игре , о экологии , о химии , о своей победе и т. д.
Цель интеллектуальной игры: создание условий для развития и саморазвития личности учащихся , усиление эмоционального аспекта изучения экологии , биологии , химии.
Поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1).расширить кругозор , активизировать опыт учащихся , развить логические и аналитические способы мышления;
2).мотивировать учащихся на успех , на индивидуальное и коллективное творчество;
3).формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы;
4).формировать и развивать умения чётко и правильно формулировать ответы , быстро находить верное решение;
5).формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
-6-
6).воспитывать коммуникабельность , адаптивность , самооценку , совершенствование творческих способностей , умение мыслить логически;
7).воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету , взаимную требовательность , уважение и толерантность по отношению друг к другу.
Атрибуты игры:
оформление кабинета:
1).на интерактивной доске:
Название мероприятия: интеллектуальная игра по биологии и химии "Самый умный";
Эпиграф к мероприятию:
эпиграф: "Наука – самое важное , самое прекрасное и нужное в жизни
человека. Она всегда была и будет высшим проявлением любви ,
и только ею одною человек победит природу и себя".
(Антон Павлович Чехов)
Девизы игры:
девиз 1: "Расскажи мне , и я забуду.
Покажи мне , и , может быть , я запомню.
Но вовлеки меня , и я пойму".
(Конфуций)
девиз 2: "Ум заключается не только в знании ,
но и в умении применять знания на деле".
(Аристотель Стагирский)
Ход игры:
Ведущий педагог начинает игру со слов: "Добрый день , дорогие ребята и уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать всех , кто собрался сегодня на нашу интеллектуальную игру: зрителей , жюри , команды игроков. Цели нашей игры – создать условия для развития и саморазвития личности , усилить эмоциональный аспект изучения экологии , химии , повысить эрудицию и в увлекательной форме провести саму игру. Сегодня мы проведём игру и проверим ваши знания , умения и навыки , ребята , по учебным турам. Выступление команд будет оценивать жюри. При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний , но и остроумие , находчивость ,
оригинальность ответов , активность и сплочённость. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное , пусть запомнятся улыбки и шутки , крепче станет дружба между вами".
Затем ведущий педагог переходит по плану мероприятия к самой игре , начиная её с I тура.
-7-
I ТУР: "ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ"
Лиха беда начало
(Русская пословица)
I тур даётся командам игроков устно и на обсуждение между собой.
Задание: внимательно заслушав вопрос , обсуди его в своей команде и , подумав , дай правильный ответ (напиши его рядом с вопросом).
1). Особая форма материального бытия со своими законами диалектического развития , находящаяся всё время в непрерывном движении , называется …
2). Специалист по защите окружающей среды от антропогенного воздействия , владеющий всеми дисциплинами инженерного дела , умеющий их грамотно применять , сопоставлять и внедрять в свою работу , проводить различные расчёты , брать пробы и анализы для осуществления производственного контроля на предприятии , а также обладать особым чутьём , называется …
3). Загрязнение воздуха , наблюдаемое над крупными городами (Лондоном , Нью-Йорком , Токио , Парижем , Берлином , Москвой и другими) , образующееся в результате воздействия солнечной радиации на смесь углеводородных газов и оксидов азота , которые выбрасываются в атмосферу с выхлопными газами автотранспорта , называется …
4). Слой воздуха на высоте до двух метров от поверхности земли называется …
5). Территория , предназначенная для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за её пределами , создания санитарно-защитного и эстетического барьера между территорией предприятия и территорией жилой застройки , называется …
6). Назовите органолептические показатели качества , применяемые для оценки распознавания какого-либо вещества.
