Классный час
Подвиг Ленинграда
(«Стояли со взрослыми рядом мальчишки у стен Ленинграда…»)
Леванова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ лицей № 384 Кировского района
Санкт-Петербурга
Цель:
воспитывать патриотизм, уважительное отношение к старшему поколению, пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость русского народа в период блокады Ленинграда.
Задачи:
- формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление, развивать навыки выразительного чтения;
- формировать коммуникативные(речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
- познакомить учащихся с творчеством поэтов, писавших о блокадном Ленинграде; продолжить знакомство с периодом 1941-1944 гг. в истории нашей Родины;
- создать ситуацию для самовыражения ребенка;
- содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы личности ребёнка через текст, музыку, танцы;
- создать условия творческого взаимодействия детей при подготовке и проведении классного часа.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, фрагменты из документального фильма С. Лозницы «Блокада Ленинграда»,костюмы, музыкальные инструменты (домры), стенгазета «Наши родные в годы блокады», выставка книг, посвящённых блокаде, медаль «За оборону Ленинграда», кусочек хлеба 125 г.
Музыкальное оформление:«Фронтовые частушки» С. Белова, песня «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова), песня «Ленинградские мальчишки» (музыка И.Шварца, слова В.Коростылёва).
Сценарий классного часа.
Ведущий 1: Вы никогда не задумывались над тем, сколько в истории нашей страны можно насчитать счастливых и одновременно трагических дат? 27 января - День снятия блокады - одна из них. Ад для жителей города начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, в котором оказались 2 млн. 877 тыс. человек. И тогда Ленинград стал полем боя, а все его жители, даже дети - бойцами фронта Великой Отечественной. (Слайд 1)
Ведущий 2: «Опять война, опять блокада.
А может, нам о них забыть?»
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда -
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть.
Она
Как сила нам нужна...»
(Юрий Воронов)
Учитель: Посмотрите на карту! Если земля окрашена коричневым цветом, значит, её захватили фашисты. На коричневой земле нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, нарисованы красные звёзды. (Слайд 2)
В сентябре на жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, который выдавали по карточкам. Не белый или чёрный, неповторимого аромата и вкуса, немереный, несчитанный ломоть, доступный и обыденный. Нет. Блокадный. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый, но и его не хватало. (Слайд 3)
2 сентября было первое снижение норм выдачи хлеба и других продуктов. Потом произошло еще 4 снижения: 12 сентября, 1 октября, 13 и 20 ноября.
Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется» была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства.
А затем наступил самый голодный 35-дневный период блокады. С 20 ноября 1941 года суточный паек хлеба ленинградцев составлял 125граммов, а для рабочих – 250. (Слайд 4)
Ведущий 3: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Учитель: Посмотрите на фотографию. Это он. Живой, драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло - хлеб на руке блокадника. Смотрите, это норма хлеба на один день зимы 41—42-го годов. И ничего, кроме этого куска, вы не получили бы. В музее истории Санкт – Петербурга хранится такой кусочек блокадного хлеба. (Слайд 5)
Ведущий 4: Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести. (Слайд 6)
Ведущий 5: Мало кто знает, что в блокадном Ленинграде оставалось около 400 тысяч детей. Сколько из них было школьников, сколько дошкольников? Ответить на эти вопросы невозможно. Число детских садов и школ, работающих в осажденном городе, постоянно менялось. Ведь в первую очередь ленинградцы отправляли на Большую Землю детей. С ноября 1941 г. резко стало расти число детских домов, куда приводили детей-сирот. Почти все детские сады блокадного Ленинграда стали круглосуточными. В городе не было чужих детей, все дети были родными. И горожане, дошкольные работники и медсёстры, учителя, врачи, сандружинницы, водители на Дороге Жизни и многие другие делали всё возможное и невозможное, чтобы спасти детей в осаждённом Ленинграде. (Слайд7)
Ведущий 6: Весной сорок второго на улицах Ленинграда появилась невероятная компания — высокий, красивый и бледно-прозрачный мужчина, в сопровождении двух тощих и веселых... собачек. Пережить «голодную, лютую, темную зиму» уже было чудом: для людей страшнее и мучительнее бомбежек оказался крошечный суточный паек.
«Мама выпаривала клей из стульев, варила кожаные ремни, мы все сосали опилки. Вспомнить страшно и забыть нельзя», — вспоминала бабушка-блокадница.
Ведущий 7: Иван Иванович Наркевич, потомственный цирковой артист, по инвалидности невостребованный в солдатский строй, сам себе определил место на войне — помогать детям жить. И, наверное, чудом, ниспосланным свыше, было то, что уцелели его четвероногие помощники и друзья.
Как удалось Ивану Ивановичу сохранить животных — одному Богу известно. Правда лишь одна — блокадная пайка Наркевича делилась между всеми поровну.
Ведущий 8: Как ожидали его маленькие ленинградцы! Как расцветали бледные личики при виде настоящих собачек! В эти часы дети забывали о хлебе, они беззаботно играли.
— Я хочу ее погладить, можно? — тянется худенькая ручка к собаке.
— Ой, какая умница, на задних лапках стоит...
— А вы к нам, дядя Ваня, еще придете?
Но проклятая война напоминала о себе недетскими вопросами.
— А кушать собачки часто просят? Наша Муся все время есть хочет. Кричит и кричит, глупая, — жаловался на сестренку восьмилетний Витя.
— Слушайте, слушайте! Они рычат, они лают! — Девочка Валя, забыла, когда живую зверушку видела.
