Классный час
Поговорим о вежливости
Кабанова Татьяна Александровна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№208
Красносельского района
Санкт – Петербурга
Цели.
1. Вспомнить понятие вежливости и её значения в жизни людей.
2. Способствовать формированию навыка вежливого поведения.
3. Стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в разных ситуациях.
Задачи.
1. Развивать речь, память, умение сравнивать и анализировать, делать выводы.
2. Стремиться прививать интерес к чтению и художественной литературе.
3. Воспитывать культуру общения.
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и мне. Этой улыбкой мы пожелаем друг другу удачи и хорошей работы на занятии.
2.Тема
Начать наше занятие я хочу с ребуса. Отгадайте его и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить. 1 СЛАЙД
Что же зашифровано? (Вежливость)
Что такое вежливость и кого можно назвать вежливым человеком, об этом мы будем говорить сегодня.
3. Работа по теме
А как вы, ребята, понимаете, что такое вежливость и что значит быть вежливым? (Вежливый - уважающий окружающих, соблюдающий правила приличия, учтивый)
Прочитаем, как объясняется в толковом словаре значение этого слова. (Статью в толковом словаре читает ученик)
2 СЛАЙД Слова «вежливый», «вежливость» образовались от древнерусского слова «вежа» с помощью суффикса – ЛИВ- .
«Вежа» - знаток («ведать» - знать). Буквальное значение слова «вежливый» - знающий, как себя вести. Вежливость – соблюдение правил поведения.
А сейчас посмотрим сценку «Бабушкин сундук». Разыграют сценку Никита и Настя.
Мальчик(выходит и выносит сундучок) Ну что за упрямый сундук! Не открывается и только! Я уже все слова использовал, которые знал. Попробую ещё. (Обращается к сундучку)
Сундук, откройся! Нет, не открывается. Откройся по моему приказу! Нет, не открывается. Сундук, брось свои шутки! Нет, не открывается! Что же мне делать?
Девочка. Что ты кричишь?
М.Я не кричу, я слово подбираю!
Д.Какое слово?
М.Какое, какое! Нужное!
Д.А зачем оно тебе?
М.Зачем, зачем! Чтобы сундук открылся! Потому что сундук заколдованный. Мне его бабушка прислала. Я тебе разве не говорил?
Д.Ничего ты мне не говорил!
М.У меня бабушка – Фея Вежливости. И вот она прислала сундучок и письмо, а в письме написано… послушай:
Посылаю тебе, внук,
Замечательный сундук.
В нём подарок для ребят,
И конфеты в нём лежат.
Но висит на нём замок.
Чтоб его открыть ты смог,
Нужно знать простое слово,
Только скажешь – и готово!
Если внучек дорогой
В памяти пороется,
Это слово вспомнит он,
И сундук откроется!
Д.Вот в чём дело! Ты не можешь одного – единственного слова припомнить?
М. Да я ему уже, наверное, тысячу слов говорил!
Д.Не открывается? А ты попробуй ещё!
М. Попробую! Сундук, откройся быстро! Сундук, откройся немедленно! Откройся (Ударяет его.) Ой-ой-ой! Как больно!
Д.А я, кажется, знаю, какое слово тебе надо сказать, чтобы сундук открылся!
М.Что же ты молчишь? Говори!
Д.Я тебе его на ухо скажу.(Говорит.)
М.Не может быть, неужели я этого слова не сказал? Я же миллион слов сказал!
Д.А этого простого слова не говорил. Попробуй!
М.Попробую! Слово - то какое для меня непривычное. Я его никогда никому не говорю. Ну что же, попробую. Сундучок, откройся, пожалуйста! Ой, открылся! А в сундучке подарок для всех ребят.
Какое вежливое слово помогло открыть сундучок? (Как слово помогло справиться с заданием?)
Физминутка Игра «Пожалуйста» (Может провести ребёнок)
Ребята, вы уже видели, что без вежливых слов даже замок у сундука не открывается. Вежливые слова можно сравнить с волшебным ключиком, как встихотворении Михаила Танича: ( читает ученик)
«Извини», «Пожалуйста», «Прости» и «Разреши» -
Это не слова, а ключи души.
Кроме нашей спутницы - таблицы умножения
Есть ещё волшебная таблица уважения.
Помните, как азбуку и как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» - волшебные слова.
Давайте посмотрим, что лежит в сундучке. (Показать) Здесь ключи. Непростые они. Это ключи от души другого человека. Но получить мы их сможем, если вспомним вежливые слова. А вспомнить их поможет игра. Игра « Доскажи словечко»
Я начинаю, а вы хором продолжайте, говорите в рифму.
