Система дистанционного образования в России
Как помочь гиперактивному ребёнку
на уроках и внеурочной деятельности?
(из опыта работы)
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель биологии и химии
ГБОУ Лицея № 486 Санкт-Петербурга
Проблема. Сегодня во всём мире отмечается увеличение количества детей с различными заболеваниями и обостряется вопрос организации их обучения. Одним из распространённых видов нарушений развития является повышенная активность, достигающая полной расторможенности: ребёнок ни минуты не сидит спокойно, постоянно ёрзает, хватает руками окружающие предметы, делает множество лишних движений. Специалистами картина такого поведения обозначается как "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)". Исследования показывают, что, например в США гиперактивных детей 4-20%, в Великобритании – 1-3%, в Италии – 3-10%, в Китае – 1-13%, в Австралии – 7-10%, в России – 4-18% [4]. В настоящее время в Германии более полумиллиона детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности, причём мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. Чаще всего девочки страдают особой формой синдрома дефицита внимания без гиперактивности.
Наибольшее количество обращений с данной проблемой за помощью к психологу приходится на период обучения в начальной школе. Не перестаёт удивлять тот факт, что многие взрослые, взаимодействующие с детьми данной группы, несмотря на большое количество информации, проводимую психологами просветительскую работу, всё же игнорируют неврологический статус ребёнка, сознательно или неосознанно объясняют его поведение слабой мотивацией, ленью, баловством, плохим воспитанием в семье. С такими фактами психологам приходится сталкиваться в своей повседневной работе. Учителям часто не удаётся интегрировать детей с СДВГ в учебном процессе. Поведение таких детей на уроках и внеурочной деятельности шокирует педагогов и вызывает у них неприязнь.
Актуальность. Проблемы детей, имеющих нарушения в поведении и связанные с ними трудности в обучении в настоящее время особенно актуальны. Постоянно возбуждённые, невнимательные, непоседливые и крикливые, – такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо следить за тем, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали одноклассникам. Гиперактивные ребята на уроках и внеурочной деятельности постоянно заняты своими делами, их трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и выполнить его до конца. Учителя они не слышат, всё теряют и забывают. Гиперактивные дети неудобны педагогам в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующую жизнь ребёнка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не приспособленной к работе с гиперактивными ребятами. Поэтому за последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится актуальной и обсуждаемой среди учителей и школьных психологов. Так, ещё несколько лет назад в среднем звене гиперактивных детей было по одному-два в классе, то сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% обучающихся каждого класса, и этот процент постоянно повышается. При всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивных ребят не нарушены, и они могут успешно осваивать программу общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды своим возможностям, но сама система обучения для детей является психотравмирующей и приводит к возникновению у них дезадаптивных состояний [9].
Цели:
1). Определить понятие "синдром дефицита внимания и гиперактивности";
2). Выявить симптомы, характерные для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
3). Определить направления организации обучения детей с СДВГ и методы педагогического воздействия при организации детей с СДВГ;
4). Дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей.
1). Определить понятие "синдром дефицита внимания и гиперактивности";
2). Выявить симптомы, характерные для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
3). Определить направления организации обучения детей с СДВГ и методы педагогического воздействия при организации детей с СДВГ;
4). Дать рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте и проявляющееся такими симптомами как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. СДВГ может сохраняться и во взрослом состоянии [2].
Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений, отклонения в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство.
Импульсивность – это особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению и под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не взвешивает все "за" и "против": он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Импульсивность является одним из проявлений синдрома дефицита внимания (гиперактивности).
Дефицит внимания при СДВГ заключается в нарушении поддерживаемого внимания (в невозможности выполнения длительных, монотонных заданий, в увеличении количества ошибок при увеличении производительности задания и т.д.) [10].
Большинство исследователей признают выраженные характерологические особенности у детей с СДВГ, основными из которых являются: низкая уверенность в себе, плохая сообразительность, сниженная общительность, быстрая смена настроения, эмоциональная лабильность, раздражительность, импульсивность, низкая познавательная активность, склонность к реакциям гнева и страха, усиление потребительской ориентации и развитие социальной инфантильности. Такие дети более подвержены депрессии, легко расстраиваются из-за неудач, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности как неврологическое расстройство обусловлено мозговой дисфункцией и в самом общем виде проявляется задержкой развития различных функциональных систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при преобладании первых. Установлено, что в основе дефицита внимания лежит низкий уровень возбуждения корковых структур головного мозга, особенно его лобных отделов. Поэтому гиперактивные ребята высоко утомляемы, энергетически бедны. Для компенсации пониженного возбуждения организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры. То есть повышенная двигательная активность ребёнка при СДВГ носит компенсаторный характер и временно восстанавливает нормальное взаимодействие между различными зонами коры головного мозга, сохраняет возможность полноценного интеллектуального развития [12].