Ведущий 9: Обход всех известных ему уцелевших детских садов и школ Иван Иванович начал с апреля 42-го. За 800 дней ни разу не обманул, не задержался к обещанному часу. Полуживой от голода Наркевич поднимался, тормошил свой зверинец и шел к детям, ведомый заповедью: «Благослови детей и зверей»...
После прорыва блокады о Наркевиче говорили и писали много. Ленинградские газеты обозначили его подвиг как «незаметное гражданское мужество».
Ведущий 10: К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов. Не было воды, электричества, тепла. (Кинохроника) Жизнь ленинградцам спасла дорога, проложенная по льду Ладожского озера. Толщина льда на Ладожском озере едва достигла 13 см, а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно «Военно-автомобильная дорога «101». Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. (Слайд 9)
Ведущий 11: Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно и спасла тысячи жизней.
Легче жителям города стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной от 8 до11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.
Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался.
Ведущий 12: Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, жители понимали: надо спускаться за письмом. Ребята пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Расчищали чердаки, боролись с «зажигалками», тушили пожары, разбирали завалы, очищали город от снега, выращивали овощи и картофель. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. (Слайд 10)
Учитель: В первые месяцы войны десятилетние Лида Положенская и Тамара Немыгина, занимавшиеся в балетном кружке, вместе со своими друзьями стали шефами боевого корабля «Строгий». Он стоял на Неве. Каждое воскресенье в одно и то же время, не обращая внимания на бомбёжку, обстрелы, дети совершали долгий путь на другой берег реки. Сигнальщик на мостике, едва завидев «балерин», приветствовал их флажками, матросы выбегали навстречу. Раздавалась команда: «Овчаренко, накормить шефов!». Потом в кают-компании шёл концерт.
Фронтовые частушки
Прозвучи во всех краях! Грянь частушка боевая, Наша спутница в боях! |
5. Наша храбрость не забита, Не один стервятник сбит. Мы от гостя «мессершмидта» Оставляем мусор-Шмидт!
|
Злые варвары в боях, Но нашли себе могилу На Советских на полях!
|
6. Смажу пушку салом, маслом, Приложу к ней ласку, Чтоб фашисты не журились – Бегали вприпляску!
|
3. Шлют фашисты самолеты Разных фирм, стараются. Только что-то при полетах В землю ударяются!
|
7. Если мы врага колотим, Значит, бьем наверняка! Встретим, вдарим с поворотом, Да еще набьем бока!
|
(Выступление ансамбля домристов. Танец «Яблочко»)
Ведущий 13:Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. (Слайд 11)
Ведущий 14: Весной 1942 года в опустевшие, обезлюдевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, для них изготовляли деревянные подставки. Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на маленькие плакаты над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками: «Не уйду, пока не выполню норму!» (Слайд 12)
Ведущий 15: На равных, с чувством исполненного долга встречались ленинградские мальчики и девочки со своими сверстниками – «сыновьями полков», получившими награды на полях сражений. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами,15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда". (Слайд 13)
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
(Ю.Воронов)
Песня «Ленинградские мальчишки»
В далеком, тревожном военном году
Под гром канонад у страны на виду
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Осталась на парте раскрытой тетрадь,
Не выпало им дочитать, дописать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать,
Но были они Ленинградцы.
Учитель: Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года. Несмотря на лужи и туман, необычные для этого времени года, многие жители вышли на площади и улицы к репродукторам, чтобы услышать по радио долгожданную радостную весть.
По привычке горожане жались к стенам домов, обходили участки улиц с надписями: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», но вспомнив, что немецкие войска от города отброшены, улыбались. Ведь обстрелов больше не было. (Слайд 14)
Ведущий 16: За залпом залп, гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Не утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом. (Кинохроника)
Ведущий 17: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. День за днём, год за годом идут люди на Пискарёвское кладбище. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у могил. Здесь всегда тихо. Здесь говорит история. Здесь говорит подвиг. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища:
Ведущий 18: Здесь лежат ленинградцы:
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своею они защищали тебя, Ленинград…
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням –
Никто не забыт и ничто не забыто. (Слайды 15, 16)
Учитель: Время - лекарь.
И эту роль
Повторяет оно со всеми.
Но бывает
Людская боль,
Над которой
Не властно время.
Вот опять
Через несколько лет!
Эта женщина
В День Победы
Не венок, не цветок, а хлеб
Принесла на могилу деду...
Учитель: Прошу всех встать и почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов минутой молчания.
Учитель: На классный час мы пригласилижительницу блокадного Ленинграда Васильеву Л.А. Совсем маленькой девочкой ей пришлось пережить блокаду, и в этот день мы хотим поздравить её с замечательной датой – 70-летием снятия блокады Ленинграда - и пожелать всего самого хорошего.
Учитель: Перед вами прозвучали стихи поэтов, переживших блокаду, вы увидели кадры кинохроники, прослушали рассказ учащихся. Как много горя несёт война людям! И сейчас во многих уголках планеты неспокойно, тут и там возникают военные конфликты. Что бы вам хотелось пожелать всем людям мира? (Слайд 17)
Использованная литература:
1. Лободин М. «За оборону Ленинграда» М., Малыш,1976
2. Ходза Н.«Дорога жизни» СПб., Детгиз, 2012
3. Материалы Интернета
http://blogwrite.ru/zhil-byl-kot-o-detyakh-blokadnogo-leningrada-maria.html
http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_v_blokadnom_leningrade/0-22
http://otvoyna.ru/deti.htmhttp://samlib.ru
http://gorod.tomsk.ru/index-1304688450.php
http://www.respek.info/index.php?p=733
http://lesorubb.livejournal.com/271497.html