Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ
посредством музейной деятельности

Маркелова Надежда Михайловна,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;
Горбанева Светлана Вениаминовна,

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

специалисты по социальной работе
Санкт-Петербургское ГБУСО «Дом-интернат
для детей с отклонениями в умственном
развитии  № 5», г. Пушкин
            Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» (2006), к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
В современном обществе на смену медицинской модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людей с инвалидностью социальной защитой, приходит социальная модель инвалидности, в рамках которой считается, что причины инвалидности находятся не в самом заболевании как таковом, а в существующих в обществе физических (архитектурных) и организационных (отношенческих) барьерах, стереотипах и предрассудках. В связи с расширением понятия феномена инвалидности и актуализацией инклюзивного подхода в современном обществе наблюдается  переход от концепции выявления и ликвидации существующих барьеров, препятствующих участию инвалидов в общественной жизни, к доктрине создания включающего общества, предполагающего отсутствие барьеров любого вида в социокультурном пространстве.
Такой подход предполагает обеспечение равных прав в обществе для всех людей, независимо от способностей, физических и ментальных особенностей, культурной принадлежности.
Одним из ключевых принципов Конвенции ООН о правах инвалидов является принцип равенства возможностей, полного и эффективного вовлечения и включения инвалидов в общество.
В статье 30 Конвенции признается право инвалидов на участие в культурной жизни, проведении досуга, занятиях спортом наравне с другими. Государство должно принять все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды имели доступ к произведениям культуры в доступных форматах; к таким местам культурных мероприятий или услуг, как театры, музеи, кинотеатры, библиотеки и туристические услуги, а также имели в наиболее возможной степени доступ к памятникам и объектам, обладающих национальной культурной значимостью.
 В изменившихся общественно-политических условиях проблема социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами приобретает практическую значимость. Обладая комплексом уникальных ресурсов, способностью накапливать и транслировать культурный опыт, музейная среда играет существенную роль в многогранных процессах социокультурной адаптации, реабилитации, самоидентификации и социальной инклюзии инвалидов.
Социокультурная реабилитация – это система организационных приёмов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учётом изменения психосоматического состояния человека с ограниченными возможностями здоровья. Социокультурная реабилитация выделяется в ряду других видов реабилитации, поскольку культура, искусство, творчество являются не имеющими альтернативы средствами воспитания, влияют на формирование нравственных ценностей, способствуют развитию познавательной сферы, эмоций, чувств.
Можно обозначить следующие цели, к которым могут стремиться музеи для решения вопросов социокультурной реабилитации инвалидов:
- содействовать процессу реабилитации и социальной адаптации детей, имеющих инвалидность, музейными средствами, расширять доступ к культурной информации;
- побуждать к активной жизненной позиции родителей и детей с ограниченными возможностями; - создать условия для развития социальной активности инвалидов.
Публичные пространства музеев стали доступными для посетителей с ограничениями здоровья. Музейное пространство, смоделированное по принципам универсального дизайна, доступно посетителям всех возрастных групп, обладающим различными навыками, ресурсами и функциональными способностями.
 Основные характеристики универсального дизайна:
 1. Дизайн предполагает равноправие в использовании для людей с разными физическими и интеллектуальными возможностями.
2. Дизайн предусматривает возможность выбора способов применения, является гибким в использовании и соответствует широкому диапазону индивидуальных возможностей.
 3. Дизайн предполагает простое и интуитивное использование, подкреплённое обеспечением эффективной поддержки и обратной связи в ходе выполнения задачи и после завершения процесса.
 4. Дизайн эффективен при трансляции необходимой пользователю информации, независимо от его сенсорных способностей, дублируя представленную информацию с помощью изобразительных, вербальных, тактильных средств.
5. В случае ошибочных или непреднамеренных действий дизайн минимизирует их неблагоприятные последствия путём устранения или изоляции опасных элементов, а также благодаря сохранению работоспособности системы при отказе отдельных элементов.
6. Использование дизайна предполагает низкое физическое усилие потребителя и сохранение его физических сил при сведении к минимуму повторяемости действий и объёма продолжительных физических усилий. При этом предусматривается возможность пребывания пользователя в нейтральном положении.
