Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Федеральное государственное казенное  общеобразовательное  учреждение «Кронштадтский морской кадетский корпус Министерства обороны Российской Федерации»

 

Классный час

Правда о сквернословии

Лобанова Марина Рудольфовна,
воспитатель

Введение.

В настоящее время вопрос о проблеме сквернословия весьма актуален. Один из компонентов общей культуры человека – это речевая культура, интеллект и мысли, а выражать свои мысли мы можем только с помощью слов. Сквернословие стало нормой для современного человека. Данные  явления особенно остро проявляются в среде кадет. В глазах воспитанников корпуса, сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости, речевой моды. Сегодня более половины жителей нашей страны используют ненормативную лексику в своей речи. Это говорит о том, что сквернословие - это одна из главных социальных проблем нашего общества.  В этой связи особую значимость приобретает работа воспитателя КМКК по формированию культуры речи кадет. Классный час «Правда о сквернословии» -одно из воспитательных мероприятий в этом направлении.

Цель мероприятия :формирование языковой культуры личности кадет.

Задачи мероприятия: познакомить с историей сквернословия; предупредить о вреде здоровью; обсудить способы избавления от сквернословия.

Технология  проведения классного часа:

Вступительное  слово воспитателя (5 минут). Мобилизовать внимание кадет, обеспечить серьёзное отношение  к проблеме сквернословия.

Содержательная часть(30минут). Рассказ воспитателя о корнях сквернословия, о его разрушающем воздействии на здоровье человека, об анализе  анкетирования «Сквернословие в моей жизни». Работа кадет в группах  по обсуждению способов избавления от сквернословия с последующим выступлением командиров групп.

Заключительная часть (10 минут). Рефлексия.

Мероприятие проходит в классном помещении. Необходимое оборудование: мультимедиа, компьютер, мультимедийная презентация.

После проведения классного часа должна значительно снизиться  острота проблемы сквернословия в среде кадет взвода, что приведёт   к повышению  уровня культурно-нравственного развития.

Технологическое описание.

В ходе подготовительной работы  кадеты заполняют анкеты «Сквернословие в моей жизни». Воспитатель анализирует анкеты, собирает материал для создания мультимедийной презентации, в которой   содержится  необходимая информация для  проведения классного часа.

Вступительное слово воспитателя (5 минут).

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о вреде сквернословия. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего поколения. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, беседой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Вдумайтесь в факты! За 20 лет число детей с отставанием  в умственном  и физическом развитии выросло в 10 раз. По общему уровню продолжительности жизни мужчин Россия занимает 133 место, а женщин-100 место.54% молодёжи, родившейся в 80-х годы, не способны окончить среднюю школу. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет словесная распущенность. Сегодня матом разговаривают школьники, молодые люди, женщины и мужчины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Кадеты настроены на серьёзный разговор

Рассказ воспитателя  (15 минут).

Слайд №2. Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна". 
Слайд №3, №4. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. 
Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. 
Слайд №5-№8. Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь". Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. 
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция.

Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. 
Слайд №9-№13. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют. К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ - столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось! Вместе с коллегами ученые в лаборатории в целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии.

Слайд №14. Государство пытается помочь населению своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Слушают, задают уточняющие вопросы

Работа в группах (10 минут).

Как избавиться от сквернословия? Кадеты высказывают свои предположения.

Слайд №15. Все вы правы. А сейчас в течение 5 минут вы обсудите в группах, выданные способы избавления и придумаете, как это осуществить на практике. Можете продемонстрировать с помощью разыгранной ситуации.

1.Не говорить плохих слов самому.

2.Умейте противостоять среде.

3.Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво.

4.Научиться позитивным методам расслабления.

5.Принять уважительное отношение к себе и людям как слагаемое успеха в жизни.

Работают в группах. Затем выступают командиры групп.

Заключительное слово воспитателя (5 минут).

В этой связи хотелось бы привести в пример еще одну историю. Однажды один император увидел солдата: весь грязный, в рваной шинели. Сжалился над ним, взял в карету, привез во дворец, его помыли, одели в чистые одежды. Он оказался хорошим молодым человеком, очень талантливым. Его сделали военным начальником. Но со временем он стал частенько раздражаться и возвышать голос. И как только такое случалось с ним, то он сразу убегал в свою комнату. Побудет там несколько минут, и опять выходит с радостным лицом. Так он делал несколько раз, об этом донесли императору. Тот спрашивает его: «А что у тебя там такое в комнате, что ты всегда бываешь умиротворенным». Вошли и увидели его старую шинель. Он говорит им: «Когда я возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в свою комнату и вспоминаю, глядя на шинель, кем я был раньше и кем я стал теперь». Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я - исключение, моя речь - это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

От всей души желаем вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Рефлексия (10 минут).

В какой момент  было ощущение дискомфорта?  Что поразило в  услышанной на классном часе информации? Что понравилось больше всего на классном часе. Задумался ли о новых знакомствах и общении?

Отвечают на вопросы. Слайд №16.

Выводы-рекомендации.

Данное воспитательное мероприятие в целом достигло поставленной цели. Работа в группах активизирует творческую деятельность кадет, вырабатывает коммуникативные навыки, создаёт ситуацию успеха для каждого воспитанника группы, сплачивает коллектив. Если ребята ни разу не работали по группам, то этот этап классного часа можно заменить  работой с целым классом.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»