Внеклассное мероприятие по культуре речи
Игра «Давайте говорить правильно!»
Аксенова Виктория Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ №270 Красносельского района Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
Обучающий аспект: закрепить понятие языковая норма; проследить за изменениями, происходящими в русском языке в связи с развитием общества; формировать стремление овладеть отточенной и яркой речью;
развивающий аспект: создать условия для овладения обучающимися орфоэпическими, лексическими нормами русского литературного языка; повысить уровень речевой культуры; продолжать развивать навыки публичных выступлений;
воспитательный аспект: привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка; призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.
Формы работы: групповая работа
Оборудование: мультимедийные презентации, раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, проектор.
Ход игры
Наш язык заслужил право
на бережное к себе отношение,
на всенародную заботу
Борис Васильев
1. Организационный момент. Деление класса на команды. Сообщение целей и задач.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит определить, какие факторы снижают речевую культуру, и сформулировать основные правила речевого этикета.
2. Слов учителя.( о состоянии русского языка в наши дни )
16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», целью которой являлась пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства. Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения РФ употребляет бранную лексику, 28% говорит на компьютерном языке, и лишь 5% говорит на чистом литературном языке.
Практически все ученые-лингвисты, литературоведы, культурологи, философы обеспокоены состоянием и судьбой русского языка. Вот и мы задумались над вопросом о том, нужно ли вообще говорить грамотно, имеем ли мы право так бездарно относиться к родной речи. 200 тысяч слов собрал в своем словаре В.И.Даль. В словаре Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях Пушкина было использовано 20 тысяч слов. Современный русский человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.
-А каков ваш словарный запас?
- Почему уровень речевой культуры постоянно снижается?
-Как можно обогатить собственную речь?
Задания, лежащие перед вами, помогут вам ответить на поставленные вопросы. Степень участия каждого в обсуждении будут определять жетоны. За каждый правильный ответ группа сможет получить по жетону.
Задание № 1. Почему председатель Вова не смог сказать не слова?
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять.
Что-то хотел сказать,
Но решил промолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел-встал, сел-встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.
Учитель: Почему председатель Вова не смог сказать не слова?
(Ответы учащихся.)
(На доске появляется запись: оскудение нашей речи.)
Учитель: Наша речь подвержена не только оскудению, но и засорению. В последнее время приходится сталкиваться с жаргонами, бранными словами, выражениями. Сквернословие незаметно становится болезнью. Особенно уродливо звучит оно в устах молодежи.Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта. Скверные слова даже нами не произносимые, но слышимые, незаметно проникают в наше подсознание. А знаете ли вы, что издавна сквернословие считалось не просто речевым сором, а как нарушением норм человеческого общежития. На этот счет есть исторические факты. В 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А в 19 веке матершинников воспринимали не иначе, как безбожников и анархистов. А верующие утверждают, что когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы – хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.
Итак, следующим фактором, снижающим уровень речевой культуры, является сквернословие.
(На доске появляется слово “сквернословие”.)
Учитель.Наша повседневная речь снабжена и жаргонной лексикой. Жаргон – это специфически искусственно созданный язык, не связанный с определенной территорией, находящейся в сходных бытовых или профессиональных условиях. Различают жаргоны социальные, профессиональные и групповые. Последние встречаются в речи подростков и молодежи под общим термином СЛЕНГ.Устная речь современной молодежи просто усыпана этими жаргонами.
Задание № 2.Замените слова молодежного сленга словами, соответствующими языковой норме:
-Димка, ну чё, прочитал? -Прочитал. -Прикольно или стрёмно? -Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт». -Вот лох! -А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол. -Ух ты! -Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега... Задание № 3.Какие слова-паразиты доминируют в этом монологе? Запишите в исправленном виде. Учитель:Засоряют нашу речь и слова – паразиты. Многим из нас знакомы люди, изъясняющиеся, примерно, так. “Объяснительная”. “Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха” (На доске появляется запись: слова – паразиты.). Задание № 4.Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя В. Некрасова о Борисе Житкове. Проанализируйте диалог с точки зрения речевого этикета. Почему Б.С.Житков не сразу помог иностранцу?
Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашел какой-то иностранец и спросил: - Кто здесь у вас говорит по-английски?
Задание № 5.Запишите как можно больше примеров
Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Ответы учеников.(Ученики делают вывод о том, что соблюдение речевого этикета и литературной нормы обязательно в любой ситуации). Учитель:Акцентология..Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; во французском - на последнем слоге; в польском – почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях. Задание №6: Объясните значение слов А'ТЛАС- АТЛА'С И'РИС- ИРИ'С МУКА'- МУ'КА ХЛО'ПОК- ХЛОПО'К О'РГАН- ОРГА'Н ПА'РИТЬ- ПАРИ'ТЬ ТРУ'СИТЬ- ТРУСИ'ТЬ
А'ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.
И'РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
МУКА' Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
ХЛО'ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ОРГА'Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…
ПА'РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание №7: Найдите слова с ошибками, поставьте в них правильное ударение. ЗвОнит, красИвее, тОрты, кухОнный, нАчала, баловАтькопИровать, срЕдствами, добЫча, отУпорить, газопровОд.
Задание №8: Выберите правильный вариант: Плещет- плескает Полощет- полоскает Щипет –щиплет Сыпет-сыплет Выздоровеют –выздровят Манжет-манжета Банкнот-банкнота Канделябр-канделябра
Задание №9: Поставьте слова в форму родительного падежа множественного числа. Блюдца, граммы, мандарины, носки, яблоки, чулки, рельсы, помидоры, мечты, колдунья, будни, вафли Задание №10:Поставьте слова в форму именительного падежа множественного числа. Дно, шило, якорь, порт, редактор, договор, цех, офицер, шофёр.
Задание №11: Заполните пустые ячейки таблицы
Задание № 12:Вставьте слова, наиболее точно выражающие мысль; мотивируйте свой выбор. Человек (изобрёл, нашёл, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им (в мире, во вселенной, на земле), но этого мало. Он (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлечённых и обобщённых понятий. (по С.Маршаку) Воспитание словом. О мастерстве. Мысли о словах. Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов.
Основные правила культуры речи: Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений. Говори только о том, что знаешь. Соблюдай литературные нормы (эрфоэпические, грамматические, стилистические…)
Не говори быстро, не проглатывай слова. Не давай кличек своим товарищам.
Учитель:Очень хочется верить, что наш разговор не прошёл бесследно, что каждый из вас вынес из разговора что-то важное и полезное для себя, не остался равнодушным к языку. Ведь родная русская речь — это наиболее ценная и в то же время наиболее ранимая часть нашей культуры, нашего национального достояния. Спасибо за сотрудничество и активную работу .До свидания! |