Классный час
Доброта спасёт мир
Смирнова Наталья Валерьевна
1.Пояснительная записка.1.1. Тематическое направление.
Духовно-нравственное воспитание.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Тема классного часа для учащихся 2 класса «Доброта спасёт мир» отражается в воспитательном плане классного руководителя и выбрана не случайна, т. к. задача классного руководителя научить решать спорные вопросы, не прибегая к силе, научить проявлять сострадание к людям, попавшим в беду, учить прощать обиды. Современный культурный человек должен отличаться не только уровнем образования, но и наличием у него чувства уважения к окружающим, умением сопереживать, быть добрым, отзывчивым.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия.
Мероприятие ориентировано для детей младшего школьного возраста (2 класс, 8–9 лет).
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя.
Классный час является частью деятельности классного руководителя, он должен помочь детям научиться решать спорные вопросы мирным путём, не прибегать к силе, дети должны учиться проявлять сострадание к людям, попавшим в беду, учиться прощать обиды, защищать слабых; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми. Классный час направлен на формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей. Данный классный час связан с уровнем развития коллектива, с отношением в нём.
1.5. Цели, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель классного часа: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», формирование качеств: доброты, милосердия, сострадания.
Задачи:
-формировать представление о добре и зле
-развивать понимание важности вежливого отношения к окружающим
-воспитывать стремление совершать добрые дела
-учить принимать решения в нравственных ситуациях
-формировать доброжелательные отношения в классе
Планируемые результаты:
Личностные:
Формировать нравственные качества: умение творить добро, ценить добрые отношения; давать оценку жизненным ситуациям и поступкам, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность.
Регулятивные:
Под руководством учителя планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные:
Извлекать, отбирать и анализировать информацию, устанавливать связи между изучаемым материалом и жизненным опытом, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли, воспринимать другие мнения и формулировать собственное.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
На классном часе используются разнообразные формы проведения. Ведущей формой является беседа с использованием вопросов поискового и проблемного характера, для уточнения представлений используется наглядный материал, используются игровые упражнения, чтение отрывков художественных произведений. Разнообразные виды деятельности делают классный час интересным для всех участников образовательного процесса.
1.7. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения результатов используются следующие педагогические технологии:
-игровые технологии
-технология сотрудничества
-информационная технология
Методы: беседа, обсуждение сказок, воспитывающие и игровые ситуации.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.
Для проведения мероприятия необходимы:
мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение, презентация, мягкая игрушка, кружки для выполнения задания детьми (один на каждого ученика), цветные карандаши для детей.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данный классный час рекомендовано проводить в классе, класс можно разделить на группы, обсуждение вопросов проводится в паре, т. к. для младших школьников важен дух соревнований. Кабинет должен быть оформлен плакатами о доброте, перед началом можно включить музыкальное сопровождение.
2.Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
Для проведения классного часа классный руководитель проводит беседу с детьми по теме накануне проведения, готовит оформление для кабинета, в день проведения готовит кружки для каждого ребёнка, можно посетить библиотеку с детьми и выбрать книги о добрых людях.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Ход классного часа.
1. Вступительное слово учителя.
Кл. руководитель: - То, о чем мы сегодня будем вести разговор, очень важно для всех. Без этого люди не могут жить на свете. С этим люди становятся более веселыми, счастливыми, радостными. Что это? Послушаем ответы ребят.
Как, одним словом, можно назвать этого хорошего человека?
-Ребята, какая тема нашего классного часа?
-Какую цель мы с вами поставим?
Да, наша сегодняшняя тема «Доброта»
Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или вредна. Споры не прекращаются, а люди страдают от того, что доброты всегда не хватает. Сегодня мы будем вести разговор о том, каким должен быть человек и как необходимо относиться к людям и ко всему, что нас окружает.
В начале давайте сыграем в игру, называется «Приятное для друга»
Игра «Приятное для друга».
Ребята. Давайте мы с вами сыграем в простую игру. У меня в руках игрушка. Мы будем передавать её друг другу, и называть имя своего соседа, каждый раз будем говорить имя и что-то приятное для друга. Следующий должен сделать то же самое.
