Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Художественно-творческий проект

Песенная летопись Великой Отечественной

Жарая Анна Александровна
Цель проекта: формирование ценностного отношения к истории России посредством песен военных лет.
Проект носит больше образовательный характер, чем развлекательный.
Мероприятие предназначено для разновозрастной группы зрителей. Начиная с 3 класса – любым школьникам было бы интересно слушать и запоминать то, что происходит на сцене.
Основной акцент события был на том, чтобы дети знакомились с конкретными интересными историческими фактами, которые касаются песен военных лет. Выбрана была та информация, которая является наиболее уникальной и запоминающейся, потому что сухой пресный текст школьниками воспринимался бы сложно.
Сценарий мероприятия был построен следующим образом – сначала ведущие знакомят зрителей с историей конкретной песни, а лишь потом мы слышим исполнение этого произведения, которое нам представили вокальный ансамбль 2х классов (под живой аккомпанемент фортепиано), трио 7-8 классов, трио 3 классов, вокальные солисты и инструменталисты, играющие на аккордеоне.
Во время концерта мы знакомились с историей и слушали исполнение следующих песен:
 «Двадцать второго июня...» муз. Е. Петерсбурского, сл. Неизвестного автора;
 «Вечер на рейде» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина;
 «Огонёк» муз. народная, сл. М. Исаковского;
 «Одессит Мишка» муз. М. Воловаца, сл. В. Дыховичного;
 «В лесу прифронтовом» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского;
 «Казаки в Брелине» муз. Дм. и Дан. Покрассов, сл. Ц. Солодаря;
 «Дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина;
 «Песня смелых» муз. В. Белого, сл. А. Суркова.
Стоит отметить, что по сценарию они стояли в хронологическом порядке – по дате написания (за исключением последней – «Песни смелых»)
Концерт сопровождала мультимедийная презентация, благодаря которой учащиеся могли наглядно запоминать информацию.

Сценарий:

Маша:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в преддверии всенародного праздника «День победы» мы вспоминаем о страшных годах Великой Отечественной войны, о героическом подвиге нашего народа, ценой невероятных усилий и потерь отстоявшего свою независимость.
Слайд 1.
Анна Александрона:
Все мы изучали историю нашей страны, в частности историю Великой Отечественной войны, по учебникам на уроках. Однако сегодня мы обратимся к письмам, стихам и песням, которые стали своеобразными «историческими документами», запечатлевшими те грозные годы.
Маша:
В них находят отклик события, происходившие в жизни как отдельного человека, так и всей нашей страны. Не случайно о песнях военных лет композитор Анатолий Новиков как-то сказал: «Когда-нибудь эти песни помогут нашим внукам и правнукам изучать историю».
Слайд 2 (песни без года создания).
Анна Александровна:
Какие из перечисленных на слайде песен Вам знакомы? Как думаете, в какое время они были написаны? Давайте проверим (Слайд 3 песни с годом создания). Какие знания о войне мы можем получить, изучая песни военных лет? (Какие? Надо их перечислить после просмотра слайда и возможных ответов учащихся). Хронология войны (Священная война-Казаки в Берлине); география (Землянка, Давай закурим, Прощайте скалистые горы), форма борьбы (партизанское сопротивление, регулярная армия).
 
Вероника:
О войне можно рассказывать по-разному.
Женя:
Полководцы подробно опишут различные сражения с точки зрения военной стратегии, непосредственные участники боёв расскажут вам об отдельных эпизодах битвы с противником, но сокровенные мысли и чувства воина лучше всего может выразить только хорошая песня.
Вероника:
Поэтому мы решили рассказать о войне с помощью песен, созданных в период ВОв.
Женя:
Некоторые из них поются до сих пор, но значительная часть песен военных лет, увы, сегодня забыта.
Женя:
          Всем известная песня «Синий платочек», написанная накануне Великой Отечественной, приобрела широчайшую популярность.
Вероника:
Началась война. Новых, соответствующих времени песен ещё почти не было, а люди уже распевали песенку «Двадцать второго июня...». Сочинил её на популярный мотив довоенного «Синего платочка» никому не известный автор-киевлянин.
 
 
Женя: Быть может, текст этот и был небезупречен с чисто литературной точки зрения, но он удивительно верно передавал обстановку, настроение и общий дух тех незабываемых дней.
 