По мнению современных психологов можно выделить некоторые признаки, являющиеся диагностическими симптомами детей с СДВГ [11]:
1). Проявляет беспокойные движения в кистях и стопах: сидя на стуле, корчится, извивается;
2). Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют;
3). Плохо адаптируется к новой обстановке;
4). Легко отвлекается на посторонние стимулы;
5). С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на уроках и внеурочных занятиях, во время экскурсий, праздников);
6). На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
7). Проявляет слабую мотивацию к учебной деятельности;
1). Проявляет беспокойные движения в кистях и стопах: сидя на стуле, корчится, извивается;
2). Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют;
3). Плохо адаптируется к новой обстановке;
4). Легко отвлекается на посторонние стимулы;
5). С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на уроках и внеурочных занятиях, во время экскурсий, праздников);
6). На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца;
7). Проявляет слабую мотивацию к учебной деятельности;
8). При выполнении предложенных заданий испытывает сложность;
9). Испытывает затруднения при распределении внимания на несколько аспектов выполняемого задания;
10). С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
11). Часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
12). Не умеет распределять время и улавливать сущность сложной ситуации;
13). Не может играть тихо и спокойно;
14). Социальная незрелость проявляется в предпочтении игровых отношений с детьми младшего возраста;
15). Болтливый;
9). Испытывает затруднения при распределении внимания на несколько аспектов выполняемого задания;
10). С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
11). Часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
12). Не умеет распределять время и улавливать сущность сложной ситуации;
13). Не может играть тихо и спокойно;
14). Социальная незрелость проявляется в предпочтении игровых отношений с детьми младшего возраста;
15). Болтливый;
16). Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в игры других ребят);
17). Испытывает страх в том, что окружающие могут помешать достичь желаемого, в результате чего у него проявляется лихорадочная энергия и чрезмерная настойчивость в отстаивании своих интересов;
18). Проявляет повышенный интерес ко всему возбуждающему и захватывающему;
19). Часто складывается впечатление о том, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь;
20). Игнорирует как поощрения, так и наказания;
21). Часто теряет необходимые дома и в школе вещи;
22). Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
С появлением гиперактивного ребёнка в классе возникает немало проблем, и учителям следует помнить о том, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Ребёнок, склонный к гиперактивности, но без соответствующего диагноза, может учиться в любом классе, но при условии, что учитель не усиливает его тревогу и не осаживает постоянно. К гиперактивному ребёнку легче прикоснуться, усаживая на место, чем несколько раз указывать на обязанность быть дисциплинированным. Лучше его отпустить на три минуты с урока выйти в туалет и обратно, чем призывать его к вниманию и спокойствию. Его плохо контролируемое двигательное возбуждение быстрее проходит тогда, когда оно выражено в беге и в прыжках, то есть в широких мышечных движениях, в активных усилиях. Поэтому гиперактивному ребёнку обязательно нужно хорошо подвигаться на перемене для того, чтобы снять тревожное возбуждение.
17). Испытывает страх в том, что окружающие могут помешать достичь желаемого, в результате чего у него проявляется лихорадочная энергия и чрезмерная настойчивость в отстаивании своих интересов;
18). Проявляет повышенный интерес ко всему возбуждающему и захватывающему;
19). Часто складывается впечатление о том, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь;
20). Игнорирует как поощрения, так и наказания;
21). Часто теряет необходимые дома и в школе вещи;
22). Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
С появлением гиперактивного ребёнка в классе возникает немало проблем, и учителям следует помнить о том, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Ребёнок, склонный к гиперактивности, но без соответствующего диагноза, может учиться в любом классе, но при условии, что учитель не усиливает его тревогу и не осаживает постоянно. К гиперактивному ребёнку легче прикоснуться, усаживая на место, чем несколько раз указывать на обязанность быть дисциплинированным. Лучше его отпустить на три минуты с урока выйти в туалет и обратно, чем призывать его к вниманию и спокойствию. Его плохо контролируемое двигательное возбуждение быстрее проходит тогда, когда оно выражено в беге и в прыжках, то есть в широких мышечных движениях, в активных усилиях. Поэтому гиперактивному ребёнку обязательно нужно хорошо подвигаться на перемене для того, чтобы снять тревожное возбуждение.