Кл. руководитель: ребята, приятно когда к вам обращаются по имени? В жизни надо говорить людям приятные слова как можно чаще.
2.Знакомство с понятием «доброта»
Слово «доброта» важное для человека, люди должны общаться друг с другом, общение должно приносить радость.
Что такое добро? Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.
(слайд3)
А вот какое объяснение этого слова можно прочитать в толковом словаре:
(слайд4)
Добро (из словаря С.И.Ожегова) нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок.
Послушайте отрывок из стихотворения Михаила Пляцковского «Не стой в стороне равнодушно» и ответьте на вопрос. Почему нужно делать добрые дела?
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда…
Попробуйте ответить на вопрос почему нужно делать добрые дела.
3. Анализ жизненных ситуаций
(слайд 5,6)
Как вы думаете легко ли быть добрым?
(дети работают в парах, обсуждают ситуации)
Вспомните ситуацию, когда вашего друга или вас кто-то обидел? Какие чувства вас охватили в этот момент? Справедливо ли поступили?
А теперь вспомните были ли в вашей жизни ситуации, когда вы кого-то обидели? Представьте, что вас обидели, как вы себя будете чувствовать? Будет вам комфортно в такой ситуации?
Есть такое правило «Поступай с другими людьми так, как ты хотел бы чтобы поступали по отношению к тебе».
А почему же мы должны спешить делать добро?
(дети обсуждают в парах и отвечают на вопросы).)
Ребята, добрые дела просто нельзя откладывать на потом. Добро надо делать сегодня и сейчас.
Недаром говорят: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»
4. Физкультминутка
Доброе утро! – птицы запели. (дети машут руками)
Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются)
Прячется все темнота по углам, (закрывают глаза)
Солнышко! Доброе утро и нам! (маршируют на месте)
5. Викторина по сказкам.
Мы свами живём в обществе людей. Все люди разные. В жизни каждый человек сталкивается с добром и злом.
Давайте мы с вами сейчас возьмём на парте кружок и разукрасим его. С одной стороны, будет добро, выберите цвет, который у вас будет обозначать добро. С другой стороны, будет зло, выберите цвет для кружка, который будет обозначать зло.
Каким цветом вы изобразили зло?
-А добро?
И в сказках мы встречаем представителей зла и добра.
- По каким законам живут злые герои сказок, поднимите свой кружок.
- По каким законам живут добрые герои сказок, поднимите свой кружок.
- А по какому закону будете жить вы?
- Я очень рада, что вы выбрали закон добра.
Быть добрым человеком непросто, этому надо учиться.
Помогают нам в этом старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках добро всегда побеждает зло.
Мы с вами сейчас вспомним сказочных героев, которые творили добрые дела и приносили окружающим радость, несли добро.
Назовите название произведения:
В какой сказке мачеха и её дочь творят зло?
Злая мачеха приказывает увезти Настеньку в лес.
Добрый Морозко помогает падчерице. Настенька трудится в доме у Морозко. Её труд и доброе отношение вознаграждены. Зло наказано.
(верно, это сказка «Морозко»)
(слайд7)
Героиня трудится и днём, и ночью.
Добрая фея помогает попасть на бал девушке, она выходит замуж за принца.
(верно, это сказка «Золушка»)
(слайд8)
Это сказка о крошечной девочке. Она оказалась в лапах страшных жаб, у завистливых жуков, в доме мыши. Девочка чуть не стала женой крота. Добрая девочка помогла ласточке и за доброту получает ответную благодарность. Ласточка спасает её.
(верно, это сказка «Дюймовочка»)
(слайд9)
Девочка Женя свои желания потратила на игрушки, которые ей были не нужны, на северный полюс. И только последнее желание она выполнила для маленького мальчика, она сделала здоровым Витю, и он стал ей другом.
(верно, это сказка «Цветик-семицветик»)
(слайд10)
6.Подведение итогов.
В жизни вас ждем много разных дел, но главное вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми.
Спешите делать добро! Давайте украшать свою жизнь добрыми делами!
Литература:
«Русские сказки» Издательство: Алтей,2008год
«Самые любимые сказки» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также для чтения взрослыми детям. Издательство: «Современная школа».
Катаев В, П. Серия: Классика для маленьких. Издательство: Малыш.