Вероника:
Звучит песня «ДВАДЦАТЬ ВТОРОГО ИЮНЯ» в исполнении вокального ансамбля 2х классов.
 
Анна Александровна:
Композитор Василий Соловьёв-Седой рассказывал:
 
«В августе 1941 года, мне довелось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и какая-то песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать песню об этом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись домой из порта, я сел сочинять эту песню».
Женя:
Композитор показал новую песню своим коллегам композиторам, которые в это время развивали в своём творчестве военную тематику. Те дружно раскритиковали творение Соловьёва-Седого и Чуркина, так как она, дескать, не способствует поднятию духа воинов в столь суровое время.
Анна Александровна:
Но однажды во время очередного концерта, когда все песни были уже перепеты, кто-то из солдат попросил исполнить что-нибудь «для души». И тогда Василий Павлович вспомнил о забракованной его коллегами песне.
 
Женя: «В низкой, тускло освещенной землянке, тесно окружённый бойцами, я впервые запел песню, сложенную мною ещё в Ленинграде, песню прощания с любимым городом. Услышав, что мне подпевают, сначала тихо, а затем всё громче и громче, я с радостью понял, что песня дошла до солдатского сердца».
Анна Александровна:
Кто был в Севастополе, в музее обороны города, тот не мог не обратить внимания на священный экспонат - листовки, пробитые пулями и залитые солдатской кровью. На этих листовках был напечатан текст песни «Вечер на рейде». Простая лирическая песня помогала солдатам бить врага.
 
Женя:
Звучит песня «ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ» в исполнении Стеклова Матвея на аккордеоне.
 
 
Вероника:
Стихотворение, которое лежит в основе следующей песни, создано примерно в 1942 году поэтом Михаилом Исаковским.
Маша:
В основе песни, как считают специалисты, лежит популярная польская мелодия неизвестного композитора, танго еще довоенных лет. Впрочем, весьма переработанная. В профессиональном исполнении песня прозвучала на всю страну только спустя 2 года после окончания войны.
 
Вероника:
Звучит песня «ОГОНЕК» в исполнении трио 7-8 классов: Гармаш Виктории, Заболотней Полины и Холомкиной Виктории.
 
Анна Александровна:
В конце 1941 года, когда наши войска оставили Одессу, 30-летний поэт, Владимир Дыховичный откликнулся на это событие стихотворением «Мишка» и показал его композитору Модесту Табачникову.
Женя:
Тот был тоже одессит, и строки стихотворения не могли не затронуть струн его души. Он написал мелодию, и песня сразу же вошла в репертуар многих фронтовых артистических бригад.
Анна Александровна:
Песня получила необычайно широкое распространение, с фронта постоянно приходили требования прислать им пластинки с записью «Мишки». Л. Утёсова – исполнителя песни, завалили письмами, причём от одних только самых настоящих «одесситов Мишек» пришло 243 письма. В каждом из них утверждалось, что в песне речь идёт именно о нём.
Женя:
«Леонид Осипович! Когда я услышал слова Вашей песни «Ты одессит, Мишка, а это значит, что не страшны тебе ни горе, ни беда», у меня потекли слёзы. Мы, одесситы, люди смелые, отчаянные, смерти не боимся. Когда мы дрались один против пяти, один против десяти, двадцати -слёз не было. Но когда я услышал эту песню, я заплакал, и все вокруг сидящие обратили на меня внимание... Вы меня извините, что письмо написано нескладно, но я прошу Вас прислать слова этой песни, и с этой песней я буду ещё больше бить гадов, чем бил до сих пор. Буду мстить за нашу красавицу Одессу, за мать, за любимую, за себя, за всех нас».
Анна Александровна:
А вот другое письмо:
 
«Музыка ещё не так заиграет, и Вы ещё сами, товарищ Леонид Утёсов, споёте что-нибудь насчёт разгрома Гитлера. О чём они думают, товарищ Утёсов? Они думают, что Одесса останется им навсегда? Этого не будет. Они заплатят за всё. И я хочу себе доставить удовольствие побывать в Берлине. Младший сержант Михаил Цыпенюк».
 
 
Женя:
Песня был напечатана на листовках и советские лётчики сбрасывали их во время боёв за освобождение Одессы.
 
