Туристско-краеведческое направление
Груздева Ольга Андреевна
Туризм — это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родной страной, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями народов России. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Туризм в рамках данной программы является в первую очередь средством воспитания и формирования здоровой всесторонне развитой личности, средством познания окружающего мира и своего места в нем, через трудности путешествий.
Уровень освоения программы: общекультурный.
Актуальность программы основывается на современных требованиях модернизации системы образования, ориентирована на эффективное решение актуальных проблем подростка. Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его физического, интеллектуального и духовного развития, способствует изучению природных особенностей нашей Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности, профилактике девиантного поведения. Актуальна данная программа своей возможностью использования межпредметных связей, возможностью использования знаний и опыта, полученных в процессе обучения в школе.
Актуальной для современного подростка является возможность общаться и работать на равных со своим руководителем, чего он, как правило, лишен в школе. В туристском объединении в условиях полной безопасности обучающийся реализует естественное для данного возраста стремление к соревновательному азарту, риску, новизне.
Отличительные особенности программы заключаются в использовании новых педагогических технологий в проведении занятий: здоровьесберегающие, игровые технологии, технологии адаптивной системы обучения, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, информационно-коммуникативные технологии.
Адресат программы:
По программе могут заниматься юноши и девушки в возрасте от 11 до 18 лет, при наличии медицинского допуска к занятиям туризмом.
Цель: формирование культуры активного, здорового образа жизни, понимание учащимися основ туристской деятельности и ее перспектив.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Приобретение знаний и умений, необходимых для организации и участия в туристских путешествиях: работе с туристическим оборудованием, картой и компасом;
- Привитие обучающимся интереса к познанию мира и своей «малой» Родины через занятия туризмом.
- Развитие потребностей к самостоятельному получению новых знаний, здоровому образу жизни и физическому совершенствованию.
- Развитие навыков общения в группе сверстников через формирование разновозрастного детско-юношеского коллектива
- Воспитание у детей чувства взаимопомощи в сложных ситуациях.
- Формирование интереса к изучению культуры и воспитание бережного отношения к природе России через туристские походы.
- Формирование у обучающихся таких качеств, как целеустремлённость, упорство в достижении цели, и создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося с целью воспитания «успешной личности».
Педагогическая целесообразность программы в целостном всеобъемлющем подходе к развитию подростка.
Важным условием успешности в работе является поддержание долговременного интереса к занятиям, стабильность, сохранность группы. Для этого занятия должны приносить радость, давать положительную перспективу, а туристская группа стать важной частью жизни подростка.
Сочетание личностно ориентированного подхода и групповых формы работы позволяют успешно направлять и воспитывать личность подростка.
Планируемые результаты
Личностные:
- приобщатся к здоровому образу жизни, повысят физическую выносливость;
- будет привит интерес к изучению культуры и бережное отношение к природе своего края.
Метапредметные:
- разовьют коммуникативные навыки, партнерские и деловые качества;
- навыки работы в команде, сотрудничество.
Предметные:
- знания и навыки, необходимые в организации туристских путешествий;
- приобретут опыт участие в туристских соревнованиях.
Учащиеся, прошедшие обучение по программе, смогут самостоятельно сориентироваться в выборе предпочтительного вида туризма и направления дальнейшего развития своих туристских навыков.