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … спасибо
- Зазеленеет старый пень, когда услышит … добрый день
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … спасибо
- Когда нас старшие бранят за шалости, мы говорим … простите нас пожалуйста
- Вечером расстались, встретились с утра. Значит слово … здравствуй говорить пора.
- Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была.
На меня он как торпеда, налетел из-за угла.
Но представьте, зря от Вити ждал я слова… извините.
- Так набегался сынок, прямо валится он с ног!
Засыпает и бормочет: « Всем, всем, всем … спокойной ночи»
- И во Франции и в Дании на прощанье скажут… до свидания.
Раздать ключи.
Теперь вы владеете ключами от человеческой души. Но открывают они душу другого человека только, если вы будете произносить вежливые слова искренне, желая добра - будете доброжелательными.
А теперь послушайте рассказ А. Рыжей «Обиделась» и скажите, можно ли так, как Лена, приветствовать окружающих.
Обиделась
(рассказ)
Во время классного часа говорили о вежливости.
- Некоторые ребята,- сказала Галя Иванова,- даже не здороваются друг с другом. Например, Лена. Она никогда со мной не здоровается.
Тут Лена повернулась к Гале иехидно сказала:
- Здрасьте!
И все засмеялись.
Каким тоном Лена приветствовала Галю? ( Ехидным, насмешливым. Она как - будто делала одолжение, была не искренней.)
А как нужно произносить вежливые слова? (Приветливо, тихим голосом, доброжелательно , говорить искренне, от души)
Ведь настоящая вежливость основана на искренности. Слова должны идти от души.
Чаще всего вежливые слова произносят с улыбкой. Послушаем песню«Улыбка». Дети подпевают.
А теперь послушайте, пожалуйста, историю про «вежливого» мальчика Петю.
Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.
( У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3
Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)
Обещал отцу Петрусь…
Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только – только задремал.
А Петрусь как заорёт:
- С добрым утром , дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дёрнет за косынку;
- Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!-
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты,- вожатый закричал,-
И невежа и нахал!
Петя очень удивлён:
Разве был невежлив он?
Ребята, просмотрите текст. Какие вежливые слова произносил Петя?
Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему? (Какие невежливые поступки он совершил? Как себя вёл?)
Что бы вы ему посоветовали?
Вывод. Всегда ли человека, который говорит вежливые слова, можно назвать вежливым, воспитанным? (Нет)
Значит, не только вежливые слова делают человека по- настоящему вежливым? А что же? (Его поступки)
Надо знать, соблюдать и выполнять правила поведения.
А знаете ли вы эти правила- правила вежливого человека?
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»
Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните , о том что топать надо не очень сильно , ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.
- Поздороваться при встрече.
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.
- Уступить место пожилому человеку в автобусе.
- Перебивать того, кто говорит.
- Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.
- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.
- Помочь маме помыть посуду.
- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.
- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
- В столовой за обедом громко разговаривать.
- После еды вытереть рот рукавом.
- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.
- Помогать младшим.
- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
Молодцы!
Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.
Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.
У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.
Проверка.
1ряд. – Какую пословицу собрали? ( Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?
2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
Как вы это понимаете?
3 ряд - Учись вежливости у невежи.
Что это значит? (Делать наоборот.)
Игра «Скажи наоборот» (мяч)
Я буду бросать мячик и называть плохие качества, а вы вернёте мне мяч, назвав противоположные качества человека.
Злоба, невнимательность, грубость, лень, жадность, лживость, (хамство)
Молодцы!
А теперь давайте выберем признаки, свойства вежливого человека.
4СЛАЙД Посмотрите на экран. Назовите, какие свойства могут быть у вежливого человека, какие здесь лишние?
Приветливый, грубый, отзывчивый, внимательный к людям, ленивый, неряшливый (По отношению к кому не вежлив?), не допускает ссор, терпеливый (Зачем нужно терпение?), неуважительный, доброжелательный ; не грубит, даже если сердит.
5СЛАЙД Посмотрите. Как лучики солнца хорошие качества помогли засиять, засветиться нашему человечку! Приятно общаться с таким человеком? Он достоин уважения?
В чём польза вежливости?
Не осложняет ли выполнение правил вежливости жизнь человека?
Может без них проще?
Какие нарушения правил вежливости вам особенно неприятны?
Какие правила вежливости вам нравится выполнять? Какие не очень?
Легко ли быть вежливым? Почему? (Спросить у детей и у взрослых)
Вспомните случаи из жизни, когда вежливость вам помогла?
Итак, теперь у Вас есть волшебные ключи, пользуйтесь ими умело, будьте вежливы!
Литература:
Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Санкт – Петербург «Специальная Литература» ,1999