7. Дизайн обеспечивает соответствующий размер и место для доступа, досягаемости, манипулирования и использования компонентов в пределах комфортной досягаемости для пользователя, а также для вспомогательных приспособлений или оказания помощи со стороны другого человека.
Таким образом, главным преимуществом универсального дизайна является его многофункциональность – возможность его использования как инвалидами, так и людьми, чьи возможности временно ограничены по каким-либо причинам. Помимо создания комфортной среды в музее, в процессе социокультурной реабилитации необходимо учитывать специфические особенности реабилитантов.
Например, общаясь с посетителями, испытывающими затруднения в речи, нужно проявлять терпение, не перебивать и не поправлять их, не создавать ощущения, что их игнорируют. По ходу экскурсии необходимо поддерживать визуальный контакт. Речь должна быть конкретизирована, не следует использовать сложные предложения. Задаваемые посетителям вопросы должны быть конкретными, требующими простых ответов или кивков головы. Не следует спешить закончить предложение за такого посетителя, может оказаться, что он был неправильно понят.
Обобщая все вышесказанное, приходим к выводу, что музеи могут осуществлять социокультурную реабилитацию инвалидов по следующим направлениям:
- просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
- досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путём содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей;
- коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений;
 - познавательное, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях; осознание окружающего их мира, связи с окружающими людьми - эмоционально-эстетическое, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.
Наш дом-интернат расположен в живописном и прекрасном месте Пушкинского района Санкт-Петербурга. Посещение музеев является благодатной почвой для социокультурной реабилитации детей и подростков дома-интерната. В течение всего учебного года педагогами вместе со специалистами по социальной работе проводятся совместные экскурсии различной тематики:
- Екатерининский дворец и парк: дети знакомятся с прекрасным дворцом эпохи Екатерины II, имеют возможность пройти по бесконечному бальному залу, полюбоваться янтарной комнатой.
- Государственный Музей – заповедник. Воспитанники посетили Павловский дворец – жемчужину Павловска.
- Мемориальный Музей-Лицей. Филиал Всероссийского Музея А.С.Пушкина. Имели прекрасную возможность почувствовать пушкинские времена. Окунуться в лицейскую жизнь приятно и волнительно.
- Камеронова Галерея. Дети с удовольствием отдыхали и прогуливались, рассматривали бюсты древнегреческих и римских богов, полководцев, политических деятелей и учёных.
- Дом-Музей П.П. Чистякова. Детям понравился уютный, домашний музей, сохранивший атмосферу старинной русской дачи.
- Царскосельская коллекция. В музее можно не спеша осмотреть каждый экспонат. Ребятам очень нравится бывать в мастерской живописи для детей и взрослых, они могут побыть в роли художников. Также в музее проводятся фотовыставки. В музее ежегодно проводятся семинары для педагогов, работающих с людьми с ограниченными возможностями, подводятся итоги ежегодного Фестиваля изобразительного творчества «Царскосельский вернисаж». Ребята дома-интерната под руководством педагогов и специалистов по социальной работе принимают активное участие в мероприятиях фестиваля, занимают призовые места, получают благодарности и грамоты.
Активное использование музейной педагогики в коррекционно-воспитательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеями позволяет развивать у детей способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, что очень важно в работе с детьми с ОВЗ.Ведь они являются доступным средством передачи информации,
создаётся образовательное пространство, центром которого является сам –ребенок. Воспитываются привычки культурного поведения и общения с людьми, основы этикета, правила поведения в общественных местах (в музее); обогащается опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия с взрослыми. Развиваются начала социальной активности, что способствует формированию положительной самооценки, чувства собственного достоинства. 
 
Литература:
1. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]: офиц. сайт ООН. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.
2. Луценко, Е. Л. Социокультурная реабилитация инвалидов: на примере Еврейской автономной области: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / Е. Л. Луценко. – Хабаровск, 2007. – 173 с.
3. Донина, И. Н. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: дис. канд. культурологии: 24.00.03 / И. Н.  – Санкт-Петербург, 2014. – 223 с. 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»