7). Загрязнённые воды , подлежащие удалению с территории населённых мест и промышленных предприятий , называются …
8). Вода , использованная потребителем и не требующая больших затрат на восстановление , регенерирующаяся и снова подающаяся потребителю , называется …
-8-
9). Крупные частицы глины , песка , силикатных пород с диаметром более 10-4 мм , задерживающиеся бумажными фильтрами , называются …
10). Непригодные для производства данной продукции виды сырья , его неупотребимые остатки или возникающие в ходе технологических процессов вещества (твёрдые , жидкие , газообразные) и энергия , не подвергающаяся утилизации в рассматриваемом производстве , называются …
11). Вещества , чуждые биосфере , и не входящие в число природных соединений , полученные человеком в результате искусственного синтеза , называются …
12). Группа особей одного вида или сообщества (лишайники , ракушки , ряска , сосна) , по наличию , состоянию и поведению которых судят об изменениях в окружающей среде , в том числе и о присутствии концентраций загрязнителей , называется …
13). Система наблюдений , оценки и прогноза состояния окружающей природной среды называется …
14). Предупредительный контроль , направленный на хозяйственную деятельность человека или иную другую деятельность для обеспечения экологической безопасности , называется …
15). Область науки и техники , охватывающая разработку , проектирование , наладку , эксплуатацию и совершенствование экобиозащитной техники и технологии , организацию и управление природоохранной работы , экспертизу проектов технологий и производств и сертификацию продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности хозяйственной деятельности человека , снижения риска антропогенного воздействия на окружающую природную среду , называется …
16). Документ , по которому осуществляется застройка промышленной площадки предприятия , то есть графическое изображение плана промышленного предприятия с нанесением всех зданий наземных и подземных сооружений , коммуникаций , дорог , проездов , выездов , благоустройства в определённом масштабе , называется …
Критерий оценивания Iтура: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-9-
II ТУР: "СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЭКОЛОГА"
От большой головы пользы не будет , если внутри её мозг не кипит.
(Даргинская пословица)
IIтур даётся командам игроков устно и на обсуждение между собой.
Задание: составьте социальный портрет эколога , обсудив все качества , знания и тому подобное , которыми должен обладать этот специалист и запишите его определение (социального портрета) в целом.
Критерий оценивания IIтура: за каждые 2 новых качества к социальному портрету команде игроков ставится 1 балл.
-10-
III ТУР: "ПРОИЗВОДСТВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА"
Знаешь – говори , а не знаешь – слушай.
(Вьетнамская пословица)
III тур даётся командам игроков письменно – на самостоятельную работу и обсуждение.
Задание: у команд игроков на столах лежат одинаковые кроссворды. Необходимо внимательно прочитав каждый вопрос , предложить все возможные варианты ответов и , обсудив их , выбрать правильный и записать его в клетки кроссвордной сетки по горизонтали.
-11-
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:
1. Остатки продуктов , образующиеся в процессе или по завершении определённой деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
2. Деятельность , связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов , для получения вторичного сырья , полезной продукции или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов.
3. Отходы , образующиеся при заготовке , обработке и переработке древесины , а также в результате эксплуатации изделий из дерева.
4. Бумажные и картонные отходы , отбракованные и вышедшие из употребления бумага , картон , типографские изделия , деловые бумаги.
5. Термический процесс окисления с целью уменьшения объёма отходов , извлечения из них ценных материалов , золы или получения энергии.
6. Привнесение в среду или возникновение в ней новых , обычно не характерных для неё физических , химических , биологических факторов , приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде , и , как следствие , к негативным воздействиям на людей и окружающую среду.
7. Отходы , содержащие химические вещества , не горючие сами по себе , но за счёт выделения кислорода способные вызвать воспламенение других материалов.
8. Остатки веществ , материалов , предметов , изделий , товаров , частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления.
9. Местонахождение отходов , использование которых в течение обозримого срока не предполагается.
10. Углубление , вырытое или образовавшееся в земле.
-12-
11. Газопылевые вещества , подлежащие выбросу в атмосферу за пределы производства , включая входящие в них опасные , которые улавливают при очистке отходящих технологических газов и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства или нормативных документов.
12. Отходы потребления , образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
13. Захоронение отходов в океанах и морях с учётом экологических требований.
14. Несгоревший остаток , образовавшийся в результате сгорания органического вещества.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ III ТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-13-
IV ТУР: "ХИМИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА"
Звёзды явятся – небо украсят ,
Знания появятся – ум украсят.
(Монгольская пословица)
IV тур даётся командам игроков устно и на обсуждение между собой.
Задание: внимательно заслушав высказывание или вопрос , обсуди его в своей команде и , подумав , дай правильный ответ (напиши его рядом с вопросом).
1). Твёрдые или жидкие частицы , находящиеся в атмосфере и образующие туман или дым , называются …
2). Естественное или искусственное поступление воздуха в почву , воду и горные породы называется …
3).Вещества , применяемые для уничтожения растений , в частности для борьбы с сорняками , называются …
4). Радиоактивные вещества , тяжёлые металлы , техногенные химические соединения , способствующие появлению злокачественных опухолей , называются …
5). Газ , выделяющийся со дна болот и из каменноугольных пластов в рудниках , образующийся при медленном разложении растительных остатков без доступа воздуха , называется …
6). Атмосферные осадки , содержащие кислоту , называются …
7). Повторяющиеся процессы превращения веществ , перемещения атомов , молекул , природных вод и минеральных масс в биосфере называются …
8). Природное явление , вызванное поглощением углекислого газа водяным паром при использовании энергии солнечных лучей , называется …
9). Повышение содержания в почве легкорастворимых солей , угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну , называется …
10). Кислота , полученная в 1784 году из цитрусовых и использующаяся как пищевая добавка , называется …
-14-
11). Часть природного сырья , которая не используется или остаётся после переработки и использования , называется …
12). Оксид углерода , применяемый в качестве теплоносителя в ядерных реакторах , называется …
13). Недостижимый идеал , к которому следует стремиться промышленным , транспортным и сельскохозяйственным предприятиям , называется …
14). Геофизик М. И. Будыко ещё в 1962 году предсказал , что сжигание человечеством огромного количества топлива приведёт к повышению содержания этого вещества в воздухе. Назовите это вещество.