Гиперактивные дети имеют очень много энергии и часто не знают о том, как ею правильно управлять. Такие ребята могут быть любознательными и умными, проявлять повышенный интерес к окружающим вещам и явлениям, но при этом у детей не сформирована способность контролировать желание познавать мир. Поэтому гиперактивные ребята берутся за несколько дел сразу, но не все из них доводят до конца [3].
Гиперактивный ребёнок может испытывать в школе определённые трудности. Чаще всего они проявляются в общении с педагогами, сверстниками, проблемах в обучении, в чистописании, аккуратности и послушании. Для того, чтобы облегчить ребёнку адаптацию к школе, родители должны позаботиться об этом заранее. Прежде всего они должны принять тот факт, что их ребёнок особенный, не такой как все, и воспитывать его нужно исходя из качеств характера и поведения [5].
Что могут сделать родители для того, чтобы их ребёнок хорошо чувствовал себя в школе, и к нему относились объективно и непредвзято? В первую очередь нужно поставить в известность классного руководителя о постановке диагноза. Также об особенностях личности ребёнка полезно знать школьному психологу. Совместно с родителями педагоги смогут добиться того, чтобы адаптация к обучению ребёнка прошла успешно, чтобы он смог усваивать новые знания, понимал учебный материал, подружился с одноклассниками и хорошо чувствовал себя в детском коллективе. Для этого родители должны следить за тем, чтобы ребёнок ещё перед поступлением в школу был приучен к правилам распорядка и режиму: правильно питался, высыпался, планировал свою деятельность и грамотно распределял время, которое помогло бы ему с пользой тратить энергию. Ребёнка ещё дома нужно приучать к тому, чтобы он доводил до конца каждое начатое дело: эта способность поможет ему хорошо учиться в школе.
Во время проведения уроков и внеурочных мероприятий учителям рекомендуется [3]:
1). Особое внимание уделять индивидуальной работе с гиперактивными ребятами;
2). По возможности игнорировать вызывающие поступки гиперактивных детей;
3). Проводить уроки и внеурочные мероприятия, находясь в центре класса, напротив доски;
4). Во время работы в классе часто использовать методику блиц-опросов;
5). Строить уроки по чётко распланированному стереотипному порядку;
6). Представлять большие задания в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из них;
1). Особое внимание уделять индивидуальной работе с гиперактивными ребятами;
2). По возможности игнорировать вызывающие поступки гиперактивных детей;
3). Проводить уроки и внеурочные мероприятия, находясь в центре класса, напротив доски;
4). Во время работы в классе часто использовать методику блиц-опросов;
5). Строить уроки по чётко распланированному стереотипному порядку;
6). Представлять большие задания в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из них;
7). Во время проведения уроков и внеурочных мероприятий предусматривать возможность для двигательной разрядки;
8). Если в классе имеется несколько гиперактивных ребят, то их нужно посадить за первые парты по разным рядам.
Работая с родителями, важно донести до них то, что прекратить синдром заболевания нельзя. Компенсаторные механизмы в нервной системе протекают медленно. После установления диагноза родители должны настроиться на долгую нелёгкую работу по нормализации состояния ребёнка. Особенно важно обратить их внимание на формирование у ребёнка стабильной адекватной самооценки. Успешная коррекция возможна только при условии интенсивной совместной работы с детьми, родителями и педагогами.
8). Если в классе имеется несколько гиперактивных ребят, то их нужно посадить за первые парты по разным рядам.
Работая с родителями, важно донести до них то, что прекратить синдром заболевания нельзя. Компенсаторные механизмы в нервной системе протекают медленно. После установления диагноза родители должны настроиться на долгую нелёгкую работу по нормализации состояния ребёнка. Особенно важно обратить их внимание на формирование у ребёнка стабильной адекватной самооценки. Успешная коррекция возможна только при условии интенсивной совместной работы с детьми, родителями и педагогами.
При воспитании ребёнка в семье родителям рекомендуется [7]:
1). У гиперактивного ребёнка должен быть чёткий режим дня;
2). Научить гиперактивного ребёнка управлять собой;
3). При общении с ребёнком необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления повышенных требований;
4). Ребенка нужно хвалить всегда за то, что ему удалось довести начатое дело до конца;
5). Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений;
6). Нужно следить за тем, чтобы гиперактивный ребенок двигался, так как недостаток физической активности у него может стать причиной повышенной возбудимости;
7). Отдавать предпочтение правильному питанию ребёнка;
8). Приучать ребёнка к пассивным играм (например, чтению, рисованию, лепки);
9). Научить ребёнка расслабляться (например, заниматься йогой);
10). Нельзя ребёнка постоянно ругать, наказывать, устраивать молчаливые бойкоты;
1). У гиперактивного ребёнка должен быть чёткий режим дня;
2). Научить гиперактивного ребёнка управлять собой;
3). При общении с ребёнком необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления повышенных требований;
4). Ребенка нужно хвалить всегда за то, что ему удалось довести начатое дело до конца;
5). Необходимо оберегать ребёнка от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений;
6). Нужно следить за тем, чтобы гиперактивный ребенок двигался, так как недостаток физической активности у него может стать причиной повышенной возбудимости;
7). Отдавать предпочтение правильному питанию ребёнка;
8). Приучать ребёнка к пассивным играм (например, чтению, рисованию, лепки);
9). Научить ребёнка расслабляться (например, заниматься йогой);
10). Нельзя ребёнка постоянно ругать, наказывать, устраивать молчаливые бойкоты;
11). Не забывать говорить своему ребёнку о том, как сильно вы его любите.
Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как со стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребёнок. В этом случае родителям следует ещё более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребёнка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребёнка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.
Таким образом, обучение детей с СДВГ требует большого внимания и сил как со стороны родителей, так и со стороны учителя, в классе которого учится такой ребёнок. В этом случае родителям следует ещё более тщательно выбирать учителя, способного понять и быть терпеливым в обучении. Необходим постоянный диалог между родителями и учителем для быстрого и качественного реагирования на изменения в поведении и учебных результатах ребёнка. Это будет способствовать своевременной коррекции поведения ребёнка и поможет ему построить хорошие отношения с одноклассниками.
При организации обучения гиперактивных детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребёнка с учётом его познавательных способностей. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребёнка была успешной, а поставленная цель достигнутой.
Важно понимать то, что у гиперактивного ребёнка нет намерения демонстрировать своё поведение назло учителю, что источники его действий вовсе не распущенность или невоспитанность: такому обучающемуся трудно контролировать собственное возбуждение и тревогу. Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым не удавалось ещё никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним вполне посильная задача для взрослых.
Список используемой литературы
1). Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребёнок. – М.: Вита-Пресс, 2020. – 106 с., илл.
2). Барткович З.С. Терапия гиперактивных подростков. – М.: Инноватор, 2021. – 122 с., илл.
3). Болотовский Г.В., Чуйко Л.С. Гиперактивный ребёнок. – СПб: НПК "Омега", 2020. – 182 с., илл.
4). Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. – М.: АСТ "Астрель", 246 с., илл.
5). Гиппиус И.П., Магид С.В. К школе готов. – М.: АСТ, 2018. – 232 с.
6). Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения. – М.: ДЕАН, 2019. – 214 с., илл.
7). Купер П., Иденс К. Понимание гиперактивного ребёнка: Руководство для родителей и учителей. – Варшава: Специальная педагогическая академия имени М. Гжегож, 2016. – 326 с., илл.
1). Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребёнок. – М.: Вита-Пресс, 2020. – 106 с., илл.
2). Барткович З.С. Терапия гиперактивных подростков. – М.: Инноватор, 2021. – 122 с., илл.
3). Болотовский Г.В., Чуйко Л.С. Гиперактивный ребёнок. – СПб: НПК "Омега", 2020. – 182 с., илл.
4). Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или всё о гиперактивных детях. – М.: АСТ "Астрель", 246 с., илл.
5). Гиппиус И.П., Магид С.В. К школе готов. – М.: АСТ, 2018. – 232 с.
6). Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения. – М.: ДЕАН, 2019. – 214 с., илл.
7). Купер П., Иденс К. Понимание гиперактивного ребёнка: Руководство для родителей и учителей. – Варшава: Специальная педагогическая академия имени М. Гжегож, 2016. – 326 с., илл.
8). Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. – М.: Генезис, 2018. – 186 с., илл.
9). Мурашова Е.В. Дети-тюфяки и дети-катастрофы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2017. – 176 с., илл.
10). Оклендер В.С. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2017. – 336 с., илл.
11). Файзуллина А.Г. Особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. – Воронеж: МОДЭК, 2019. – 294 с., илл.
12). Цветков А.В. Гиперактивный ребёнок: нейропедагогика саморегуляции. – М.: ВАКО, 2020.– 86 с.
9). Мурашова Е.В. Дети-тюфяки и дети-катастрофы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2017. – 176 с., илл.
10). Оклендер В.С. Окна в мир ребёнка. Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2017. – 336 с., илл.
11). Файзуллина А.Г. Особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. – Воронеж: МОДЭК, 2019. – 294 с., илл.
12). Цветков А.В. Гиперактивный ребёнок: нейропедагогика саморегуляции. – М.: ВАКО, 2020.– 86 с.