Во что играли наши мамы и папы,бабушки и дедушки....
Трефилова Лариса Викторовна
учитель ГБОУ школы №430
Санкт-Петербурга
Цель: создать условия для анализа собственной игровой деятельности, показать какие личные качества формируются в игровой деятельности.
Ход занятия:
1.Работа с репродукциями картин
Предложите учащимся рассмотреть репродукции картин с изображением детей светского общества XVIII-XIX века. Чем отличаются изображенные на них дети от современных?
Попросите еще раз рассмотреть изображения. Обсудите, какими качествами наделили свои модели художники. Есть ли среди них качества, которые присущи практически всем изображенным детям? Выслушайте ответы учащихся, при необходимости добавьте такие важнейшие характеристики дворянских детей, как: знали себе цену, умели постоять за себя, важные, гордые, не позволяли унижать другого, подтянутые.
Подведите итог: дети прошлого умели вести себя достойно, т.е. обладали внутренним достоинством.
Поразмышляйте, как добивались родители того, чтобы их дети обладали такими качествами? Конечно, они были сами примером, нанимали учителей, гувернанток, вели беседы. Однако зачастую воспитание шло незаметно для детей с использованием того, что дети любят больше всего. Что любят дети? Кто догадался? Конечно, это игра.
Объявите тему занятия «Игры наших мам, пап, бабушек, дедушек…»
2. Анализ результатов анкетирования. Исследование
Предложите ученикам вспомнить, в какие игры они любят играть. Обсудите, какие качества развивают эти игры. При необходимости дополните список: сноровку, ловкость, развивают логическое мышление.
На основе предварительного исследования организуйте работу по сравнению игр современных детей с теми, в которые играли их родители. Выведите на слайд список любимых игр, указанных их папами и мамами:
Предложите одному из учеников проанализировать этот список, в какие игры любили играть родители? Похожи ли они на современные? Сделайте вывод: наши родители 20-25 лет назад больше всего любили играть в подвижные игры, в которых развивались выносливость, целеустремлённость, выдержка. Ещё любили играть в семью, в этой игре учились доброте, взаимопомощи. Все эти качества пригодились им в нашей жизни.
Попросите учащихся подчеркнуть карандашом, какие игры совпадают у них и их родителей.
Обсудите, какие игры ушли в прошлое? Какие игры появились сейчас?
Предложите ученикам познакомиться с еще одним списком игр, который был составлен по результатам анкетирования дедушек и бабушек. Прокомментируйте его или попросите сделать это одного из учащихся. Подведите итог: если рассматривать игры бабушек и дедушек, то они также играли и догонялки, и в прятки, но они назвали игры (казаки-разбойники, лапту, жмурки), в которые мы уже не играем ,эти игры ушли в прошлое.
Сделайте вывод о том, что игры существовали всегда и по сути своей игры изменялись не очень сильно. Эти изменения, как правило, связаны с:
- развитием техники, так появились компьютерные игры;
- историческими событиями (покоряли космос – многие играли в космонавтов);
- изменением запросов общества (сейчас больше одиночных игр, раньше было больше игр коллективных).
3. Работа в группах
Предположите, а в какие игры могли играть наши пра-пра…., т.е. дети XVIII- XIX века? Раздайте каждой из групп правила одной из старинных игр, попросите ознакомиться с ними, попробовать сыграть в эту игру и ответить на вопросы:
- Какие качества формируются в этой игре?
- Существуют ли похожие игры сейчас?
Группа 1. Игра «Заводила»
Правила:Играющие образуют круг, став лицом к центру. Водящий отходит в сторону, выбирается заводила. Его задача – показывать различные движения, которые остальные игроки должны тут же, не отставая от него повторять: хлопать, приседать…
После того, как заводила выбран, водящего зовут в круг. Он должен отгадывать, кто же каждый раз затевает движения.
Группа 2. Игра «Буриме»
Правила:Играющие получают два слова, которые рифмуются между собой. Задача – используя эту рифму придумать шуточное стихотворение. Например, на рифму «тишина-весна», можно придумать текст:
Вмиг пропала тишина,
Пор земле идёт весна.
Придумайте стихотворение с рифмой «краски-сказки».
После обсуждения, предложите группам продемонстрировать свою игру и ответить на вопросы. Подведите итог: каждая игра развивает человека.
4. Игра «Мышка»
Предложите ученикам сыграть в еще одну старинную игру, в которую 100-200 лет назад играли как крестьянские, так и дворянские дети.
Правила таковы: все дети (мышки) садятся на стулья (норки) по кругу. Одна мышка (водящий) хочет найти норку и ходит по кругу. Все поют:
Мышка, мышка,
Серая кубышка,
Продай теремок,
Продай невысок.
За ложку, за плошку,
За палку, за мялку,
Горшечны покрышки,
Еловые шишки.
Как только закончилась песня, все мышки должны поменяться норками. Кто без норки – водящий. Но при смене норок нельзя занимать 2 соседние норки.
Организуйте игру. Проиграйте ее 2-3 раза.
Обсудите, чему может научить эта игра? (быть юркими, внимательными, целеустремлёнными….) Какая опасность подстерегает игроков? (можно столкнуться) Что надо делать, чтобы не столкнуться? (наметить свою цель-норку).
5. Работа с афоризмами
Выведите на доску несколько высказываний:
«Выиграть любой ценой»
«Идёт по головам»
«Достойный проигрыш»
Узнайте, знакомы ли эти высказывания ученикам. Что означает каждое из них?
Сделайте вывод: игра рождает в человеке самые разные чувства – азарт, радость, сомнение, горечь от проигрыша. Но важно в игре не терять чувство собственного достоинства.
6. Итог.
Обсудите, какие качества мы формируем в играх?
7. Домашнее задание
Попросите учеников провести небольшое исследование: расспросить своих домашних и попробовать узнать и записать правила незнакомых им игр. Тема «Игры наших мам, пап, бабушек и дедушек»