Анна Александровна:
Слушаем песню «ОДЕССИТ МИШКА» в исполнении Екатерины Мартыненко
 
Вероника:
Композитор Матвей Блантер рассказывал:
«Стихи «В лесу прифронтовом» написал Михаил Исаковский. Большой поэт, с которым мы много лет работали вместе. Исаковский был очень больной человек - катастрофически терял зрение. Пришлось эвакуироваться. Представьте себе: сидит он там в Чистополе, с детьми, женщинами. И мучается от сознания своей беспомощности. И, как ему кажется, бесполезности. А друзья воюют: Твардовский, Симонов, Сурков ...Я хотел, как и все наши композиторы, уйти в ополчение, но был командирован на Всесоюзное радио.
Маша:
И вот в 1942 году получаю от Исаковского письмо: «Матвей, я написал стихи. Может, этим обеспечу хоть какое-то участие в войне...». С первых же фраз было ясно - стихи стоящие.
 
Вероника:
Так появился вальс «В ЛЕСУ ПРИФРОНТОВОМ», который нам сейчас исполнит на аккордеоне Тихон  Авдеев.
 
          Вероника
Эта песня родилась в знаменательный день - 9 мая 1945 года. Поэт и военный корреспондент Цезарь Солодарь в ночь с 8 на 9 мая присутствовал на историческом событии — подписании гитлеровским фельдмаршалом Кейтелем акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Утром он уехал по разрушенным улицам Берлина на аэродром и по дороге стал свидетелем эпизода, который и лёг в основу песни.
Анна Александровна:
На оживлённом перекрёстке стояла девушка в солдатской шинели, с флажком в руке и властно регулировала движение. Тогда на берлинских перекрёстках было много молодых советских девушек-регулировщиц. Экраны кинотеатров всего мира обошли кадры документальной хроники, на которых была запечатлена одна из таких регулировщиц - Лидия Овчаренко из украинского города Сталино (Донецка).
Вероника
К перекрёстку приближалась конная колонна, возглавляемая казаком в кубанке. Регулировщица движением флажка остановила поток машин и, улыбнувшись казаку, крикнула: «Давай, конница, не задерживай!».
 
           Анна Александровна
           Утром Солодарь улетал в Москву. В самолёте, под впечатлением этого мимолётного, но символического эпизода, он написал в своём блокноте: «По берлинской мостовой кони шли на водопой...» и далее, почти что не задумываясь, в поэтической форме описал увиденное.
Вероника
Так родилась последняя советская песня Великой Отечественной войны «КАЗАКИ В БЕРЛИНЕ»
 
Анна Александровна
Её нам исполнит трио 3 классов: Кравцова Ульяна, Божко Анастасия, Колтакова Анна.
 
Маша
Автор следующей песни писал:
 
«Нас с Ошаниным часто приглашали после войны в школы. Мы рассказывали о песнях, пели их, ребята подпевали. И вот я заметил, что поют они, а глазёнки блестят от слёз. В чём же дело? Сочинили мы солдатскую песню, почему же плачут ребята?
Женя:
Потом я понял, что эти детишки ведь тоже пережили ужасы войны - бомбоубежища, эвакуацию, похоронки, пережили свои дороги. Война — глубокая человеческая трагедия, она ранила очень многих.
Маша:
И когда люди поют песню «Дороги», они поют о своём, а не о том, о чём писали мы... Время невольно побуждает к обобщению, к размышлениям. И чем дальше мы уходим от мая 1945 года, тем крупнее видятся нам минувшие события. Наша с Л. Ошаниным песня «Дороги», созданная в 1945 году, тоже была воспоминанием о войне, только свежим, болезненным, точно недолеченная рана».
 
Женя:
Звучит песня «ДОРОГИ» в исполнении Мартыненко Виктории.
 
         Женя: Мы – их внуки и правнуки. Маша: В наших жилах течёт кровь людей, которым «коль придётся в землю лечь – так это ж только раз», которым «смерть не страшна – с ней не раз мы встречались в бою». Людей, и любивших, и тоскующих.  Вероника: Невозможно победить того, кто желает себе «пусть смерть в огне, в дыму бойца не устрашит, и что положено кому – пусть каждый совершит», «коль наш черёд, да будет сталь крепка! Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука».
Женя Мы – их внуки и правнуки! Маша И этим стоит гордиться!
 
ПЕСНЯ СМЕЛЫХ
 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»