15). Эффект , последствием которого многие климатологи считают мягкие зимы конца 80-х – начала 90-х годов XXвека , называется …
16). Организмы , фиксирующие в природе молекулярный азот , называются …
17). В связи с уменьшением выброса этого токсичного газа предприятиями энергетического комплекса содержание его в воздухе летом в 2 – 5 раз ниже , чем зимой. Назовите этот газ.
18). Оксиды , катализирующие разрушение озонового слоя , называются …
19). Какое воздействие на растительность водоёмов оказывает поступление большого количества удобрений со сточными водами?
20). Способ очистки воды с участием микрофлоры активного ила называется …
21). Всем известно , что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используется для получения кефира?
22). Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры , растительные масла , яйца?
23). В состав хрустального стекла входят оксиды кальция , кремния , свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад , кислое варенье. Почему?
24). Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое , линолеум или краска? Почему?
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IV ТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-15-
V ТУР: "ОПРЕДЕЛИ ГАЗ"
Где учение , там и умение
(русская пословица)
V тур даётся команде игроков письменно на самостоятельную работу.
Задание: для данного перечня названий газов вместо точек поставьте цифру , у которой данный газ находится в виде химической формулы.
Перечень химических формул газов:
1). N2O; 2). смесь (CO+H2); 3). смесь (H2+ O2)по объёму 2:1;
4). COCl2; 5). CH4; 6). SO2;
7). SO3; 8). CO; 9). CO2.
….. – фосген;
….. – сернистый газ;
….. – веселящий газ (закись азота);
….. – угарный газ;
….. – водяной газ;
….. – углекислый газ;
….. – серный газ;
….. – гремучий газ;
….. – природный газ (болотный или рудничный газ).
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VТУРА: за каждый правильно выбранный газ (химическую формулу газа) команде игроков ставится 1 балл.
-16-
VIТУР: "ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"
Без дела жить – только небо коптить
(русская пословица)
VI тур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
Задание: ответьте на вопросы теста.
1). Получаемый в промышленности олеум представляет собой раствор:
а). SO2 в воде; б). SO3 в воде;
в). SO3 в конц. H2SO4; г). SO3 в аккумуляторной H2SO4.
2). В результате современной промышленной деятельности человека кислород воздуха поглощается , а в атмосферу выбрасывается различные оксиды , причём в кислород зелёными растениями перерабатывается только:
а). SO2; б). NO2; в). CO; г). CO2.
3). При синтезе аммиака в промышленности используют катализатор:
а). V2O5; б). Pt; в). Fe; г). Ni.
4). Для получения водорода в промышленности не используется реакция:
а). C+ H2O(пар)→ б). CaH2+ H2O→
в). Fe+ H2O(пар) → г). электролиз воды
5). При производстве серной кислоты контактным способом в качестве катализатора при окислении оксида серы (IV) в оксид серы (VI) используют:
а). Fe; б). Ni; в). Al2O3; г). V2O5.
6). Нейтрализация фосфорной кислоты аммиаком позволяет получить ценное удобрение:
а). селитру; б). аммофос;
в). костную муку; г). фосфоритную муку.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIТУРА: за каждое правильно выполненное задание командам игроков ставится 1 балл.
-17-
ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ И ХИМИИ
ПО ТЕМЕ: "САМЫЙ УМНЫЙ"
Итоговая таблица результатов игры
Группа учащихся |
I Тур (0 – 16 бал-лов) |
IIТур (0 – 4 и более баллов) |
IIIТур (0 – 14 бал-лов) |
IVТур (0 – 24 бал-лов) |
VТур (0 – 9 бал-лов) |
VI Тур (0 – 6 бал-лов) |
Итого баллов |
Место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый критерий оценивания интеллектуальной игры: призовые места ставятся жюри (комиссией) командам игроков в соответствии с максимально набранным ими общим числом баллов.
-18-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущий (педагог) завершает игру стихотворением:
Знаем мы , что встреча ваша – лишь игра ,
И расставаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать
Как пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат ,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни вас ведёт ,
Знатокам всегда , везде везёт!
Затем один из членов жюри подводит итоги игры , объявляет призовые места.
Ведущий педагог благодарит группы команд , болельщиков , членов жюри и говорит: "Мы не прощаемся , а говорим «до свидания»". Затем ведущий педагог демонстрирует на интерактивной доске слайды:
"Учиться надо вам всегда ,
На то и голова дана.
Желаем знанья добывать ,
И никогда не унывать ,
По жизни весело шагать ,
И знанья ваши применять".
Ведущий педагог говорит: "Спасибо всем за участие , игра окончена".
-19-
ОТВЕТЫ
НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ ПО ЭКОЛОГИИ И ХИМИИ
ПО ТЕМЕ: "САМЫЙ УМНЫЙ"
В учении неважно – молод ты или стар;
постигнешь его – и станешь мастером.
(Китайская пословица)
I ТУР: "ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ"
1– окружающей природной средой; 9 – взвешенными в воде веществами;
2– экологом или инженером-экологом; 10 – отходами;
3– фотосмогом; 11 – ксенобиотиками;
4 – приземным слоем; 12 – биоиндикаторами;
5 – санитарно-защитной зоной 13 – мониторингом;
предприятия; 14 – экологической экспертизой;
6– запах , цвет , вкус; 15 – инженерной защитой
7– сточными водами; окружающей природной среды;
8 – оборотной водой; 16 – генеральным планом
предприятия.
II ТУР: "СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЭКОЛОГА"
Эколог– специалист по защите окружающей среды от антропогенного воздействия , владеющий всеми дисциплинами инженерного дела , умеющий их грамотно применять , сопоставлять и внедрять в свою работу , проводить различные расчёты , брать пробы и анализы для осуществления производственного контроля на предприятии , а также обладать особым чутьём.
-20-
III ТУР: "ПРОИЗВОДСТВО И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА"
1). Отходы; 8). пищевые;
2). ликвидация; 9). свалка;
3). древесные; 10). выбросы;
4). макулатура; 11). яма;
5). сжигание; 12). бытовые;
6). загрязнение; 13). дампинг;
7). окисляющие; 14). зола.
IV ТУР: "ХИМИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА"
1). Аэрозолью; 2). аэрацией; 3). гербицидами; 4). канцерогенами;
5). метаном (CH4) , бытовым , болотным или рудничным газом;
6). кислотными дождями; 7). круговоротом веществ;
8). парниковым эффектом; 9). засолением почв; 10). лимонной кислотой;
11). отходами; 12). углекислым газом (CO2); 13). безотходной технологией;
14). оксид углерода (IV) , углекислый газ (CO2) или угольный ангидрид;
15). парниковым эффектом; 16). клубеньковыми бактериями;
17). оксид азота (IV) , бурый газ (NO2) или диоксид азота;
18). оксидами азота (II) и (IV) [NO, NO2];
19). начинается бурный рост водорослей; 20). биологической очисткой;
-21-
21). процесс брожения;
22). потому что углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме;
23). потому что оксид свинца (II) растворяется в кислотах , а соли свинца токсичны;
24). на ковровом покрытии скапливается много пыли , линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашеные полы наиболее безопасны.
V ТУР: "ОПРЕДЕЛИ ГАЗ"
4– фосген;
6– сернистый газ;
1– веселящий газ (закись азота);
8 – угарный газ;
2 –водяной газ;
9– углекислый газ;
7– серный газ;
3– гремучий газ;
5– природный газ (болотный
или рудничный газ).
VI ТУР: "ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ"
1 – в; 4 – б;
2 – г; 5 – г;
3 – в; 6 – б.
-22-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безуевская В. А. Химические задачи с экологическим содержанием //
Химия в школе , №3 , 2000. – с. 59 – 61.
2. Гара Н. Н. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации в
8 – 9 классах. Книга для учителя / Н. Н. Гара , М. В. Зуева. – Москва:
Просвещение , 2006. – 175 с. , ил. – (Текущий контроль).
3. Денисова В. В. Промышленная экология. Учебное пособие. Москва: ИКЦ
Март , 2008. – 248 с. , ил.
4. Евстафьева Е. И. , Титова И. М. Начальное профессиональное
образование: развитие внутренней мотивации учения // Химия в школе ,
№7 , 2002. – с. 20 – 25.
5. Ким Е. П. Химия 8 – 9 классы: внеклассные мероприятия (игры , шоу-
программы , театрализованные представления) / Е. П. Ким. – 2-е издание –
Волгоград: Учитель , 2011. – 134 с.
6. Краснянский А. В. Введение в химические расчёты. Справочное
руководство для средней школы. Часть 1. Москва , 1998. – 120 с.
7. Краснянский А. В. Введение в химические расчёты. Справочное
руководство для средней школы. Часть 2. Москва , 1998. – 76 с.
8. Кузнецова Н. Е. , Лёвкин А. Н. Задачник по химии для учащихся 9 классов
общеобразовательных учреждений. – Москва: Вентана-Граф , 2005. –
128 с. , ил.
9. Кузнецова Н. Е. , Лёвкин А. Н. Задачник по химии для учащихся
10 классов общеобразовательных учреждений. – Москва: Вентана-Граф ,
2008. – 144 с. , ил.
10. Малякин А. М. Решение задач по химии. – Санкт-Петербург: издат. дом
"Корвус" , ТОО "Андрей" , 1995. – 416 с.
11. Маркушев В. А. , Безрукова В. С. , Кузьмина Г. А. Научно-педагогические
основы развития методики профессионального обучения. Третьи
педагогические чтения. – Санкт-Петербург , УМЦ Комитета по
образованию , 2005. – 298 с.
-23-
12. Метельский А. В. Химия в экзаменационных вопросах и ответах.
Справочник для учителей , репетиторов и абитуриентов. – Минск:
"Белорусская энциклопедия" , 2008. – 591 с. , ил.
13. Радецкий А. М. Дидактический материал по химии для 8 – 9 классов.
Пособие для учителя / А. М. Радецкий , В. П. Горшкова. – 5-е издание. –
Москва: Просвещение , 2006. – 84 с.
14. Сорокин В. В. , Злотников Э. Г. Как ты знаешь химию? – 4-е издание ,
переработ. и дополнное – Санкт-Петербург: Химия , 2007. – 394 с. , ил.
15. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – 3-е изд. ,
исправленное и дополненное. – Москва: "Новая волна" , 1996. – 464 с. , ил.
16. Чуранов С. С. Химические олимпиады в школе. Пособие для учителей. –
Москва: Просвещение , 2007. – 209 с. , ил.
-24-
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. http://www.bestreferat.ru/referat-111450.html
2. http://www.igraza.ru/page-10-1-17.html
3. http://kolmakovanatali.ucoz.ru/load/nedelja_biologii_ehkologii
4. http://www.um-ka367.narod.ru/him4tur.html
5. http://www.razumniki.ru/viktorina_po_himii_shkolnikam.html
6. http://sysmanova.narod.ru/material/vne_ur/shat_sl.htm
7. http://scenaristu.narod.ru/intelekt/himia/himia.html
8. http://sysmanova.narod.ru/material/vne_ur/parad.htm
9. http://www.diplomforum.ru/f80/t12787.html
10. http://www.xxlbook.ru/offer/ab112080.aspx
11. http://www.alhimik.ru/fun/fun40.html
12. http://festival.1september.ru/articles/576599
13. http://www.wisdoms.ru/poslovizi_i_pogovorki/3_5.html
14. http://mmc.berdsk-edu.ru/metod/kurzavaya/p110aal.html
15. http://alhimic.ucoz.ru/forum/25-29-1
16. http://festival.1september.ru/artic/es/513953
17. http://festival.1september.ru/artic/es/513953
18. http://festival.1september.ru/artic/es/560604
19. http://festival.1september.ru/artic/es/564259
20. http://www.igraza.ru/page-4-1-9.html
-25-
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………... 3
Введение ……………………………………………………………………………. 5
Методический комментарий ……………………………………………………… 6
Цель интеллектуальной игры ………………………………………………….….. 6
Атрибуты игры …………………………………………………………………….. 7
Ход игры ……………………………………………………………………….…… 7
Iтур: "Химия и экология" …………………………………………………… 8
IIтур: "Социальный портрет эколога" ……………………………………… 10
IIIтур: "Производство и окружающая среда" ……………………………… 11
IVтур: "Химия и окружающая среда" ……………………………………… 14
Vтур: "Определи газ" ……………………………………………………...… 16
VIтур: "Химическая технология" ………………………………………...…. 17
Итоги интеллектуальной игры по химии на тему "Самый умный" …………… 18
Подведение итогов ……………………………………………………………….. 19
Ответы на интеллектуальную игру "Самый умный" ……………………….….. 20
Список используемой литературы ………………………………………………. 23
Интернет-ресурсы ………………………………………………………………… 25
-26-